Познавательная мотивация школьников
учебно-методический материал по информатике и икт

Андреев Игорь Владимирович

Учебно-воспитательный  процесс  организован  оптимально, если  ученика  не  учат, а  создают  такие  условия, в  которых  он  учится. Организация  таких  условий  связана  с  проблемой  развития  мотивации. Устойчивый познавательный  интерес  школьников, их  мотивация – один  из  критериев  эффективности  педагогического  процесса. В  настоящее  время  мотивация  как  психическое  явление  трактуется  по-разному. Но в основном  психологи  группируются  вокруг  следующих  точек  зрения  на  мотив: как  на  побуждение, на потребность, на  цель, на  намерение, на  свойства  личности, на  состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma89.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная мотивация школьников.

Учебно-воспитательный  процесс  организован  оптимально, если  ученика  не  учат, а  создают  такие  условия, в  которых  он  учится. Организация  таких  условий  связана  с  проблемой  развития  мотивации. Устойчивый познавательный  интерес  школьников, их  мотивация – один  из  критериев  эффективности  педагогического  процесса. В  настоящее  время  мотивация  как  психическое  явление  трактуется  по-разному. Но в основном  психологи  группируются  вокруг  следующих  точек  зрения  на  мотив: как  на  побуждение, на потребность, на  цель, на  намерение, на  свойства  личности, на  состояния.

Таким  образом, в  понимании  сущности мотивации  и  её  роли  нет  единства  взглядов. Выход  из  создавшегося  положения  видится  в  том, чтобы  рассматривать  мотивацию как  динамический  процесс формирования  мотива.

Мотивационная  сфера  учения  определяется:

- характером  и  сформированностью  компонентов  учебно-познавательной  деятельности;

- взаимодействием ученика  с  учителем  и одноклассниками;

- смыслом  для  каждого  ученика;

- характеристиками мотивов учения;

- зрелостью целей;

- особенностями эмоций;

- наличием познавательного  интереса.

М.Лусканова выделяет следующие содержательные блоки, которые отражают существенные компоненты мотивации :

Личностный смысл  учения.

Определяют  его  как  внутреннее  отношение  школьника  к учению. Постижение  смысла    учения  не  происходит  автоматически, его  надо  формировать  в  процессе усвоения знаний. Для ребят личностный смысл учения определяется  системой   их  идеалов, ценностей  общества, семьи.  Смысл  учения  включает: осознание  его значимости, нравственные  ценности семьи, его  окружения,  уровень  притязаний  ребёнка, его   самооценку.

Виды  мотивов  учения.

Существует  несколько  вариантов  классификации  мотивов. Мотивы  подразделяются на :  социальные  и  познавательные.

  1. Социальные  мотивы – побуждения, связанные с  различным  взаимодействием  учащихся  с  другими  субъектами  обучения.

- Широкие  социальные мотивы – стремление  получать  знания, чтобы  быть  полезным  отечеству.

- Узкие – стремление  занять  определённое  место  среди  других (престиж, социальное  одобрение). Социальные -  сотрудничество с учителем и учащимися .

  1. Познавательные  мотивы – побуждения, связанные  с  содержанием  и  процессом  учебной  деятельности.

- Общие – ориентируют  на  овладение  новыми  знаниями  (факты, законы  и  т.п.).

- Предметные – интерес  к  организации  учебного  труда.

Содержательной характеристикой мотива является личностный  смысл, действенность, самостоятельность проявления  мотива, осознанность  мотива. Динамическая  характеристика  мотивов: устойчивость, эмоциональная  окраска, сила  выраженности, быстрота  возникновения.

Другой   вариант  классификации  мотивов  характеризует  отношение  к  самой  деятельности. Это  внешняя  и  внутренняя  мотивация. Для  формирования  внешней  мотивации  используется  целый  ряд  приёмов   и  средств  обучения, способствующий развитию   интереса к обучению. Внешние мотивы делятся на:

- общественные (сделать добро, мотивы долга и обязанности);

- личностные  (работа ради оценки, самоутверждения, благополучия – для избежания неприятностей)

Формирование  внутренней  мотивации – проблема  более  сложная, но  именно этот процесс  создаёт  основу  для  успешного  продвижения  от  незнания  к  знанию. Психологи  выделяют  четыре  вида  внутренней  мотивации:

- мотив  по  результату.

- мотив  по  процессу.

- мотив  на  оценку.

- мотив  на  избежание  неприятностей.

Наиболее  значимы  первые  два  вида. Если  используемые  учителем  технологии  создают  условия  для  личной  заинтересованности  ученика  не  только  в  конечном результате, но  и  в  самом  процессе  его  достижения, и          эта деятельность  личностно значима  для  ученика, то  есть  все  основания  утверждать, что  таким  образом  будет  формироваться  внутренняя  мотивация.

Целеполагание.

Реализация   мотивов  во  многом  зависит  от  того , умеют  ли  школьники  ставить  цели  и  достигать  их. Умение  ставить  цель – показатель  зрелости  мотивационной  сферы. Эта способность  в  будущем  составит  успешность профессиональной  деятельности.

Реализация мотива  в поведении.

Школьник   с  внутренним  мотивом  с  удовольствием   работает  над  основанием  учебных  предметов, активно  ищет  дополнительные  знания.

Эмоциональный  компонент.

Главная  его  характеристика – переживания  школьников, эмоциональное  отношение.

Положительные  эмоции  могут  быть  связаны  со  школой  в  целом  и  пребывание  в  ней, обусловлены    равными взаимоотношениями  с   учителями  и   одноклассниками, отсутствием   конфликтов, с  успешностью  в  учёбе, с  радостью  преодоления  трудностей, удовлетворение  от  справедливой  оценки  и т.д. Всё  это  усиливает  внутреннюю   мотивацию. Роль  эмоционального  комфорта  важна, если  у  ученика  сложилась  стрессовая ситуация  длительного неуспеха, порождающего   постоянную  тревожность.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости

Анкета:

1.Тебе нравится в школе?

-не очень 
-нравится
-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывает по-разному
-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да 
-не очень
-нет

Проанализировав данные анкеты за 2016 г параллели 8-х классов и за 2017г. Параллели 9-х классов, пришла к выводу, что уровень школьной мотивации возрастает. Результату представлены на диаграмме:

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей как условие эффективного формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников.

С целью помочь учителям и родителям организовать творческую деятельность младших школьников, развить творческие способности, предлагаются общедоступные тесты для определения с...

Развитие и поддержание учебной и познавательной мотивации младших и средних школьников.

статья посвящена  развитию и поддержанию учебной и познавательной мотивации младших и средних школьников...

Управление мотивацией и стимулированием познавательной активностью школьников c ОВЗ на уроках математики

 Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.Процесс обучения математике нер...

Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС

Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС...

Познавательная мотивация школьников

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих от...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...