Статья:Сущьность критериального оценивания в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Эффективные приёмы для обучения на уроках математики и подходы к оцениванию на уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья : «Эффективные приемы для обучения на уроках математики, подходы к оцениванию на уроках»
Учитель математики ГБОУ №411 : Яковлева Р.М.
Нас оценивают либо слишком высоко,
либо недостаточно высоко;
нас никогда не принимают
по нашей реальной ценности.
М. Эбнер-Эшенбах
В связи с этим тема оценки успешности учащихся приобретает все большую актуальность, так как оценивание– это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, позволяющее определять качество образования, его соответствие мировому стандарту, принимать кардинальные решения по стратегии и тактикам обучения в случае его несоответствия современным задачам в области образования, совершенствовать как содержание образования, так и формы оценивания ожидаемых результатов образования. Оценивание – процесс соотношения реальных результатов обучения и запланированных целей (заданного эталона). Отметка – результат этого процесса, выраженный в количественном показателе. Математика – одна из базовых предметных областей общего среднего образования. Математика играет большую роль в системе знаний и культуры современного общества. Математика имеет глубокие корни в развитии человечества, базируется на основе национального самосознания разных народов и государств. Математика, как учебный предмет обладает уникальным потенциалом, который определяется, главным образом, спецификой математического метода мышления, являющегося мощным исследовательским методом, включающим в себя все способы научного познания – индукцию, обобщение, сравнение, аналогию и т. п. Школьная отметка — это не только результат работы ученика, но и стиль работы учителя. Без оценивания деятельности учащихся невозможно построить процесс обучения. оценивание должно быть объективным, но на практике при оценивании качества знаний учащихся возникают следующие проблемы:
1)Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания. При проверке качества освоения темы или ее отдельных частей учитель ориентируется на свое понимание, опыт работы и интуицию (сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие важны, а какие второстепенны).
2)Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.
3) Я как учитель математики разных классов : 7-б и 7-в; 10-а и 10-б; с разным уровнем знаний по математике, стараюсь учитывать особенности работы в конкретном классе, индивидуализацию и дифференциацию обучения конкретно в каждом классе. Уроки в таких классах- параллели ведутся по плану, с учётом особенностей, направления и специфики поведения каждого классного коллектива. Например: при проведении контрольной работы в 7-б классе по геометрии « Построение треугольника по трём элементам» предлагаю вариант из трёх заданий: 1) и 2) задание базового уровня, соответствуют критериям оценки сдачи ОГЭ по модулю « Геометрия» (I часть), а 3-я задача по ОГЭ по модулю « Геометрия» , но уже из II части. В 7-в классе, где уровень знаний на порядок ниже, предлагается на контрольной по этой же теме выполнить три задания, но все из I части, чтобы учащиеся из трёх предлагающихся задач могли выполнить на выбор две задачи, тем самым подготавливать их к выполнению норматива сдачи ОГЭ по модулю «Геометрия» В 10- а классе при проведении контрольной работы по алгебре « Решение тригонометрических уравнений » учащимся было предложено написать каждому критерии выставления оценки по данной работе и вот , что получилось:
Контрольная работа №4 Тригонометрические уравнения
Вариант : А1. Решите уравнение : а) ; б) .
А2. Решите уравнение : а) ; б) .
В1. Решите уравнение
В2. Решите уравнение
С1. Решите уравнение
Критерии оценок: «3» - любые 3А, «4» - 2А + 1В, «5» - 3А + 2В или 2А + 1В +1Сили 3А + 2В+С1 ( с одним недочётом из любого задания)
При использовании критериального оценивания учащимися своей работы я была уверенна, что:
- получу те же самые результаты, так как мои учащиеся хорошо ознакомлены с нормативами оценивания той или иной работы и мне легко использовать один и тот же инструмент оценивания во второй раз с теми же учениками;
- инструмент оценивания измеряет именно то, что хотел бы оценить ученик– ожидаемые результаты обучения;
- позднее любой ученик может проверить правильность выставления мною его оценки;
- учащиеся осведомлены о критериях оценивания учебных достижений.
Сущность технологии критериального оценивания
Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в формировании учебно-познавательной компетентности учащихся (готовности и способности учащихся осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и способов их приобретения; концентрировать внимание; критически мыслить; оценивать собственные возможности и учебные достижения; осуществлять взаимооценивание). Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом за точку отсчета берется обязательный минимум.
При критериальном оценивании меняются и установки для учителя:
- оценке посредством отметки подлежит только работа учащегося, а не его личность;
- работа учащегося сравнивается с заранее определенным и известным ему заранее эталоном, а не с отлично выполненными работами других учеников;
- используются различные формы конкретных заданий и имеются четкие и ясные описания идеально выполненных заданий;
- разрабатывается четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и соответствующую ему отметку;
- учащиеся включаются в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценивание;
- оценивается только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей;
При использовании критериальной системы оценивания, мне как учителю математики необходимо освоить новые понятия: «критерии», «дескрипторы», «рубрикаторы». Рубрикаторы показывают, зачем ребенок учится, критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он это может сделать.
- Критерий А – знание и понимание, Критерий В – применение,
- Критерий С – анализ и синтез, Критерий D – коммуникация.
Таблица. Содержание критериев по предмету «Математика»
Критерий | Описание критерия | Баллы по критериям |
А Знание и понимание | Знание терминологии; конкретных фактов; способов и средств работы со спецификой. Знание (здесь) определяется как запоминание (вспоминание) соответствующей, предварительно изученной информации. Понимание: осознание (понимание) значения информационных материалов. | 5 баллов |
В Применение | Использование предварительно изученной информации в новых конкретных ситуациях для решения проблем, которые имеют единственный или наилучший ответы. Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах | 5 баллов |
С Анализ и Синтез (Обработка информации) | Анализ: разбивка информационных материалов на составные части, изучение (и попытка понять организационную структуру) этой информации для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений и/или нахождения доказательств для обоснования общих правил. Синтез: креативное или разностороннее применение приобретенных знаний и умений для создания нового или оригинального продукта. | 5 баллов |
Д Коммуникация | Коммуникация: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понять другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды для того, чтобы сделать что-то сообща. | 5 баллов |
Итого | 20 |
Модель критериального обучения включает следующие этапы:
- точно определяются критерии усвоения темы, что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой);
- подготавливаются проверочные работы–тесты; ( учащиеся сами составляют работы для 7-х классов в формате ОГЭ по модулям « Алгебра» и «Геометрия» с составлением критериями оценки, пользуясь материалами открытого банка ФИПИ)
- учебный материал разбивается на отдельные учебные единицы;
- выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания;
- разрабатываются альтернативные коррекционные и развивающие материалы по каждому из тестовых вопросов.
Ключевым моментом является точное определение и формулировка критериев полного усвоения в соответствии с требованиями программы ФГОС, основа которых – научно обоснованные учебные цели.
Рубрикатор с дескрипторами, для оценки уровня образовательных достижений учащихся.
Для оценивания уровня успешности учащегося по изучаемой теме, необходимо составить дескрипторы по каждому из четырех критериев, описывающих уровень необходимых достижений по данной теме.
Знакомство с дескрипторами позволяет учащимся определить критерии успешности, необходимые для самооценки уровня усвоения учебного материала и улучшения результатов обучения.
В Таблице 1. приведены дескрипторы к критериям по теме «9 класс «Степенная функция».
Таблица 1. Дескрипторы к критериям по теме «Степенная функция»
- Понятие степенной функции.
- Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Четность и нечетность функции.
- Степенные функции с натуральным показателем и их графики.
- Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль, гипербола.
- Уравнения и неравенства, содержащие степень.
- Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Критерий | Дескрипторы |
А (знание и понимание) Уровень обязательной подготовки обучающегося |
|
Уметь находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу. | |
| |
| |
| |
| |
В (применение) Уровень возможной подготовки обучающегося |
|
| |
| |
| |
| |
С (обработка информации) |
|
| |
| |
| |
| |
D (коммуникация) |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Для оценивания уровня усвоения теоретического или практического материала, например: знание определений, формулировок теорем, решения задач, практической работы, и т.д., составляются рубрикаторы с описанием уровня достижений и количеством баллов за выполненную работу и шкалой перевода их в отметку. (Таблица 2, Таблица 3)
Таблица 2. Рубрикатор для проверки теста по теме «Степенная функция»
Критерий А-В-С-Д.
Проверяемые знания | Баллы |
Знать , находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу. | 1 |
Знание и понимание находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей | 1 |
Знание и понимание определять свойства степенной функции по ее графику | 1 |
Знание и понимание описывать свойства степенных функций, строить их графики | 1 |
Знание применять графические представления при решении уравнений, неравенств и систем. | 1 |
| 1 |
Перевод баллов в оценки:
Отметка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Набранное количество баллов | 6 | 5 | 4 | менее 4 |
Тест 4 Степенная функция
1. Какова область определения функции ?
1) 2) 3)
4)
2. Укажите множество значений функции .
1) 2) 3) 4)
3. График какой функции изображен на рисунке?
1) 2) 3) 4)
4. Найдите корни уравнения .
1) 3 2) -3 и 8 3) -3 4)8
5. Найдите множество значений функции .
1) 2) 3) 4)
6. Решите графически систему уравнений
1)
2)
3)
4)
7. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
8. Решите неравенство .
1) 2) 3) 4)
9. Решите уравнение
Если корней несколько, то в ответе укажите их сумму.
1) 3 2) 4 3) -3 4) -1
10.Какая из данных функций нечетная?
1) 2) 3) 4)
Таблица 3. Рубрикатор для оценки знаний и умений учащихся при решении теста по теме «Степенная функция» ( 9 класс, алгебра)
№ задания | Дескрипторы | А | В | С | Общий балл |
1 | Учащийся знает и понимает , как находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу | 1 | 1 | ||
2 | Учащийся знает и может определять свойства степенной функции по ее графику | 1 | 2 | ||
Учащийся знает, как находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей. | 1 | ||||
3 4 | Учащийся знает и умеет определять свойства степенной функции по ее графику. | 1 | 1 | 2 3 | |
Учащийся знает и умеет описывать свойства степенных функций, строить их графики | 1 | ||||
Учащийся может выбирать и применять рациональные методы решения | 1 | 1 | |||
5 | Учащийся знает и умеет применять графические представления при решении уравнений. | 1 | 2 | ||
Учащийся умеет находить количество корней, с помощью графиков степенных функций. | 1 | ||||
6 | Учащийся применяет графические представления при решении уравнений, неравенств. | 1 | 3 | ||
Учащийся применяет графические представления при решении уравнений, неравенств и систем. | 1 | ||||
Учащийся может выбрать и обосновать правильный ответ | 1 | ||||
7 | Учащийся знает, как математически степенные функции могут описывать реальные зависимости; | 1 | 2 | ||
Учащийся знает, как математически степенные функции могут применяться при решении практических задач | 1 | ||||
8 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | 1 | 2 | ||
Использовать приобретенные знания и умения для интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами. | 1 | ||||
9 | Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения. | 1 | 3 | ||
Учащийся применяет знания и умения по теме « Степень» при решении уравнений и неравенств по модулю «Алгебра» из ОГЭ | 1 | ||||
Учащийся может выбрать и обосновать правильное, рациональное решение по теме « Графики степенной функции» в модуле « Реальная математика» | 1 | ||||
Итого | 9 | 8 | 3 | 20 |
Перевод баллов в оценки:
Сумма набранных баллов, % | Отметка | Набранное количество баллов |
90% - 100% | «5» | 18 - 20 |
70% - 89% | «4» | 14 - 17 |
50% - 69% | «3» | 10 – 13 |
Менее 50% | «2» | Менее 10 |
Данный рубрикатор составлен для оценки ЗУН учащихся при решении заданий по теме « Степенная функция»-9 класс
Вывод: Критериальное оценивание , позволяет более объективно выставлять оценку ученику, учитывать его уровень знаний и умений, независимо от уровня знаний и умений всего класса.
Интернет-ресурсы
www.sch57.msk.ru:8101/collect/smogl.htm История математики
- mschool.kubsu.ru Библиотека электронных учебных пособий
- mathem.h1.ru Математика on-line
- www.ega-math.narod.ru Статьи по математике
- dondublon.chat.ru/math.htm Популярная математика
- www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/ «В мире науки»
- vschool.km.ru Виртуальная школа.
- www.mathematics.ru Открытый Колледж. Математика
- zadachi.mccme.ru:8101 ИПС "Задачи“
- www.kcn.ru/school/vestnik/n36.htm Математическая гостиная
- slovo.and.ru/z-181099.htm Задачник
- www.mccme.ru Московский центр непрерывного математематического образования mathc.chat.ru Математический калейдоскоп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критериальное оценивание в условиях реализации ФГОС
Статья посвящена проблеме организации процеса оценивания учебных достижений учащихся в логике личностно-ориентированного обучения....
доклад на тему "Оценивание в условиях реализации ФГОС"
Доклад на тему "Оценивание в условиях реализации ФГОС" поможет при переходе на программы ФГОС в средней и старшей школе.При написании доклада использовала материалы презентации Зартинова Л.А....
"Критериальное оценивание в условиях реализации ФГОС ООО" (презентация) автор: Бройко Яна Александровна, учитель иностранных языков МОУ «СШИ №2»
"Критериальное оценивание в условиях реализации ФГОС ООО" (презентация) автор: Бройко Яна Александровна, учитель иностранных языков МОУ «СШИ №2»...
Выступление на методическом совете на тему: «Система оценивания в условиях реализации ФГОС».
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.Школа, ориентированна...
Деловая игра «Стандарты второго поколения, система оценивания в условиях реализации ФГОС»
Уважаемые коллеги, все мы с недавнего времени перешли на федеральный государственный образовательный стандарт на ступени начального общего образования и в 5-6 классах основного общего образования Мы с...
Повышение мотивации обучающихся с помощью технологии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС
Тематический педсовет, где рассматривается технология формирующего оценивания как инструмент повышения мотивации обучающихся...
Система оценивания в условиях реализации ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам ...