Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС
материал на тему
Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_podderzhka_uchebnoy_motivatsii_shkolnikov_ped._sovet.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Заместитель директора по УВР
Терещенко Елена Александровна
«Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС»
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.
Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? С помощью чего учить?
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Хочется обратить ваше внимание на дидактическую систему деятельностного метода «Школа 2000:», автором которой является Людмила Георгиевна Петерсон.
Данная система соответствует новым современным целям образования, ориентирована на развитие мышления и творческих личностных качеств, интереса к математике, формирование ключевых деятельностных компетенций и готовности к саморазвитию.
Методологические основы дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000:» реализованы в курсе математики «Учусь учиться» для 5 и 6 класса. В настоящее время выпущен учебник «Математика 7″, который является продолжением непрерывного курса математики и программы «Учусь учиться». На сегодняшний момент учебник не имеет грифа Министерства поэтому может стать только дополнением в работе учителя.
Основные положения технологии этого метода можно использовать в работе по любому УМК в основной и старшей школе.
Как обучать?
В основе дидактической системы деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы:
Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).
Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
С помощью чего учить?
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий — понятий, алгоритмов.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока по технологии деятельностного метода:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:
учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация «с затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация «с затруднением» возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:
невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
невыполнимое, но сходное с предыдущими.
В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: «В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?; Что вас удивляет?; Сколько есть мнений?». Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: «Какова же будет тема урока?; Какой возникает вопрос?».
Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.
Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:
учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
В условиях введения новых ФГОС особое место нужно отвести планированию результатов обучения. Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.
В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД:
Личностные: самоопределение и смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция ? способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.
На каждом из уроков в основной и старшей школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.
Для проверки уровня сформированности УУД можно использовать диагностики:
-Уровня сформированности компонентов учебной деятельности.
-Уровня сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения (тест «Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении»).
-Уровня сформированности способностей к дифференциации, конкретного или абстрактного мышления (тест «Исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных»).
Проектируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
В результате проектирования урока будет пакет документов, который содержит план урока или его схему, документы с содержательным компонентом урока и т.п.
«Как развивать учебную мотивацию?». Коллеги начали совместно искать ответы на поставленный вопрос.
Учителя начальных классов пришли к выводу, что на формирование мотивов учения оказывают влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы:
авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учению, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации;
демократический стиль способствует «внутренней» мотивации;
либеральный стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации
Выделяются две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.
Для познавательных мотивов учения выделяются следующие уровни мотивов:
широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями
учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний
мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, самосовершенствование личности.
Для социальных мотивов учения выделяются следующие уровни:
широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности
узкие социальные мотивы – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих
мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.
Изучая на протяжении ряда лет мотивацию учения среди школьников разных возрастных категорий, психологи пришли к следующим выводам. На уровне начальной школы и 5-8 классов преобладает мотивация познавательная. Ученики на вопрос о целях учения отвечают: «Хорошо учиться надо для того, чтобы больше знать и уметь».
Учащиеся старших классов и особенно на выпуске на первое место в ценности образования ставят овладение навыками будущей профессии, возможности карьерного роста и зарабатывания денег. Таким образом, мы видим постепенный крен в сторону социальной мотивации учения. (система стимулов)
Внешние (оценка) - внутренние (организация процесса обучения)
В основе принципа мотивации лежит единство познания и оценочной деятельности ( единство знания и отношения).
В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:
- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на
основе совета;
- занимательность, необычное изложение учебного материала;
- использование познавательных игр, дискуссий и споров;
- анализ жизненных ситуаций;
- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.
Таким образом, познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность. На уроке учебная деятельность должна иметь полную психологическую структуру, т.е. включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.
• учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:
1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6)обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7)оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Но главное, что учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать процесс обучения отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
А этого невозможно достичь без инновационного обучения.
Инновационная деятельность включает обновление содержания образования; работа по новым программам, новым учебникам, обеспечивается разноуровневое обучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий. Постоянно проводится отбор и переработка учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информативного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний. Совершенствуется структура урока, в системе проводится мониторинг личностного роста ученика.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления учителя и учащихся, всемерным развитием личностных образований учеников {познавательные интересы, активность, самостоятельность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на высший - продуктивно-творческий уровень развития.
Анкеты - объяснение учителя - самостоятельное добывание знаний.
Особая форма предъявления изучаемого материала, его содержательной стороны, влечет за собой не только усвоение знаний и умений по предмету, но и выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и обеспечивающих ее перевод на уровень продуктивного творчества.
На смену передаче и приобретению знаний приходят модели обучения, где характер деятельности учащихся при осуществлении учебного процесса протекает по схеме, заданной, выстроенной учителем, и может быть технологическим или поисковым. В рамках каждой из моделей ведется уточнение инновационной направленности.
Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения строится с учетом основных требований инновационного обучения:
- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;
- обязательное (добровольное) включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;
- опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;
- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;
Таким образом организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.
Исследовательская модель обучения. Урок-исследование, урок-проект.
Поисково-технологическая модель, построенная по законам инноватики, обеспечивает учителя педагогической технологией, которая в процессе обучения трансформируется в учебную технологию ученика.
Особенности педагогической технологии выражаются, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план активные его (обучения) формы, предполагающие не только сотрудничество, но и сотворчество на нетрадиционно организованном уроке; во-вторых, в разработке и выборе таких учебных средств, которые помогают учителю - организатору процесса обучения и носителю целей - одновременно решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности, вызывающей интерес учащихся, и задачи создания устойчивой положительной мотивации за счет нетрадиционного вовлечения класса в творческое познание,
Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельноси при инновационном обучении является тип овладения знаниями, при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую. Это достигается 1) использованием различных источников добывания знаний, 2) видом учебной деятельности (наблюдение и практические действия преобладают над слушанием, объяснением учителя или сопровождают его.
Процесс инновационного обучения направлен на формирование (к 8 - 9 классу) индивидуального стиля умственной деятельности, который синтезирует системное и эмоциональное.
В инновационном обучении активно используются различные виды деятельности: познавательная, предметно-практическая, игра, общение, художественная деятельность. При этом элемент творческой активности может дополнять деятельность как подражательную, так и продуктивную.
Инновационная методика позволяет подходить к каждому ученику как индивиду с особыми возможностями: интерес к условиям обучения порождает добровольное движение обучаемого к заинтересованному познанию содержания, к процессу выполнения учебных действий.
2. Источником положительной учебной мотивации при инновационном подходе становится потребность в учебной деятельности, заинтересованность в активном участии на уроке, в развертывании своих учебных возможностей, В ней начинает превалировать мотив участия, достижения, стремление к выполнению учебных действий..
6. При инновационном подходе в мотивационном компоненте присутствуют три необходимые составляющие: 1) мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна,
2) цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном для него процессе познания,
3) возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения. Кроме того, активно работают все стимулы мотивационной структуры ( внешние - побуждения - и внутренние -познавательная потребность, интерес); активизируется потребность ученика в знаниях, происходит адаптированность к учению в предлагаемых условиях, чему способствует организация процесса обучения, при которой конкуренцию выдерживают стимулы, связанные с поиском, "открытием" знаний. Поэтому становится возможным говорить о формировании на уроках исследованиях и уроках-дидактических играх мотивационной системы как целостного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций
Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
в статье содержатсятся практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....
Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»
Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...
Доклад по теме"Особенности работы и взаимодействия социального педагога с учителями , родителями с целью повышения мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
Выступление на РМО....
ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»
quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...
Выступление на педсовете "Личностное развитие школьников в условиях реализации ФГОС"
Выступление на педсовете 2018-19 уч.год...