Программа по развитию интереса и выявлению способностей по географии обучающихся 5-9 классов «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
рабочая программа на тему
Программа по развитию интереса и выявлению способностей по географии обучающихся 5-9 классов
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
Цель программы:
- Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
- Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей.
- Укрепление положительной мотивации к учению.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
- активное вовлечение обучающихся в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию интереса и выявлению способностей по географии обучающихся 5-9 классов
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
Цель программы:
- Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
- Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей.
- Укрепление положительной мотивации к учению.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
- активное вовлечение обучающихся в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- повышению качества образования по географии;
- формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
- использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- организация исследовательских и творческих работ школьников.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Формы работы с одаренными детьми:
- Индивидуальные задания на уроках;
- Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;
- Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.
- Исследовательская работа, проект.
- Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.
- Участие в олимпиадах по географии.
Этапы реализации программ
Программа «Одаренные дети» включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Первый этап – выявление одарённых учащихся.
Второй этап - работа с одарёнными детьми по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.
Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.
Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.
Третий этап - реализация их потенциальных возможностей.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы, конференции учащихся, краеведческие проекты.
Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.
Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
План мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети» по географии
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Диагностика одаренных детей. | Январь. Ежегодно |
2. | Проведение предметных недель. | Ежегодно. |
3. | Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь. Ежегодно. |
4. | Участие в школьной и районной олимпиадах. | Ноябрь, декабрь. Ежегодно. |
5. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети». | Май - ежегодно Январь. |
6. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми. | Постоянно. |
7. | Приобретение литературы для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно. |
8. | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | Постоянно |
9. | Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по географии. | Сентябрь. Ежегодно. |
10. | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | Постоянно |
11. | Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по географии. | Постоянно. |
12. | Распространение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно |
План работы с одаренными детьми по географии
№ п/п | Мероприятие | Сроки |
1. | Разработка плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми на учебный год, составление базы одаренных детей. | Сентябрь |
2. | Планирование и подготовка заданий школьного этапа олимпиады по географии. | Сентябрь |
3. | Проведение школьного этапа олимпиады по географии. | Октябрь |
4. | Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по географии. | Октябрь |
5. | Подбор заданий повышенного уровня сложности по основным курсам географии. | В течение года |
6. | Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. | В течение года |
7. | Проведения конкурса презентаций в 8-9 классах: «Мой край». | Январь |
8. | Проведение предметной недели по географии. | Апрель |
9. | Проведение конкурса фотографий. Организация выставки фотографий « Край родной, навек любимый». | Март |
Формы работы с одаренными обучающимися с учетом их возрастных особенностей:
5-7 классы.
- Выявление детей, склонных к изучению географии.
- Участие в викторинах, школьных олимпиадах, турнирах знатоков.
- Привлечение ребят к оказанию консультативной помощи одноклассникам.
- Обучение навыкам выполнения нетипичных заданий, решение проблемных вопросов.
- Чтение дополнительной литературы.
- Участие в интеллектуальных турнирах различного уровня.
8-9 классы.
- Обучение навыкам исследовательской работы.
- Опережающее обучение.
- Участие в интеллектуальных Интернет-проектах.
- Разработка и реализация плана индивидуальных консультаций,
- подготовки к участию в предметных олимпиадах.
- Участие в творческих конкурсах, различных образовательных проектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к чтению на уроках географии.
В работе приведены примеры заданий с использованием художественной литературы....
Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...
Программа по развитию способностей обучающихся 5-7 классов «Одарённые дети»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...
Диагностический инструментарий для выявления способностей и одараенности обучающихся
Данный диагностический инструментарий предназначен для выявления видов способностей и уровня одаренности школьников. Методики адаптивны, валидны. применяются учителем в зависимости от ситуации и целей...
Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...