Моя концепция воспитательной работы
материал по теме
Предварительный просмотр:
Я - счастливый человек, потому что воспитывалась в семье, где царили взаимопонимание, терпение, любовь. Взрослея, присматривалась к окружающим меня людям. Читая художественную и публицистическую литературу, я пыталась анализировать причины, следствия и результаты поступков людей. Появление на свет моей дочери прибавило ещё больше вопросов: имею ли я право воспитывать, как воспитывать, кто кого воспитывает? Именно желание получить ответы определило мой окончательный выбор. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Основываясь на своём жизненном опыте, жизненном опыте людей и трудах классиков педагогики, я для себя опередили два пути воспитания:
- первый - императивный;
- второй - гуманный.
Сколь бы близок ни был классный руководитель к своим воспитанникам, руководить он может, опираясь только на свой авторитет, профессиональные знания и умения.
Учительский авторитет имеет различные значения на разных ступенях школьного обучения. Если на младших школьниках гипнотически действует само звание учитель, то для подростков принципиально важны уже личностные качества педагога, его отношение к ним, его моральный облик, эрудиция, коммуникабельность и компетентность.
Авторитет классного руководителя формируется не сразу. Сначала ребята смотрят на него как на более или менее достоверный источник информации, затем - как на носителя ценности, значимой для ребят, разделяемых ими, и, уже чуть позже, классный руководитель становится доверенным лицом, старшим товарищем и другом.
И тут педагог должен быть сродни артисту: сначала он должен привлечь детей к себе, затем заставить переживать. Причём педагог думается, должен быть великим артистом, потому что призван привлечь к себе детей, которые не терпят не малейшей фальши.
Стремление жить в некоей общности, быть ею защищённой, самоутверждаться в её среде свойственно всем подросткам, да и взрослым тоже. Поэтому, если педагог хочет, чтобы его дети были хорошими, необходимо делать всё, чтобы воспитанники хотели быть такими, чтобы они находили удовольствие в хороших нравственных поступках.
Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по- другому, чем то, что говорит им не уважаемый им человек.
Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.
Поэтому я чаще встаю на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает.
Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; пока он не согласится с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.
Во всём этом объективная база единства учителя и ученика, то есть необходимое условие возникновения известной всем ( но не всем применяемой ! ) педагоги сотрудничества, которую строю я на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими учениками. Воспитание личным примером позволяет добиться наибольшей эффективности. Рассказывая ребятам о своей работе, воспитывая чувство долга, чести, ответственности, дисциплины. Владение навыками оказание первой медицинской помощи помогает мне научить детей действовать правильно в непредвиденных, чрезвычайных ситуациях.
Организация в классе живого уголка помогает привить чувство любви ко всему живому.
Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих учеников делать то, что необходимо для их будущего. Другой гуманный, то есть такой, когда учитель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими
помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.
Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребёнку в период школьного ученичества - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.
И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог - наш современник В. А. Сухомлинский. Дети - источник вдохновения и мой долг как педагога дать им с детства, сохранить его, быть им другом.
«С рождения до трёх лет - ребёнок твой бог, с трёх до десяти - он твой раб, с десяти лет - ребёнок твой друг». ( древнекитайская мудрость)
Основная идея - качество воспитания определяется не объёмом проведённых мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми.
«Последнее 10 - летие в России характеризуется, прежде всего, как период активных социальных преобразований, которые находили и находят своё отражение в тенденциях развития общего среднего образования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетности собственного обучения. Однако разочарование в социальных реформах, долженствующих создать благоденствие человечества, заставляет вспомнить и о воспитании как средства подготовки лучшего будущего» - писал ещё в 1910 году русский философ Г. Шлет.
Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отличаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, наоборот, их безработица. Эта ситуация как порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, так и делает очевидными проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром. С другими людьми. В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных на общество», предоставленных самим себе, не знающих, чем заняться, не выбравших стиль жизни.
Всё это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в школе.
Основные цели и задачи воспитания в школе.
В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность, за неё и транслируя гуманистические ценности. Это предполагает, что он:
- уверен в себе, активен, не боится пробовать;
- умеет быть терпимым к другим людям, не похожим на него;
- способен к самообразованию;
- умеет принимать решения и достигать результаты в соответствии с поставленной целью;
- умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.
Исходящая из этого цель воспитания - научить ребёнка :
- осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
- развивать свои силы и способности;
- понимать и принимать других;
- адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения;
- адаптироваться к социальным условиям.
Способы достижения цели:
1. Участие детей в управлении школой и классом ( самоуправление ):
-совместное с педагогом формирование и принятие правил жизни и класса, формирование правил и обязанностей каждого члена школьного классного коллектива;
-совместное принятие ответственных решений, касающихся жизни школьного или классного коллектива;
- планирование коллективной внеучебной деятельности;
- наличие гласности (регулярно выходящая детская пресса ).
- Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью.
- Создание возможностей для проявления творчества детей в школе :
- возможность для каждого учащегося школы участвовать в работе детских творческих коллективов, кружков, общешкольных или классных коллективных творческих делах;
- возможность проявления со стороны детей и осуществления ими любой творческой инициативы.
- Включение культуры и навыков достойного поведения в содержание школьного образования.
- Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
-поведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности.
Ведущей целью воспитания нашей школы является идеал личности, способный принимать решения в ситуациях морального выбора.
Поэтому наш педагогический коллектив на первое место ставит вопрос о гумманизации учебно - воспитательного процесса.
Школьные программы воспитания направлены на самосовершенствование личности ребёнка. В основе программ - концепция воспитания Селевко Герман Константинович..
Принципы и подходы к воспитанию:
Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности такой системы - объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической воспитательной системы- развитие личности ребенка.
В основе принципа личностно ориентированного воспитания лежит признание личности ребёнка высшей социальной ценностью; отсутствие попытки переделать его; но умения влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Личностный подход можно осуществить только при основательной психологизации образовательного процесса.
Принцип природосообразительности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
Принцип средового подхода очень важен - школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно - духовный центр микрорайона. В этом смысл и семья займёт особое место.
Деятельный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая и т. д.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. «Самый опасный результат образования - это прекрасно информированные люди, не отягощённые совестью» (Эрнст Боуер - американский педагог -психолог)
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного пресса.
Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать, какие - либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества. Важна опора на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные
ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. (Собственное воспитание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной работы
Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны. bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...
Концепция воспитательной работы
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...
Концепция воспитательной работы
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...
Концепция воспитательной работы
Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....
Концепция воспитательной работы
Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...
Концепция воспитательной работы
Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...
Моя концепция воспитательной работы
В своей статье я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. ...