Концепция воспитательной работы
методическая разработка (8 класс) по теме
Концепция воспитательной работы
Классного руководителя 8 «В» класса
«Средней общеобразовательной школы № 4»
Быстровой Натальи Александровны.
Инклюзивное образование.
Инклюзия – это принадлежность к сообществу. Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения и воспитания (включая детей- инвалидов).
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определённого общественного статуса и утверждения своей социальной значимости. Инклюзия – попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом
отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в
школе. Существование обычных школ с установкой на инклюзию - самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования.
Инклюзивное образование помогает детям развиться и находить своё место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Каждый ребёнок приобщён, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация, педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого–педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивного образования
- Все ученики равны в школьном сообществе.
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Планируется и проводится эффективное обучение.
- Работники, вовлечённые в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения.
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
- Семья активно участвует в жизни школы.
- Вовлечённые работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном воздействии на детей, так и в организации совместной деятельности, основанной на принципах:
- природосообразности - закономерность развития ребёнка;
- целостностное - воспитание и обучение являются равноправными взаимодействующими компонентами;
- сотрудничество – единство целей жизни ребёнка и воспитательных целей педагога;
- гуманизма – ребёнок не объект воспитания, а неповторимая личность;
- дифференциации – отбор содержания, форм, методов воспитания с учётом индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.
Психолого-педагогическая характеристика 8 В класса
8В класс является учебной группой пониженного уровня 7 вида (задержка психического развития). Все дети были зачислены в этот класс на основании результатов медико–психологической комиссии.
В классе 13 человек, из них 7 мальчиков и 6 девочек (одна - инвалид lVгруппы). Психологом была проведена диагностика. Результаты были следующие: не умение слушать взрослого, выполнять простейшие поручения, не умение дружить, не желание участвовать в коллективных творческих делах класса. Нет авторитетного стержня, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение учащихся, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других.
Такое общение в коллективе не приносило ни радости, ни удовлетворения. Учащиеся имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них наблюдается повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость (см. Приложение 1). По результатам тестирования учащиеся в большинстве имеют низкий уровень воспитанности и мотивации во всех видах деятельности (см. Приложение 2).
Анкетирование родителей дало сведения о психических и физических особенностях детей. Все они имеют различные заболевания, (см. Приложение 3).
Исходя из данных анкет, были получены сведения о социальном статусе семей: в классе 5 неполных семей, 5 состоящих на учёте в КДН, 6 малообеспеченных. По медицинским показаниям llгруппу здоровья имеют 8 человек; IIIгруппу – 4 человека; IVгруппу – 1 человек) (см. Приложение 4).
Анализируя анкеты, стало понятно, что родители готовы к сотрудничеству.
Имея в виду такой состав детей, понятно, что должна быть особая связь с участниками воспитательного процесса, их родителями и педагогами.
Какие же условия может предоставить школа для таких детей?
В программе развития школы на 2006 – 2010 год определена миссия школы. Мы видим себя как «Школа доверия социума и родителей». Родители доверяют школе – мы доверяем родителям. Основные направления социально – педагогической деятельности согласованы с родительским заказом и возможностями детей.
Какова же цель воспитательной работы в классе для детей с задержкой психического развития?
Цель воспитания:
социально – зрелая личность с активной гражданской позицией, со сформированными компетенциями:
- бытовыми;
- коммуникативными;
- профессионально – сориентированными.
Социокультурная среда.
Комплексная помощь и поддержка ребёнка в системе образовательного учреждения – это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико–социальной поддержки детей и их родителей.
Сложный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Субъектом и носителем проблемы ребёнка является не только он сам (или заболевание), и его родители и педагоги, то есть «субъектный четырёхугольник».
Классный руководитель координирует работу сопровождающих для того, чтобы сберечь здоровье детей, следит за развитием способностей, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, учащихся, родителей.
Алгоритм сопровождения детей:
- формирование здорового образа жизни;
- личностные проблемы развития ребёнка;
- выбор образовательного маршрута;
- преодоление трудностей в обучении;
- развитие способностей ребёнка в деятельности;
формирование ценностей у детей (взаимное уважение, осознание себя частью общества, взаимопомощь, толерантность, возможность помочь самим себе и людям в своём сообществе, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека).
Чтобы создать благоприятные условия для обучения детей с задержкой психического развития, необходим всесторонний анализ имеющихся проблем. С этой целью в школе ведутся различные мониторинги, отражающие различные сферы развития этих детей учащихся: мониторинг состояния здоровья, мониторинг уровня развития психических процессов, социальный паспорт семей учащихся.
Как дети обучаются в этих классах?
1. Мониторинг состояния здоровья обучающихся ведётся заместителем по УВР. Как правило, у детей с диагнозом «задержка психического развития» состояние здоровья требует особого внимания со стороны педагогов, учёта при организации учебного процесса.
2. Мониторинг уровня развития психических процессов ведётся педагогом – психологом. В данном классе проводится диагностика уровня развития отдельных психических процессов с целью организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
3. Социальным педагогом школы организованы всесторонние наблюдения за семьями учащихся классов для детей с ЗПР. Результаты наблюдений отражены в таких документах как: социальный паспорт семьи, акт посещения семьи учащегося, тетрадь наблюдений за социально – бытовыми условиями проживания, протоколы профилактических бесед, заседаний Совета профилактики, ведётся индивидуальная картотека на учащихся, находящихся в социально – опасном окружении.
Деятельность педагогов
Деятельность педагогического коллектива по организации учебно–воспитательного процесса регламентируется Положением о классах для детей с задержкой психического развития.
Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов:
- представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чём его отличие от традиционных форм;
- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами – учителями, специалистами, руководством).
- Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно:
- выбирает интересное, доступное, личностно и практико–ориентированное содержание;
- организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектную и творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры.
В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это даёт возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой
Профориентационная работа в школе
Школа заботится об обоснованном выборе профессии её выпускниками.
Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближённого к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города), путём расширения представления о мире профессий.
Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно–воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально – профессиональную адаптацию.
Профессиональная работа предусматриваетсяпрограммами элективных курсов профильной направленности «Профессиональное самоопределение школьников» (8 – 9 класс) (см. Приложение 5)
На данных занятиях ребята знакомятся с особенностями различных профессий, с требованиями, предъявляемыми работникам той или иной специальности, узнают, где и как получить интересующую их профессию.
Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
Общешкольные мероприятия:
- выпуск тематических газет к профессиональным праздникам.
- профориентация: игра «Мир профессий».
- общешкольные собрания «Мир профессий» (встречи с представителями различных профессий).
- день микрорайона (профессии жителей микрорайона)
- посещение городской ярмарки профессий, средних профессиональных учебных заведений (в рамках дня открытых дверей)
- создание каталога профессий «Профессиональная карта города».
Программа внеурочной деятельности основного общего образования для 8 В класса:
- ОП «Хозяин усадьбы» (благоустройство территории, основы агрономии, ландшафтный дизайн).
- «Прикладная информатика».
- Организована летняя трудовая практика, летний лагерь труда и отдыха для подростков, склонных к правонарушениям, трудовые десанты.
- Система воспитательной работы объединяет усилия педагогов школы, семьи, педагогов муниципальных учреждений дополнительного и профессионального образования, муниципальных общественных и властных структур.
Сотрудничество школы с родителями
Огромное значение с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. В планировании воспитательной работы большое внимание уделяется участию самих родителей во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в музеях на экскурсиях, в поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.
Ежегодно расширяются связи с родителями, включая их в воспитательную деятельность школы.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и школы играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношениях родителей друг с другом, общение детей. В планировании общешкольных и классных дел активное участие принимают родители, которые понимают проблемы своих детей и стараются помочь в их воспитании и обучении. Вместе с родителями был составлен план работы родительского комитета.
(см. Приложение 6).
Организация процесса воспитания классным руководителем в 8 В классе на 2006 – 2010 год.
« Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам».
Этапы реализации программы
В деятельности по моделированию системы воспитания можно выделить 3 этапа:
· Подготовительный (диагностико–формирующий;
функции: диагностическая, проектировочная, организационная 2006 – 2007).
· Практический (функция: деятельностная 2007 – 2009).
· Обобщающий (функция: аналитическая, контроль–коррекционная 2009 – 2010).
Взаимодействие классного руководителя с родителями
1. Функции классного руководителя в работе с родителями:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
- взаимодействие с общественными организациями родителей.
2. Основные направления в работе с родителями
а) Диагностика:
- предварительная;
- оперативная;
- итоговая.
б) Коррекционная работа
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа. Главным назначением такой работы является оказание родителям своевременной психолого–педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. Как правило, такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и в оперативной помощи различных специалистов и служб: врачей, психологов, правоохранительных органов.
в) Анкетирование родителей (см. Приложение 7).
3. Формы взаимодействия с семьёй:
- индивидуальные консультации, беседы;
- посещение ребёнка на дому;
- родительские собрания;
- родительские чтения;
- конференции;
- родительские вечера;
- родительские тренинги.
Взаимодействие с учащимися
I. Этап – Подготовительный
1. Приёмы педагогического воздействия.
Процесс обучения должен приспосабливаться к каждому ученику, поэтому необходимо выбрать приёмы педагогического воздействия, которые помогут в преодолении негативных особенностей эмоционально – личностной сферы учащегося.
Созидающие приёмы – приёмы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных:
- организация успехов в учении;
- вовлечение в интересную деятельность;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
- убеждение;
- доверие;
- ожидание лучших результатов;
- проявление доброты, заботы;
- просьба;
- поощрение;
- проявление огорчения;
- поручительство.
2. Классное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Классное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управлении делами класса, созданием работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе (см. Приложение 8)
3. Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включён в школьное расписание и проводится в определённый день. При составлении классных часов исходили из основной цели воспитания
(см. Приложение 9).
На одном из классных часов дети сами предложили составить «Заповеди класса».
Заповеди класса
- Люби свою школу. Бери все от нее хорошее.
- Не говори плохо о людях.
- Помоги своему товарищу в учебе.
- Учись дружить и будь в дружбе верным.
- Умей с сочувствием относиться к несчастью других.
- Умей подавлять в себе плохое настроение.
- Умей ставить цель, преодолевать лень и добиваться успеха.
- Научись быть красивым.
- Научись быть здоровым и жизнерадостным.
- Учись понимать природу
- Кто не любит природу - тот не любит себя.
- Учись думать.
- Постарайся познать свое «Я».
Классные часы и организационные пятнадцатиминутки, регулярно проводимые с начала сентября, зажгли первые искорки взаимопонимания и укрепили уверенность классного руководителя в том, что детям необходимо конкретное дело, движение вперед.
Психодиагностика классного коллектива
( По методике Лутошкина)
« Мягкая глина».
На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива. Не всё получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой – либо цели происходит с трудом. Отношения в основном стали доброжелательными, хотя ребята не всегда бывают, внимательны друг к другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет.
Дети стараются относиться к своим поручениям добросовестно, но пока не у всех это получается.
II. Этап – Практический
а) Коллективные творческие дела
Объединение детей создаётся, сплачивается только тогда, когда есть общее дело, интересное для всех участников её осуществления. Основой содержания воспитания становится создание условий, при которых каждое дело обязательно для всех не потому, что его надо сделать по распоряжению педагога, а обязательно потому, что оно задумано самими учениками. В условиях взаимной поддержки учитель занимает новое, непривычное для него место, следуя формуле: «не вместо учеников, а вместе с ними и впереди них». Учителя учат не наставлениям, требованиям и понуканиями, а общей с учениками творческой работе. Благодаря этому опыт совместной работы, её сути, закрепляется в сознании детей, становится руководством к самостоятельному принятию решений во взрослой жизни.
1.Организационные:
- распределение и выполнение поручений в классе;
- создание классной газеты « Покори свою высоту».
2.Познавательные:
- «Наш город»;
- «В мире цветов»;
- «В мире профессий».
3. Трудовые дела « Наши добрые дела»:
- «Операция школьный двор»;
- «Город весёлых мастеров»;
- «Открытка ветерану»;
- «Звёздный поход»;
- «Поможем малышам!» (см. Приложение 10)
4. Творческие дела, посвящённые семейным традициям:
- «История моего рода»;
- «Семейные праздники»;
- «Профессии моей родословной».
5. Художественные:
Оформление выставки для младших школьников на тему « Наш любимый город».
Психодиагностика классного коллектива
« Мерцающий маяк»
Формирующийся в классе коллектив на данном этапе к каждому готов прийти на помощь. В классе у ребят преобладает желание трудиться сообща, дружить, помогать друг другу и малышам. Дети стараются выполнять порученное им дело, но не у всех это ещё получается. В группе есть ребята, на которых можно опереться, но недостаточно ещё проявляется инициатива. Активность происходит всплесками, да и то не у всех.
III этап – Обобщающий
Деятельность классного руководителя по профориентации старшеклассников включает в себя немало полезных бесед и мероприятий. Трудовая и общественная деятельность ребёнка в школе играет большую роль в дальнейшем процессе социализации личности: в выборе профессии, приобретении духовных ценностей, взаимоотношениях с разными людьми, становлении характера. Сюда можно отнести и попадание молодого человека в современные условия рыночных отношений, умение защитить собственную жизненную позицию, получение экономических и политических знаний о жизни общества, развитие правовой культуры.
На данном этапе запланированы следующие формы работы:
- организация уголков профориентации.
- встречи с представителями различных профессий.
- профконсультационные экскурсии.
- передачи о профессиях. Подготовка, просмотр, обсуждение.
- смотры и выставки технического творчества.
- заключение договоров с различными учебными заведениями
- разработаны классные часы на 9 класс.
- спланированы мероприятия по благоустройству территории.
Ожидаемые результаты
Цель воспитания: социально – зрелая личность с активной гражданской позицией, со сформированными компетенциями:
- бытовыми;
- коммуникативными;
- профессионально – сориентированными.
Такая система воспитания позволяет определиться в выборе дальнейшего пути не только учащимся, но и родителям помочь своему ребёнку в выборе будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_vospitatelnoy_raboty.doc | 588.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной работы
Классного руководителя 8 «В» класса
« Средней общеобразовательной школы № 4»
Быстровой Натальи Александровны.
Каждый ребёнок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении их прав на полноценное образование и воспитание, желание и готовность включить их в детское сообщество. Выбранная система воспитания имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в воспитательнo - образовательном процессе – психолог - педагогическом сопровождении.
Инклюзивное образование.
Инклюзия – это принадлежность к сообществу. Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения и воспитания (включая детей- инвалидов).
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определённого общественного статуса и утверждения своей социальной значимости. Инклюзия – попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом
отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в
школе. Существование обычных школ с установкой на инклюзию - самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования.
Инклюзивное образование помогает детям развиться и находить своё место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Каждый ребёнок приобщён, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация, педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого–педагогических приёмов, ориентированных на потребности этих детей.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила ИО:
- Все ученики равны в школьном сообществе.
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Планируется и проводится эффективное обучение.
- Работники, вовлечённые в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения.
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
- Семья активно участвует в жизни школы.
- Вовлечённые работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном воздействии на детей, так и в организации совместной деятельности, основанной на принципах:
- природосообразности - закономерность развития ребёнка;
- целостностное - воспитание и обучение являются равноправными взаимодействующими компонентами;
- сотрудничество – единство целей жизни ребёнка и воспитательных целей педагога;
- гуманизма – ребёнок не объект воспитания, а неповторимая личность;
- дифференциации – отбор содержания, форм, методов воспитания с учётом индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.
Психолого-педагогическая характеристика 6 В класса.
6В класс является учебной группой пониженного уровня 7 вида (задержка психического развития). Все дети были зачислены в этот класс на основании результатов медико–психологической комиссии.
В классе 13 человек, из них 7 мальчиков и 6 девочек (одна - инвалид lV группы). Психологом была проведена диагностика. Результаты были следующие: не умение слушать взрослого, выполнять простейшие поручения, не умение дружить, не желание участвовать в коллективных творческих делах класса. Нет авторитетного стержня, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение учащихся, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. Такое общение в коллективе не приносило ни радости, ни удовлетворения. Учащиеся имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них наблюдается повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость (см. Приложение 1). По результатам тестирования учащиеся в большинстве имеют низкий уровень воспитанности и мотивации во всех видах деятельности (см. Приложение 2).
Анкетирование родителей дало сведения о психических и физических особенностях детей. Все они имеют различные заболевания, (см. Приложение 3).
Исходя из данных анкет, были получены сведения о социальном статусе семей: в классе 5 неполных семей, 5 состоящих на учёте в КДН, 6 малообеспеченных. По медицинским показаниям l l группу здоровья имеют 8 человек; III группу – 4 человека; IV группу – 1 человек) (см. Приложение 4).
Анализируя анкеты, стало понятно, что родители готовы к сотрудничеству.
Имея в виду такой состав детей, понятно, что должна быть особая связь с участниками воспитательного процесса, их родителями и педагогами.
Какие же условия может предоставить школа для таких детей?
В программе развития школы на 2006 – 2010 год определена миссия школы. Мы видим себя как «Школа доверия социума и родителей». Родители доверяют школе – мы доверяем родителям. Основные направления социально – педагогической деятельности согласованы с родительским заказом и возможностями детей.
Какова же цель воспитательной работы в классе для детей с задержкой психического развития?
Цель воспитания: социально – зрелая личность с активной гражданской позицией, со сформированными компетенциями:
- бытовыми;
- коммуникативными;
- профессионально – сориентированными.
Социокультурная среда.
Комплексная помощь и поддержка ребёнка в системе образовательного учреждения – это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико–социальной поддержки детей и их родителей.
Сложный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Субъектом и носителем проблемы ребёнка является не только он сам (или заболевание), и его родители и педагоги, то есть «субъектный четырёхугольник».
Классный руководитель координирует работу сопровождающих для того, чтобы сберечь здоровье детей, следит за развитием способностей, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, учащихся, родителей.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Специалист сопровождения
Педагоги
Ребёнок |
Родители Ближайшее окружение
Алгоритм сопровождения детей:
- формирование здорового образа жизни;
- личностные проблемы развития ребёнка;
- выбор образовательного маршрута;
- преодоление трудностей в обучении;
- развитие способностей ребёнка в деятельности;
- формирование ценностей у детей (взаимное уважение, осознание себя частью общества, взаимопомощь, толерантность, возможность помочь самим себе и людям в своём сообществе, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека).
Чтобы создать благоприятные условия для обучения детей с задержкой психического развития, необходим всесторонний анализ имеющихся проблем. С этой целью в школе ведутся различные мониторинги, отражающие различные сферы развития этих детей учащихся: мониторинг состояния здоровья, мониторинг уровня развития психических процессов, социальный паспорт семей учащихся.
Как дети обучаются в этих классах?
1. Мониторинг состояния здоровья обучающихся ведётся заместителем по УВР. Как правило, у детей с диагнозом «задержка психического развития» состояние здоровья требует особого внимания со стороны педагогов, учёта при организации учебного процесса.
2. Мониторинг уровня развития психических процессов ведётся педагогом – психологом. В данном классе проводится диагностика уровня развития отдельных психических процессов с целью организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
3. Социальным педагогом школы организованы всесторонние наблюдения за семьями учащихся классов для детей с ЗПР. Результаты наблюдений отражены в таких документах как: социальный паспорт семьи, акт посещения семьи учащегося, тетрадь наблюдений за социально – бытовыми условиями проживания, протоколы профилактических бесед, заседаний Совета профилактики, ведётся индивидуальная картотека на учащихся, находящихся в социально – опасном окружении.
Деятельность педагогов.
Деятельность педагогического коллектива по организации учебно–воспитательного процесса регламентируется Положением о классах для детей с задержкой психического развития.
Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов:
- представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чём его отличие от традиционных форм;
- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
-умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами – учителями, специалистами, руководством).
Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно:
- выбирает интересное, доступное, личностно и практико–ориентированное содержание;
- организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектную и творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры.
В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это даёт возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой
Профориентационная работа в школе.
Школа заботится об обоснованном выборе профессии её выпускниками.
Профориентационная работа в образовательном учреждении проводится с целью создания условий для осознанного самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближённого к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города), путём расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно–воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально – профессиональную адаптацию.
Профессиональная работа предусматривается программами элективных курсов профильной направленности « Профессиональное самоопределение школьников» (8 – 9 класс) (см. Приложение 5).
На данных занятиях ребята знакомятся с особенностями различных профессий, с требованиями, предъявляемыми работникам той или иной специальности, узнают, где и как получить интересующую их профессию.
Профориентационная работа в образовательном учреждении осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
Общешкольные мероприятия:
- выпуск тематических газет к профессиональным праздникам.
- профориентация: игра «Мир профессий».
общешкольные собрания «Мир профессий» (встречи с представителями различных профессий).
- день микрорайона (профессии жителей микрорайона)
- посещение городской ярмарки профессий, средних профессиональных учебных заведений (в рамках дня открытых дверей)
- создание каталога профессий «Профессиональная карта города».
Программа внеурочной деятельности основного общего образования для 8 В класса:
- ОП «Хозяин усадьбы» (благоустройство территории, основы агрономии, ландшафтный дизайн).
- «Прикладная информатика».
- Организована летняя трудовая практика, летний лагерь труда и отдыха для подростков, склонных к правонарушениям, трудовые десанты.
Система воспитательной работы объединяет усилия педагогов школы, семьи, педагогов муниципальных учреждений дополнительного и профессионального образования, муниципальных общественных и властных структур.
Сотрудничество школы с родителями.
Огромное значение с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. В планировании воспитательной работы большое внимание уделяется участию самих родителей во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в музеях на экскурсиях, в поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.
Ежегодно расширяются связи с родителями, включая их в воспитательную деятельность школы.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и школы играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношениях родителей друг с другом, общение детей. В планировании общешкольных и классных дел активное участие принимают родители, которые понимают проблемы своих детей и стараются помочь в их воспитании и обучении. Вместе с родителями был составлен план работы родительского комитета.
(см. Приложение 6).
Организация процесса воспитания классным руководителем в 6 В классе на 2006 – 2010 год.
« Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он сам».
Этапы реализации программы.
В деятельности по моделированию системы воспитания можно выделить 3 этапа:
- Подготовительный (диагностико–формирующий; функции: диагностическая, проектировочная, организационная 2006 – 2007).
- Практический (функция: деятельностная 2007 – 2009).
- Обобщающий (функция: аналитическая, контроль–коррекционная 2009 – 2010).
Взаимодействие классного руководителя с родителями.
1. Функции классного руководителя в работе с родителями:
а) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей;
в) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
г) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
д) взаимодействие с общественными организациями родителей.
2. Основные направления в работе с родителями.
а) Диагностика:
- предварительная;
- оперативная;
- итоговая.
б) Коррекционная работа.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа. Главным назначением такой работы является оказание родителям своевременной психолого–педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. Как правило, такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и в оперативной помощи различных специалистов и служб: врачей, психологов, правоохранительных органов.
в) Анкетирование родителей (см. Приложение 7).
3. Формы взаимодействия с семьёй:
- индивидуальные консультации, беседы;
- посещение ребёнка на дому;
- родительские собрания;
- родительские чтения;
- конференции;
- родительские вечера;
- родительские тренинги.
Взаимодействие с учащимися.
1 Этап - Подготовительный.
1. Приёмы педагогического воздействия.
Процесс обучения должен приспосабливаться к каждому ученику, поэтому необходимо выбрать приёмы педагогического воздействия, которые помогут в преодолении негативных особенностей эмоционально – личностной сферы учащегося.
Созидающие приёмы – приёмы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных:
- организация успехов в учении;
- вовлечение в интересную деятельность;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
- убеждение;
- доверие;
- ожидание лучших результатов;
- проявление доброты, заботы;
- просьба;
- поощрение;
- проявление огорчения;
- поручительство.
2. Классное самоуправление - это режим протекания совместной и са мостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое ме сто и реализовать свои способности и возможности.
Классное самоуправление предусматривает вовлечение всех уча щихся в управлении делами класса, созданием работоспособных орга нов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязан ностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовос питанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую дея тельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в жела нии самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе (см. Приложение 8)
3. Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включён в школьное расписание и проводится в определённый день. При составлении классных часов исходили из основной цели воспитания
(см. Приложение 9).
На одном из классных часов дети сами предложили составить «Заповеди класса».
Заповеди класса.
- Люби свою школу. Бери все от нее хорошее.
- Не говори плохо о людях.
- Помоги своему товарищу в учебе.
- Учись дружить и будь в дружбе верным.
- Умей с сочувствием относиться к несчастью других.
- Умей подавлять в себе плохое настроение.
- Умей ставить цель, преодолевать лень и добиваться успеха.
- Научись быть красивым.
- Научись быть здоровым и жизнерадостным.
- Учись понимать природу
- Кто не любит природу - тот не любит себя.
- Учись думать.
- Постарайся познать свое «Я».
Классные часы и организационные пятнадцатиминутки, регулярно проводимые с начала сентября, зажгли первые искорки взаимопонимания и укрепили уверенность классного руководителя в том, что детям необходимо конкретное дело, движение вперед.
Психодиагностика классного коллектива.
( По методике Лутошкина)
« Мягкая глина».
На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива. Не всё получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой – либо цели происходит с трудом. Отношения в основном стали доброжелательными, хотя ребята не всегда бывают, внимательны друг к другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет.
Дети стараются относиться к своим поручениям добросовестно, но пока не у всех это получается.
II Этап - Практический.
а) Коллективные творческие дела.
Объединение детей создаётся, сплачивается только тогда, когда есть общее дело, интересное для всех участников её осуществления. Основой содержания воспитания становится создание условий, при которых каждое дело обязательно для всех не потому, что его надо сделать по распоряжению педагога, а обязательно потому, что оно задумано самими учениками. В условиях взаимной поддержки учитель занимает новое, непривычное для него место, следуя формуле: «не вместо учеников, а вместе с ними и впереди них». Учителя учат не наставлениям, требованиям и понуканиями, а общей с учениками творческой работе. Благодаря этому опыт совместной работы, её сути, закрепляется в сознании детей, становится руководством к самостоятельному принятию решений во взрослой жизни.
1.Организационные:
- распределение и выполнение поручений в классе;
- создание классной газеты « Покори свою высоту».
2.Познавательные:
- « Наш город»;
- « В мире цветов»;
- « В мире профессий».
3. Трудовые дела « Наши добрые дела»:
- « Операция школьный двор»;
- « Город весёлых мастеров»;
- « Открытка ветерану»;
- « Звёздный поход»;
- « Поможем малышам!» (см. Приложение 10)
4. Творческие дела, посвящённые семейным традициям:
- «История моего рода»;
- « Семейные праздники»;
- « Профессии моей родословной».
5. Художественные:
Оформление выставки для младших школьников на тему « Наш любимый город».
Психодиагностика классного коллектива.
« Мерцающий маяк».
Формирующийся в классе коллектив на данном этапе к каждому готов прийти на помощь. В классе у ребят преобладает желание трудиться сообща, дружить, помогать друг другу и малышам. Дети стараются выполнять порученное им дело, но не у всех это ещё получается. В группе есть ребята, на которых можно опереться, но недостаточно ещё проявляется инициатива. Активность происходит всплесками, да и то не у всех.
III этап - Обобщающий.
Деятельность классного руководителя по профориентации старшеклассников включает в себя немало полезных бесед и мероприятий. Трудовая и общественная деятельность ребёнка в школе играет большую роль в дальнейшем процессе социализации личности: в выборе профессии, приобретении духовных ценностей, взаимоотношениях с разными людьми, становлении характера. Сюда можно отнести и попадание молодого человека в современные условия рыночных отношений, умение защитить собственную жизненную позицию, получение экономических и политических знаний о жизни общества, развитие правовой культуры.
На данном этапе запланированы следующие формы работы:
- организация уголков профориентации.
- встречи с представителями различных профессий.
- профконсультационные экскурсии.
- передачи о профессиях. Подготовка, просмотр, обсуждение.
- смотры и выставки технического творчества.
- заключение договоров с различными учебными заведениями
- разработаны классные часы на 9 класс.
- спланированы мероприятия по благоустройству территории.
Ожидаемые результаты.
Цель воспитания: социально – зрелая личность с активной гражданской позицией, со сформированными компетенциями:
- бытовыми;
- коммуникативными;
- профессионально – сориентированными.
Такая система воспитания позволяет определиться в выборе дальнейшего пути не только учащимся, но и родителям помочь своему ребёнку в выборе будущей профессии.
Приложение 10
Планирование работы классного коллектива с младшими школьниками
на 2008 -2009 учебный год.
( по инициативе самих ребят).
«Поможем малышам!».
сентябрь
Проверка учебников, дневников.
октябрь
Беседа на тему «Твой режим дня».
Помощь в оформлении классного уголка.
ноябрь
Изготовление наглядного пособия к уроку русского языка.
декабрь
«Мастерская Деда Мороза». Совместное изготовление ёлочных игрушек.
январь.
Беседа « Правила поведения учащихся в школе».
февраль
Контроль над поведением младших школьников в столовой.
Конкурс на самую лучшую открытку к 23 февраля.
март
Конкурс чтецов« Праздник наших мам». Участие в жюри.
апрель
Беседа на тему «12 апреля – День космонавтики».
Контроль за поведением младших школьников на перемене. Организация игр.
май
Проведение мероприятия « Тихвин в годы Великой Отечественной войны».
Проверка учебников в конце года.
Приложение 3.
Анкетирование родителей на первом собрании:
Цели - найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса.
1. Ф. И. О. родителей.
2. Образование (тип образования).
3.Место работы.
4. Род деятельности.
5. Телефон домашний, рабочий.
6. Число детей.
7. Число членов семьи, есть ли в доме участники ВОВ.
8. В каких делах класса Вы смогли бы помочь:
- проведение бесед с учащимися на специальные темы;
- организация экскурсии на предприятие;
- изготовление пособий;
- ремонт мебели;
- руководство кружком, секцией;
- помощь в организации походов, поездок, досуговой деятельности.
9. Дата рождения ребёнка.
10. Чем Ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?
11. Какие игры предпочитает?
12. Какие спортивные соревнования больше любит?
13. С кем чаще всего общается?
14. Как ведёт себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив)?
15. Какие обязанности выполняет по дому?
16.Какие индивидуальные особенности ребёнка необходимо учесть классному руководителю?
17. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка?
18. Знаете ли Вы друзей ребёнка, их родителей?
19. Приходят ли к вам друзья сына, дочери?
20. Особенности здоровья Вашего ребёнка.
Приложение 9
Классные часы 6 класс.
сентябрь
1. « Будем знакомы!»
1 «. Как научится жить в коллективе?»
2. «Нам нужна дружба?»
октябрь
1. « Учителя нашей школы».
2. « Советы мудрых».
ноябрь
1. « Моя родословная».
2. « Славим руки матери».
3. «. Можно ли изменить свой характер?»
декабрь
1. « Я - ученик. Мои права и обязанности».
2. « Кто и как встречает Новый год».
январь
1. «Как вести себя в конфликтных ситуациях?»
2. « Здоровый образ жизни».
февраль
1. « А ну-ка, парни!».
2. Как изучить самого себя?
март
1. Праздник наших мам « День, пахнущий мимозой».
2. « Чтобы иметь друга, надо быть и».
апрель
1. Викторина « Тайна звёзд».
2. « Общение- это искусство».
май
1. «И помнит мир спасённый»
2. «Портрет моего класса».
Классные часы 7 класс.
сентябрь
1 «.Что значит быть хорошим сыном, дочерью?»
2. « Сила воли. Откуда она берётся?»
октябрь
1. « Всё это- школа…».
2. « Наши семейные традиции».
ноябрь
1. « Мамины руки не знают скуки».
2. «История происхождения хороших манер».
декабрь
1. « Советы Деда Мороза».
2. Игра-соревнование « Дело мастера боится».
январь
1. « Умей чувствовать рядом с собой человека».
2. «Герои и антигерои».
февраль
1. « Вперёд, мальчишки!».
2. « Курение – за и против».
март
1. « А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами».
2. « Внешняя культура человека».
апрель
1. « День здорового смеха».
2. « Я - житель планеты Земля».
май
1. « Люби Россию в час ненастья».
2. « Можно ли стать красивым?»
Классные часы 8 класс.
сентябрь
1. « Победить неуверенность в себе».
2. «О поклонах, рукопожатиях, улыбке».
октябрь
1. «Никогда не поздно поумнеть».
2. « Эти вредные конфликты».
3. « Как правильно выбирать профессию?»
ноябрь
1. « Самая прекрасная из женщин - женщина с ребёнком на руках!»
2. « Моя семья - моё богатство».
3. Стремление к счастью».
декабрь
1. «Готовим подарки к Новому году».
2. « Государственная символика России».
январь
1. « Духовный мир человека».
2. « Русские самородки».
февраль
1. « Береги честь смолоду».
2. « Гардемарины, вперёд».
март
1. « Наша история в семейном альбоме».
2. « Красавицы – девицы - умницы и мастерицы».
апрель
1. « Да здравствует юмор!»
2. « Твой характер и твоя профессия».
3. « Праздник знака зодиака».
май
1. « Песня в солдатской шинели»
2. « О чём плакали и смеялись цветы?»
3. « Правила счастливого человека».
Примерные классные часы 9 класс.
сентябрь
1. « Что значит быть взрослым?»
2. « Как ладить с людьми?»
октябрь
1. « Мой любимый город».
2. « Профессии сегодняшнего дня».
ноябрь
1. « В королевстве кривых зеркал, в королевстве добра и света».
2. « Хочу – могу – надо».
декабрь
1. « Как жить в мире с родителями?»
2. « Новогодние гаданья».
3. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?»
январь
1. « Красота и здоровье».
2. « Способность к прощению».
февраль
1. « Есть ли рыцари в наши дни?»
2. « Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».
3. « Чти отца своего».
март
1. « Золотые бабушкины руки».
2. « Культура взаимоотношений юношей и девушек».
Апрель
1. « В мире профессий».
2. « Как победить слабости и недостатки своего характера?»
3. « Каким должен быть молодой специалист?»
май
1. « Да будь я камнем от рожденья, я б в жажде всё одолевать прошёл все муки превращенья, чтоб только человеком стать».
2. « Я Родине своей служить готов!?»
Приложение 6
План работы родительского комитета на 2006-2007 учебный год (6 класс).
август
1. Встреча родительского комитета с классным руководителем.
2. Участие в заседании Совета школы.
сентябрь
1. Обсуждение направлений деятельности родительского комитета в новом учебном году.
2. Участие родительского комитета в организации и проведении первого школьного дня Знаний.
3. Изучение вопроса участия учащихся во внешкольной деятельности. Кружки по интересам по инициативе школы и родителей.
октябрь
1. Подготовка родительского собрания « Первые проблемы подросткового возраста».
2. Индивидуальные консультации для родителей.
3. По инициативе родительского комитета проведена акция в классе «Что может рассказать ранец школьника».
ноябрь
1. « Участие родительского комитета класса в организации « Дня открытых уроков».
2. Индивидуальные консультации для родителей.
декабрь
1. Подготовка к родительскому собранию « Ваш ребёнок в коллективе детей».
2. Индивидуальные консультации для родителей.
3. Итоговое заседание родительского комитета по результатам работы за первое полугодие и определение направлений деятельности на второе полугодие.
январь
1. Родительские чтения по теме « Детская агрессивность и её причины».
2. Организация работы родительского комитета с « трудными детьми».
3. Индивидуальные консультации для родителей.
февраль
1.Организация с помощью родительского комитета праздника ко дню защитника Отечества.
2. Изучение родительским комитетом посещаемости учащимися кружков и секций.
Подготовка выступления на родительском собрании.
март
1. « Смотр – конкурс внешнего вида учащихся « По одёжке встречают».
2. Тематический педагогический консилиум. Изучение мнения учителей, работающих в классе, о результативности учащихся по результатам II триместра.
апрель
1. Подготовка к окончанию учебного года. Организация родительским комитетом тематических консультаций для отдельных семей со специалистами школы со специалистами школы.
2. Индивидуальные консультации для родителей по теме « Общаться с ребёнком. Как?»
3. Подготовка праздничного шоу « Фабрика звёзд».
май
1. Итоговое родительское собрание. Обсуждение достижений и результатов года. Отчёт о работе классного руководителя за 2006 – 2007-учебный год.
2. Годовой отчёт родительского комитета на Совете школы.
План работы родительского комитета на 2007 -2008 учебный год (7 класс).
август
1. Встреча родительского комитета предыдущего года с классным руководителем.
2. Участие в заседании Совета школы.
сентябрь
1. Обсуждение направлений деятельности родительского комитета.
2. Подготовка родительского собрания « Особенности физиологического и психического развития младших школьников». Встреча со школьным врачом и психологом школы.
октябрь
1. Подготовка к родительскому собранию « Законы семьи».
2. Индивидуальные консультации для родителей по запросам и по рекомендации родительского комитета.
ноябрь
1. Индивидуальные консультации по теме « Как стать хорошими родителями». Рекомендации психолога школы.
декабрь
1. Помощь учащимся в изготовлении новогодних подарков для 1 «А» класса.
Январь
1. Выступление завуча по учебной работе.
2. Помощь в организации и проведении праздника спорта « Зимние забавы».
февраль
1. Помощь классному руководителю в организации праздника « Вперёд, мальчишки!»
2. Рейд проверка дневников учащихся. Подготовка анализа результатов
рейда для выступления на родительском собрании.
Март
1. Оформление праздничных поздравлений матерям учащихся к празднику 8 – го марта.
2. Участие в заседании Совета школы.
апрель
1. Подготовка к окончанию учебного года. Организация родительским комитетом тематических консультаций для отдельных семей со специалистами школы.
2. Организация консультаций для родителей (по запросам).
май
1. Изучение и анализ успеваемости учащихся 7 класса по итогам года.
2. Индивидуальные консультации по организации профильного обучения в восьмом классе.
3. Подготовка поздравлений родителям за активное участие в жизни детского коллектива.
4. Годовой отчёт родительского комитета на Совете школы.
План работы родительского комитета на 2008 – 2009 год 8 класс.
август
1. Встреча родительского комитета предыдущего учебного года совместно с классным руководителем с администрацией учебного заведения. Тема разговора - « Профильное обучение учащихся».
2.Участие в заседании Совета школы.
3. Обсуждение направлений деятельности родительского комитета в новом учебном году.
4. Консультации для родителей психолога школы.
сентябрь
1. Помощь родительского комитета в организации необходимых классу спецкурсов, дополнительных занятий, факультативов.
2. Организация встречи с учителями класса по проблемам дополнительного образования учащихся класса.
октябрь
1. Праздник совместного общения « Эти вредные конфликты». День примирения и согласия.
2. Индивидуальные консультации для родителей.
ноябрь
1. Формирование правовой культуры родителей. Встреча с представителями детской комнаты милиции. Тема обсуждения « Как помочь ребёнку преодолеть трудности собственного взросления без тяжких последствий».
2. Изучение отношения учащихся к урокам физической культуры.
декабрь
1. Помощь в организации новогодней дискотеки родителей и учащихся.
2. Родительское собрание (совместно с учителями по итогам учебного полугодия).
январь
1. Помощь в организации классного часа « Русские самородки».
2. Звёздный поход родителей и детей по местам боевой славы.
февраль
1. Участие родителей в организации классного часа « Береги честь смолоду».
2. Изучение вопроса организации питания учащихся в школьной столовой.
март
1. Участие в заседании Совета школы.
2. Помощь родителей в организации классного часа « Наша история в семейном альбоме».
3. Посещение музеев, выставки картин.
апрель
1. Рейд – проверка дневников учащихся.
2. Посещение завода.
3. Встреча со школьным психологом.
май
1. Праздничный костёр, посвящённый окончанию учебного года, в котором участвуют родители и дети.
2. Итоговое заседание родительского комитета. Подведение итогов работы за год.
июнь
1. Подготовка необходимых учебных пособий к началу учебного года.
2. Годовой отчёт родительского комитета на Совете школы.
Примерный план работы родительского комитета на 2009 -2010 год
9 класс
август
1. Встреча родительских комитетов на Совете школы. Обсуждение проблем, требующих решения в новом учебном году.
сентябрь
1. Организация и проведение родительского собрания – встречи с учителями, преподающими в 9 классе по теме « Трудности программ и пути оказания помощи учащимся в подготовке к экзаменам».
2. Индивидуальные консультация для родителей психолога школы, социального педагога, врача школы.
октябрь
1. Помощь в организации путешествия по родному городу.
2. Родительское собрание « Роль семьи в преодолении вредных привычек». Советы специалистов.
ноябрь
1. Участие родительского комитета в подготовке и проведении конференции на тему: « Куда пойти учиться?»
декабрь
1. Подготовка и проведение новогоднего бала учащихся в стенах школы.
2. Индивидуальные консультации для родителей.
январь
1. Отчёт родительского комитета о проделанной работе за полугодие.
2. Проведение классного часа по теме: « Красота и здоровье».
февраль
1. Консультация учителей – предметников, работающих в классе.
2. Выступления пап на классном часу на тему: « Чти отца своего».
март
1. Организация и проведение Дня открытых дверей в 9 –х классах (посещение уроков, внеклассных мероприятий).
2. Родительское собрание по итогам Дня открытых дверей.
апрель
1. Встреча с администрацией школы по организации и подготовке класса к государственным экзаменам.
2. Индивидуальные консультации для родителей.
май
1. Совместное проведение праздника « Я Родине служить готов!?»
2. Итоговое родительское собрание. Обсуждение вопросов подготовки и проведения государственных экзаменов.
июнь
1. Вручение аттестатов за курс базовой школы.
2. Подготовка к « Выпускному вечеру».
Приложение 8
Распределение поручений.
№ п/п | Ф.И.учащегося | Общественное поручение | Результативность |
1. | Александров Дмитрий | староста | занимает активную позицию, контролирует остальных должностных лиц |
2. | Гринько Денис | физорг | очень любит физкультуру и тянет за собой других |
3. | Жукова Алёна | библиотекарь | к порученному делу относится ответственно, по своей инициативе проводит рейды проверки сохранности учебников |
4. | Зверев Сергей | санитар | Не всегда добросовестно относится к своим обязанностям, делает не потому, что хочет, а потому, что надо |
5. | Зеленков Артём | цветоводы | старается выполнять своё поручение ответственно |
6. | Макарова Екатерина | артисты | проявляет инициативу и творчество при подготовке мероприятий в классе, готовит выступления перед младшими школьниками. |
7. | Милов Юрий | главный дежурный | Очень ответственно относится к назначению дежурных по классу, по столовой, контролирует их деятельность. |
8. | Миронов Андрей | Индивидуальное обучение на дому | |
9. | Михайлова Мария | артисты | ответственно относится к своей работе, проявляет творчество |
10. | Николаева Александра | газетчики | выполняет поручение добросовестно, предоставляет материалы для газеты своевременно |
11. | Смирнова Екатерина | учебный сектор | отслеживает и отчитывается на каждой пятнадцатиминутке о посещении занятий детьми |
12. | Скобелева Виктория | учебный сектор | в управлении учебными делами класса принимает активную позицию. |
13. | Тряпиченков Андрей | цветоводы | Особого интереса к работе не проявляет, но выполняет порученное задание |
Тематика родительских собраний на 2006 – 2010 год.
6 класс.
1. «Первые проблемы подросткового возраста». Круглый стол.
2. «Ваш ребёнок в коллективе детей». Беседа.
3. «Детская агрессивность и её причины». Родительские чтения.
4. «Общаться с ребёнком. Как?». Игровой тренинг.
5. «Поощрения и наказания ребёнка в семье». Обмен мнениями.
7 класс.
1. «Особенности физиологического и психического развития». Беседа с элементами лекции.
2. «Законы нашей семьи». Разговор по душам.
3. «Как стать хорошими родителями». Круглый стол.
4. «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника».
Встреча с учителями – предметниками.
8 класс.
1. «Куда пойти учиться?» Беседа.
2. «Эти вредные конфликты». Игровой тренинг.
3. «Как помочь преодолеть ребёнку трудности собственного взросления без тяжких последствий?» Консультации для родителей.
4. «Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?» Родительский вечер.
9 класс.
1. «Трудности программ и пути оказания помощи учащимся в подготовке к экзаменам». Встреча с учителями – предметниками.
2. «Роль семьи в преодолении вредных привычек». Обучающий семинар.
3. «Склонности и интересы подростков в выборе профессии». Круглый стол с участием детей.
4. «Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам». Беседа
Приложение 7
Анкета для родителей «Склонности и интересы подростков в выборе профессии».
- Ф.И.О.
- Ф.И.О. ребёнка.
- Советовали ли Вы Вашему ребёнку, какую профессию ему стоит выбрать, чтобы стать самостоятельным и получить своё место в обществе? Если да, то какая это профессия?
- Где, по Вашему мнению, он может получить соответствующее образование?
- Как Вы думаете, какие дополнительные знания (кроме общеобразовательной школьной программы) пригодятся Вашему ребёнку для получения профессии и поиска места работы?
- Знаете ли Вы, кем хочет стать Ваш ребёнок? Если да, то кем?
- Обсуждали ли Вы с ребёнком и в семье варианты его возможного будущего? Если да, то разделяет ли он (она) Ваши взгляды или хочет чего – то своего?
- К какой области деятельности или знаний из приведённого ниже, по Вашему мнению, больше всего склонен Ваш ребёнок (нужную букву зачеркните):
а) естественно – научная (химия, биология, медицина, сельское хозяйство);
б) точные науки (математика, физика);
в) общественно – научная (история, экономика, право);
г) гуманитарная (литература, журналистика, педагогика, психология);
д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное);
е) спорт и ненаучные виды деятельности;
ж) определительные интересы отсутствуют?
- Откуда ребёнок может получить информацию о мире профессий? (Напишите 2 – 3 варианта).
- Что, на Ваш взгляд, наиболее важно и на что стоит обращать внимание при выборе работы (оцените это по следующей шкале: 0 – не важно, 1 – важно, 2 – очень важно, 1 – важно этого избежать):
а) условия труда (обстановка рабочего места, график работы);
б) сам процесс трудовой деятельности;
в) высокая материальная обеспеченность;
г) подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;
д) стабильность и планомерность работы;
ж) самостоятельное принятие решений;
з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций;
и) взаимодействие и общение с людьми;
к) возможность творческой деятельности, самореализация;
л) частые командировки;
м) возможность создавать что – либо своими руками;
н) престижность места работы;
о) работа в дружном коллективе;
п) полезность результатов;
р) перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);
с) отсутствие противоречий между работой и собственными ценностями;
т) близость к месту жительства?
11. Какую помощь, по Вашему мнению, может оказать профконсультант Вашему ребёнку при выборе профессии?
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для подростка.
Все ответы должны носить форму предложений и начинаться со слов «Я…», «Мне…»или «У меня».
1. Какие школьные дисциплины мне даются при обучении:
а) легко;
б) не очень легко;
в) тяжело?
2. Что в школе мне удаётся легко, а что всегда тяжело?
3. Каким хобби я люблю заниматься?
4. Что до сих пор я выполнял с удовольствием? Какими своими достижениями, результатами, делами я могу гордиться?
5. Как я знакомлюсь с другими людьми?
6. Насколько хорошо я могу выразить собственные мысли (письменно, устно)?
7. Насколько хорошо я владею иностранным языком?
8. Как у меня обстоят дела с математическими способностями?
9. Каковы мои навыки владения компьютером?
10. Какую профессию я выбрал?
11. Что мне советуют родители?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной работы
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...
Концепция воспитательной работы
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...
Концепция воспитательной работы
Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....
Концепция воспитательной работы
Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...
Концепция воспитательной работы
Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...
Моя концепция воспитательной работы
В своей статье я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. ...