Познавательная мотивация школьников
тест
Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_poznavatelnaya_shkolnikov.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная
мотивация школьников.
Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не учат, а создают такие условия, в которых он учится. Организация таких условий связана с проблемой развития мотивации. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Но в основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояния.
Таким образом, в понимании сущности мотивации и её роли нет единства взглядов. Выход из создавшегося положения видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива.
Мотивационная сфера учения определяется:
- характером и сформированностью компонентов учебно-познавательной деятельности;
- взаимодействием ученика с учителем и одноклассниками;
- смыслом для каждого ученика;
- характеристиками мотивов учения;
- зрелостью целей;
- особенностями эмоций;
- наличием познавательного интереса.
М.Лусканова выделяет следующие содержательные блоки, которые отражают существенные компоненты мотивации :
Личностный смысл учения.
Определяют его как внутреннее отношение школьника к учению. Постижение смысла учения не происходит автоматически, его надо формировать в процессе усвоения знаний. Для ребят личностный смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей общества, семьи. Смысл учения включает: осознание его значимости, нравственные ценности семьи, его окружения, уровень притязаний ребёнка, его самооценку.
Виды мотивов учения.
Существует несколько вариантов классификации мотивов. Мотивы подразделяются на : социальные и познавательные.
- Социальные мотивы – побуждения, связанные с различным взаимодействием учащихся с другими субъектами обучения.
- Широкие социальные мотивы – стремление получать знания, чтобы быть полезным отечеству.
- Узкие – стремление занять определённое место среди других (престиж, социальное одобрение). Социальные - сотрудничество с учителем и учащимися .
- Познавательные мотивы – побуждения, связанные с содержанием и процессом учебной деятельности.
- Общие – ориентируют на овладение новыми знаниями (факты, законы и т.п.).
- Предметные – интерес к организации учебного труда.
Содержательной характеристикой мотива является личностный смысл, действенность, самостоятельность проявления мотива, осознанность мотива. Динамическая характеристика мотивов: устойчивость, эмоциональная окраска, сила выраженности, быстрота возникновения.
Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Это внешняя и внутренняя мотивация. Для формирования внешней мотивации используется целый ряд приёмов и средств обучения, способствующий развитию интереса к обучению. Внешние мотивы делятся на:
- общественные (сделать добро, мотивы долга и обязанности);
- личностные (работа ради оценки, самоутверждения, благополучия – для избежания неприятностей)
Формирование внутренней мотивации – проблема более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию. Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:
- мотив по результату.
- мотив по процессу.
- мотив на оценку.
- мотив на избежание неприятностей.
Наиболее значимы первые два вида. Если используемые учителем технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате, но и в самом процессе его достижения, и эта деятельность личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что таким образом будет формироваться внутренняя мотивация.
Целеполагание.
Реализация мотивов во многом зависит от того , умеют ли школьники ставить цели и достигать их. Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы. Эта способность в будущем составит успешность профессиональной деятельности.
Реализация мотива в поведении.
Школьник с внутренним мотивом с удовольствием работает над основанием учебных предметов, активно ищет дополнительные знания.
Эмоциональный компонент.
Главная его характеристика – переживания школьников, эмоциональное отношение.
Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребывание в ней, обусловлены равными взаимоотношениями с учителями и одноклассниками, отсутствием конфликтов, с успешностью в учёбе, с радостью преодоления трудностей, удовлетворение от справедливой оценки и т.д. Всё это усиливает внутреннюю мотивацию. Роль эмоционального комфорта важна, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха, порождающего постоянную тревожность.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой
Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости
Анкета:
1.Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывает по-разному
-нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-часто
-редко
-не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
-мало
-много
-нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
-да
-не очень
-нет
Проанализировав данные анкеты за 2016 г параллели 8-х классов и за 2017г. Параллели 9-х классов, пришла к выводу, что уровень школьной мотивации возрастает. Результату представлены на диаграмме:
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей как условие эффективного формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников.
С целью помочь учителям и родителям организовать творческую деятельность младших школьников, развить творческие способности, предлагаются общедоступные тесты для определения с...
Развитие и поддержание учебной и познавательной мотивации младших и средних школьников.
статья посвящена развитию и поддержанию учебной и познавательной мотивации младших и средних школьников...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса
Дифференцированный подход на уроках русского языка...
Управление мотивацией и стимулированием познавательной активностью школьников c ОВЗ на уроках математики
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.Процесс обучения математике нер...
Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС
Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС...
Познавательная мотивация школьников
Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не учат, а создают такие условия, в которых он учится. Органи...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...