«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».
статья (5 класс) по теме
В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненской специально коррекционной школы в 2010(2011)году был проведён эксперемент социальной адаптации детей, младшего школьного возвраста, к жизни. Программа коррекционной работы была разработана совместно с учителем дефектологом, психологом, олигофрено педогогом и логопедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korr_log_rab_po_formir._kommunikativnyh_navykov_u_uo_detey.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Запрудненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
8 и 1 видов
141960, М.О., Талдомский район, г.п. Запрудня, ул.Соревнование, д.47
т/ф. 8- 496-20- 787-50 (51)
Сообщение
Тема: «Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».
Выполнила учитель-логопед:
Толокольникова А.А.
2011 год
О проблеме формирования правильной речи, её роли в воспитании и развитии личности ребёнка говорили такие выдающиеся просветители и педагоги – гуманисты Западной Европы и России 17-19 века (Т. Мор, Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо М. В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Г Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.).
Не секрет, что специальная коррекционная школа–интернат VIII вида является вторым домом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в основном в эту школу поступают дети из социально неблагополучных семей.
В характеристиках этих детей присутствуют частицы не с большой буквы: они не могут, не способны, не умеют, не понимают, не усваивают, не запоминают, не справляются и т. д..Но самое главное, что эти дети, побывав в ситуации неуспеха, не верят в собственные силы.
Учащиеся коррекционных школ в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Участие семьи в подготовки этих детей к самостоятельной жизни ничтожно мало. В связи с этим особенно велика роль специального организованного обучения и воспитания, осуществляемого в школе-интернате. Оно даёт учащимся определённый круг знаний, практических и трудовых навыков, что позволяет успешнее находить своё место в социуме. Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Процесс обучения в коррекционной школе реализует три функции:
- образовательную, т. е даёт ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и труду;
- воспитательную, т. е воспитывает положительные личностные качества, такие как честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, ответственность и любовь к труду;
- развивающую, т.е. обеспечивает развитие учащихся.
Любая коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих детям недостатков путём применения специальных педагогических средств, которые стимулируют компенсаторные процессы развития.
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Процесс активного приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, которая представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами.
В каждом специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения. Качество этого сопровождения определяют базовые принципы: комплексность, непрерывность, командный подход, согласованная работа всех специалистов психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога, медицинского работника (врача-педиатра, психиатра), учителя лечебной физкультуры (ЛФК), педагога и др.
В данном сообщении будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.
Специфика коррекционно-логопедической работы в школе 8 вида обусловлена следующими составляющими:
- характером нарушения высшей нервной деятельности;
- психопатологическими особенностями уровня ребёнка с нарушением интеллекта, а прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности;
- особенностями речевого развития;
- структурой речевого дефекта.
В нашем образовательном учреждении учителями-логопедами, психологом и дефектологом, а также другими специалистами был проведён эксперимент на тему: «Формирование коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта», где особое внимание уделялось изучению речевого общения и развитию коммуникативных навыков, в том числе и на логопедических занятиях.
Для достижения намеченной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
- провести обследование речевого развития детей;
- определить уровень речевой коммуникации в начале и конце учебного года;
- подобрать игры и упражнения для развития коммуникативных умений, а также включить их в занятия по коррекции речи.
Объектом нашего исследования стали ученики 4 класса Запрудненской специальной коррекционной общеобразовательной школы - интерната VIII вида.
Логопедические занятия строились по определённой схеме:
- работа над словом,
- словосочетанием,
- предложением,
- связным высказыванием.
Каждое занятие состояло из частей:
- организационный момент;
- вводная беседа;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей;
- формирование лексико-грамматических категорий;
- практические ситуации общения.
Программные задачи реализовались нами при помощи дидактических игр и упражнений, игр-инсценировок, игр-драматизации, элементов сюжетно-ролевых игр, творческих игр и в проведении различных экскурсий направленных на общение с посторонними людьми. Использование основного метода формирования коммуникативных умений происходило с помощью дидактической игры и выбор этот не случайный, т. к. у детей с нарушением интеллекта только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, ставили бы ученика в такие условия, когда у него возникало желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением и т.д.
При составлении программы обучения были использованы следующие методики коррекции речевых недостатков:
- «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников» Н.Г. Андреева;
- «Коррекция акустической дисграфии» Е.В. Мазанова;
- «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Л.Н. Ефименкова;
- «Логопедическая работа в коррекционных классах» Р.И Лалаева.
Проводя занятия использовались различные виды работ.
На занятиях по изучению живой природы проводилась работа над развитием общения. Этому способствовали различные игры драматизации, игры-инсценировки, элементы сюжетно-ролевых игр.
Например, в сюжетно-ролевой игре «Школа для лесных зверей» дети выступают в роли учеников-зверят, они учились знакомиться (представляться), составлять описательный рассказ о себе (Где живёт?, Какое имеет тело? Чем оно покрыто? Какие ушки, лапки, хвост? Как ведёт себя животное в природе? и др.), далее дети обучались ведению диалога. После этого им предлагается выполнить творческую работу, т. е нарисовать, слепить то животное, которое ему больше всего понравилось. Для закрепления материала ученика задавалось домашнее задание в индивидуальных тетрадях по логопедии, которое заключалось в вырезании и приклеивании частей тела животного, и составление описательного рассказа.
Также использовалась игра «Зоологический сад», где дети изучают животных разных стран. Предлагается вспомнить, где ребёнок видел этих животных или птиц (в парках, в скверах, в зоопарке, в лесу, по телевизору). При проведении этой игры следует особое внимание уделить наглядности. Пособия должны быть крупного размера, красочными, возможен показ на мультимедийной установке животных зоопарка. Поощряя и развивая подробные, полные ответы детей следует следить, чтобы ребёнок не уклонялся от главной темы высказывания.
Обучение выражению своих эмоциональных реакций, мыслей, чувств проводилось в образе животных. Эта задача с успехом решалась на динамических паузах и в игровых упражнениях, которые были направленны на развитие общей и мелкой моторики.
В театрализованных упражнениях по басням И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей» ученикам предлагалось изобразить, животных, постараться передать их характерные особенности поведения, эмоциональные реакции.
Следует также воспитывать в детях бережное отношение к животным, умение сопереживать попавшим в беду зверям, желание в любой момент оказать им помощь. В зимнее время года ученики вешают кормушки, каждый день с воспитателем подкармливают птиц, смотрят какие птицы прилетают к кормушке. Позднее ученикам предлагалось написать сочинение по наблюдениям, перед этим с детьми подробно разбирался план, на доске записывались опорные слова и вопросы. Перед написанием учитель-логопед внимательно выслушивает устное сочинение каждого ученика и корректирует его если это нужно, далее следует самостоятельная работа в индивидуальных тетрадях.
Задания многих игр на логопедических занятиях предполагает сотрудничество ребят: совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом взаимный контроль, оценка действий, решений сверстников усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность, речевую активность. «Конструирование детской площадки возле школы» занятие проводилось с применением конструктора LEGO.
На занятиях посвящённых эмоциональному состоянию человека приходится решать следующие задачи по развитию коммуникативных навыков: развитие личностного общения, умения проявлять внимание к чувствам и желаниям других людей. В игровых заданиях, формирующих толерантное отношение друг к другу: «Какие мы разные», «Лицом друг к другу», «Возьмёмся за руки друзья», «Винни Пух и все, все, все» дети учатся речевому и личностному общению, отрабатывая навык построения предложения, связного высказывания, использования различных типов связи.
Также проводилось ознакомление детей с возможными эмоциональными реакциями, как самих детей, так и окружающих их людей; развитие умения различать определённые эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. Для решения этой задачи использовались такие виды упражнений, как беседы о различных эмоциональных состояниях, упражнения с пиктограммами, игры «Угадай, какое у меня сегодня настроение?», «Как ты поступишь в данной ситуации?», «Не отчаивайся и не унывай».
Решалась задача по обучению детей выражению своих чувств с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации; по закреплению основ нравственного поведения учащихся, представление о добре и зле, о необходимости уважения к старшим людям и сверстникам, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи. Детям прочитывались рассказы, подчёркивающие выше перечисленные качества, такие как В.А. Осеевой «Доброе слово», А. Платонова «Юшка».
После прочтения задавались вопросы: О чувствах и переживаниях героев произведения. Вопросы, касающиеся анализа рассказа или сказки, которые связывались с реальными условиями жизни детей.
Особое внимание уделялось изучению и употреблению вежливых слов в процессе общения, это отрабатывалось в различных жизненных ситуациях. Для решения этой задачи один раз в два месяца проводился «Урок толерантности», где главной задачей было воспитание эмпатии.
Проводились упражнения, целью которых было определение достоинств и недостатков собственного поведения и поведения окружающих людей в жизни. Детям предлагалось построение своего поведения с учётом особенностей характера собеседника.
Огромный вклад в формирование коммуникативных навыков и социальной адаптации оказали занятия по развитию связной речи. Здесь особое внимание уделялось правильности построения различных типов предложений, согласованию слов в предложении, соответствию полного рассказа заданной теме. Одним из занятий было посещение детьми продуктового магазина (Игра «Продуктовый магазин»), где дети выступали в роли покупателей и рассказывали каждый о своей предстоящей покупке, описывали покупку, говорили о значении, о положительных и отрицательных качествах покупки, при этом продавцу приходилось угадывать, что хочет купить ребёнок. Для закрепления материала детям предлагалось составить коллективный рассказ на тему: «Какие продукты нужно купить, для празднования дня именинника?». Здесь дети учились договариваться между собой, уступать своим сверстникам, работать коллективно. С этой же целью на переменах проводились подвижные игры «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем», «Кто знает пусть продолжает».
Особое внимание уделялось работе над выразительной стороной речи, т.к. речь у детей с нарушением интеллекта бедна и эмоционально не выразительна. Итоги этой работы были подведены на конкурсе чтецов проводимом учителями методического объединения «Коррекция и развитие».
На логопедических занятиях развитие личностного и познавательного общения шло параллельно с решениями коррекционных задач по формированию всех сторон речи. При подборе упражнений, заданий по устранению речевых недостатков приходилось учитывать возможность формирования коммуникативных навыков.
Но следует не забывать, что дети с нарушением интеллекта плохо относятся к своим неудачам, поэтому на логопедических занятиях важно не делать замечаний, ведь всегда можно найти за что похвалить ребёнка.
Чтобы в свою очередь повысить интерес к логопедическим занятиям необходимо использовать наглядные средства (реальные предметы, игрушки или картинки, серии картинок, фланелеграф, мультимедийную установку), важно и использование музыки. Вместе всё это создаёт благоприятный фон, который вызывает положительные эмоции, которые дети с нарушением интеллекта испытывают очень редко.
Проведённая коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков на логопедических занятиях дала свои положительные результаты. Ученики с удовольствием включаются в диалог, ведут себя более уверенно в различных ситуациях, проявляют внимание друг к другу, выслушивают собеседника, дополняют ответы и задают вопросы по теме. В ходе эксперимента было доказано, что уровень речевого развития влияет на уровень речевого общения в целом, на формирование произвольности поведения. Речь помогает ребёнку овладеть собой, уверенно чувствовать себя в любой ситуации, контролировать свои поступки.
Анализ результатов обследования показал взаимосвязь уровня речевого развития с уровнем развития коммуникативных умений. С одной стороны было желание детей быть понятными услышанными, получить ответ на задаваемый вопрос, что делает речь полной связной и выразительной. С другой стороны была связность произносимых слов, полнота грамматического высказывания, что является главным условием успешности не только в обучении, но и в социальной адаптации.
Список используемой литературы
1. Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
2. Васильева С., Соколова Н. «Логопедические игры» М.; Школьная пресса, 2001.
3. Выготский Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» Вопросы психологии №6 – 1996.
4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М., 1970.
5 Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
6. Мазанова Е.В. « Коррекция акустической дисграфии» – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
7. Максаков А. И., Туманова Г.А « Учите играя» - М,: Просвещение 1979.
8. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы». – М.,1977 год.
9. Селевёрстов В.И «Речевые игры с детьми» - М.; 1994.
10 Ястребова А.В. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ» - М.: АРКТИ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"
Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...
Формирование навыков грамотного письма у детей с нарушением интеллекта.
Доклад на педагогическом совете....
Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта
Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.Ключевые слова, социализация, ад...
Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.
В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...
Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта
В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта...
Статья "Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта"
Из опыта работы: в данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта...