Способы достижения метапредметных и личностных результатов как основа формирования общих компетенций
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

Тришкина Татьяна Николаевна

Способы достижения метапредметных и личностных результатов как основа формирования общих компетенций

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

БУ «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Способы достижения метапредметных и личностных результатов как основа формирования общих компетенций.


Диагностика результатов образовательного процесса как условие для реализации ФГОС СПО.

Т.Н. Тришкина, преподаватель

Русского языка и литературы,

высшая категория


В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

  Диагностика, выполняя функции обратной связи, позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития обучающихся.

Не менее важна обратная связь и для обучающихся, так как помогает видеть свои недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности и советы по ее корректированию.

В педагогике выделяются следующие основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Принципиальным отличием образовательной политики ФГОС является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты.

Одним из направлений является  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

С этой целью я готовлю обучающихся для выступления на уроках и в научно- практических конференциях. Это выявление личностного роста обучающегося не только в области литературы и русского языка, но и в других интересующих областях.

 Предметные результаты:

1. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

2. знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

Все эти результаты формируются в основном на уроке.

Если далее продолжить логическую цепочку, то надо сказать: современный урок – это:

1.Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);

2.Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому студенту;

3.Урок, содержащий разные виды деятельности;

4.Урок, на котором студенту должно быть комфортно;

5.Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности студента;

6.Современный урок развивает у студентов креативное мышление;

7.Современный урок воспитывает думающего студента-интеллектуала;

8.Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

И как сказал В.А.Сухомлинский: «Урок–это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

Как бы складно не была составлена программа, всегда найдутся риски, которых следует опасаться. А при освоении ФГОС это всегда риски:

Как это отражается на преподавателе?

1.Перегруженность всякими отчетами. 2.Обилие и категоричность ЦУ от всех тех, кто считает, что преподавателями можно понукать и спросить много. 3. Незнание требований ФГОСов. 4. Разночтение ФГОСов. 5. Чувство неудовлетворенности.

Как это влияет на обучающегося?

1.Риск перегрузок т. е. (информационных).

2. Неумение работать с литературой.

3.Беспомощность в выборе путей.

4. Опасность быть ведомым.

5. Завышенный уровень притязаний.

6. Неумение формулировать цели.

Напомню: результаты образования подразделяются на личностные, метапредметные и предметные, т.е. это составляющие самой программы по определенной дисциплине.

Поэтому для себя взяла минимум диагностирующей документации, т.к. МНОГО- это не всегда есть хорошо, и как показывает опыт некоторых преподавателей, от большого количества диагностирующей документации, качество обучения и образования у студента не возрастает, а всякого рода бюрократическая документация не уменьшается. А необходимо бы по логике наоборот.

Принимая первокурсника, я на первом же уроке провожу входной контроль. Он необходим для дальнейшей работы повышения качества знаний.

При диагностировании входного контроля все данные обрабатываются и вносятся в общую таблицу.

Дата

обучающийся

Ф.И.

Кол-во

ошибок

в среднем

Безударная гласная в %

Звонкие

парные

согл. в %

Непр.

согласные

в %

Падежные

окончания сущ. в %

Падежные

оконч.

прилаг.

в %

Личные

Окон. глаг

в %

Синтаксис в %

Диагностика результатов входного контроля (допустили ошибки)

Встречаются работы, где бывает до 20 ошибок.

Но удовлетворение приходит, когда через какой- то промежуток времени этот же диктант повторить. Ошибок становится гораздо меньше.

Вот тогда можно и увеличить отметку студенту, т.к. он достиг определенных результатов.

Из подобной таблицы видно, кто грамотнее, а на какого студента необходимо потратить больше времени.

Что касается уроков литературы, то здесь тоже проводится диагностика. Норматив количества прочитанных слов в 1 мин. Для обучающихся 1 курса -160- 170 слов, но реальная картина показывает в среднем только 110-115 знаков.

Результаты записываются вот в такую таблицу

Ф.И.

Кол-во слов

Темп

Грамотность

Осознанность

Вырази-

тельность

Пересказ

Сергей

Данные обрабатываются и уже обработанные вносятся вот в такую таблицу:

Всего

обуч.

Кол- во слов среднее

Темп в среднем

грамотность

в %

осознанность

в %

Вырази-

тельность

в %

Пересказ

владеют

в %

Кто лучше читает, у того и осознанное чтение. Эта таблица тоже показывает, на кого можно опереться в работе, а на кого следует обратить более пристальное внимание.

Вот и думайте, как провести урок, когда такие результаты на входе. Сколько сил и времени уходит, чтобы проверить письменную работу обучающегося!



Диагностирование при написании сочинений:

Ф.И.

Раскрыл

тему

Соразмерность

частей

Свои

выводы

Грамотность

Отметка

Методы контроля результатов обучения бывают:
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, ), беседа и др. 
• Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др. 
• Машинные: тест.

Исходя из цели обучения, нетрудно самим разработать способы диагностирования.

Например, устный опрос индивидуальный на знание правила Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных:

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Ф.И.студента

  • Знает первое правило
  • Знает второе правило

  • Успешно применяет
  • Успешно применяет

% успешности

%

%

Аналогично диагностируется и письменный опрос.

Особенно хорош способ при диагностировании контрольных работ, которые следуют после каждого раздела. Сразу видно, надо еще поработать над разделом или можно переключиться на другую работу.

По литературе хороши для диагностирования знаний тесты. Они оперативно выявляют знания, умения и навыки учащихся. Позволяет за короткое время получить представление о пробелах в знаниях, способствуют рациональному использованию времени на уроке, активизирует мышление обучающихся, даёт преподавателю оценить свои методы преподавания.

Мониторингом предметных результатов является:

Стартовая диагностика, текущая диагностика (тест, контрольная работа)

Итоговая комплексная работа.

Методы оценки: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный, письменный), анализ контрольных работ, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы.

Метапредметные результаты включают в себя:

Регулятивные:

  • управление своей деятельностью;
  • контроль и коррекция;
  • инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

  • речевая деятельность;
  • навыки сотрудничества.

Познавательные:

  • работа с информацией и учебными моделями;
  • использование знако-символических средств, общих схем решения;

выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

  • наблюдение;
  • оценка процесса выполнения;
  • тестирование;
  • оценка открытых и закрытых ответов обучающихся;
  • оценка результатов рефлексии;
  • портфолио обучающегося;
  • выставки и презентации;

Что входит в мониторинг определения личностных результатов?

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска

Анализ текущей и промежуточной аттестации.

интеллектуальный тест (ГИТ)

Тест умственного развития

2. Уровень воспитанности, нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность обучающихся

Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о

жизненном опыте”.

Методика СМ. Петровой “Пословицы”

для определения направленности личности.

Педагогическое наблюдение

Методика «Выявление уровня

воспитанности» (разработана

Н.П.Капустиной).

3. Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры обучающихся

“Я в глазах других” (анализ портфолио).

Методика Р.В. Овчаровой для выявления

коммуникативных склонностей обучающихся.

Педагогическое наблюдение

4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству

Тест П. Торранса.

Педагогическое наблюдение

5. Уровень здоровья, сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни, навыка организации досуга.

  1. Соматическое здоровье.
  2. Физическое здоровье.

Медосмотр

Ценностные ориентации личности.

важнее?»

6. Уровень сформированности и индивидуально го прогресса в развитии социальных навыков

1.Способность принимать ответственность;

2.Способность уважать других;

3.Умение сотрудничать;

4.Умение участвовать в выработке общего решения;

5.Способность разрешать конфликты;

6.Способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе

Наблюдения ведутся преподавателем в

течение всего учебного процесса при

совместной деятельности (групповой) обучающихся

 

При диагностировании личностных результатов обучающихся можно использовать специальные методики:

1. Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей обучающихся.

2. Методика «Пословицы». Цель: определить уровень нравственной воспитанности обучающихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

3.Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

4. Методика «Что важнее?»

Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса . Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой. Цель: выявить нравственные качества обучающихся. И оформляется диагностирующий материал.

Я намеренно не говорила о диагностировании в конце семестра. Мы их все выполняем, а, следовательно, не стоит об этом много говорить.

Диагностирование за короткий промежуток времени позволяют выявить уровень знаний обучающихся, узнать об освоении учебной единицы с целью ликвидации пробелов, позволяет проводить контроль в выполнении поставленных задач.

Современный преподаватель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

Литература:

multiurok.ru - Голубовская Е.В. Формирование и оценка метапредметных результатов.

ns portal.ru –Школа.Социальная сеть работников образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Соответствие содержания современного УМК по иностранному языку требованиям ФГОС, достижению предметных, метапредметных, личностных результатов на основе содержания используемых ФГОС"

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как ...

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...

Достижение метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка. Урок английского языка по ФГОС.

Данный учебный материал представляет собой технологическую карту урока английского языка, разработанного в соответствии с ФГОС....

Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой    поисковойисследовательской рабо...