Современные средства оценивания результатов обучения
учебно-методический материал на тему
Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной работы.Пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов, изучающих курс «Современные средства оценивания результатов обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_sredstva_otsenivaniya_rezultatov_obucheniya.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чернявская А.П.
Гречин Б.С.
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА
ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ
Компетентностный подход в образовании
Традиционная практика обучения видит свою важнейшую задачу в том, чтобы приобщить обучаемых к обобщенному и систематизированному опыту социальной практики общества. Отсюда - утверждение ведущей роли теоретических знаний, ориентация на усвоение основ наук. Широко распространен взгляд на образование как на способ и процесс передачи знаний, умений и навыков. Учебная деятельность обучающихся оказывается как бы вырезанной из контекста реальной жизни - им навязываются цели усвоения накопленной информации. Этим, прежде всего, объясняется падение интереса к учению и профессии.
Информация и знания – это не одно и то же. Учебная информация - это знаковая система, учебный текст, звуки произносимых педагогом слов, которые должен воспринять и усвоить обучающийся.
Знания - проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение человеком, ставшее ориентировочной основой компетентного действия. Знание - это информация, перекодированная на язык мозговых структур. Чтобы получить статус знания, осознанного отражения действительности, информация с самого начала должна «примериваться» к действию и поступку, усваиваться в их контексте. Мышление рождается в проблемной ситуации, а не в ходе решения задачи по заранее известному образцу.
В настоящее время в сфере образования все больше распространяются субъект-субъектный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Основные особенности субъект-субъектного образования
1. Ситуация, когда учащийся стремится сам приобрести знания, а учитель создает для этого условия;
2. Использование методов, которые дают возможность совместного «сотворения» или изобретения знания в процессе обучения;
3. Вариативность общего содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся при сохранении инвариантности базового содержания, в том числе вариативность сроков освоения материала при инвариантности общего периода обучения;
4. Наличие общих правил учебной деятельности и взаимодействия, которым подчиняются все субъекты образовательного процесса и вариативность их применения;
5. Наличие особой системы взаимодействия субъектов образовательного процесса и диалог как отражение этой системы;
6. Оценивание не только стандартного набора знаний учащегося, но и его «индивидуализированной» карты знания и процесса развития в соотнесении с его возможностями;
7. Равное внимание к процессам получения знаний и целостного развития личности ребенка.
Суть личностного подхода состоит в том, что образование рассматривается не как способ передачи знаний, умений и навыков, а как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности. Процесс формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную линию его развития.
С позиции деятельностного подхода, качество образования можно определить как меру соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода возможностям для развития, содержащимся в культуре общества. В процессе образования на соответствующих возрастных этапах у человека должны формироваться определенные целостные виды деятельности и соответствующие им способности. Этим результаты образования, ориентированного на развитие личности, отличаются от результатов обучения и воспитания, ориентированных на передачу знаний, умений и навыков.
Рефлексивные умения выражаются в способности формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать ее и планировать, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе. Рефлексивные умения являются важнейшим компонентом в структуре инновационной деятельности специалиста, поскольку специалист с развитыми рефлексивными умениями имеет большие возможности в реализации творческого потенциала.
К общим рефлексивным умениям относятся:
- умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;
- адаптировать, дополнять или изменять план, программу, формы и методы работы соответственно конкретным условиям, с целью достижения оптимальных результатов;
- прогнозировать последствия своих действий, осуществлять контроль и самоконтроль, осознавать выполненную деятельность, самокритично относиться к ней;
- оценивать и обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт других людей.
По Дж. Равену, «компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [12. С.6]. Природу компетентности можно понять на основе следующей схемы (Схема 1) [17]. Компетентность формируется в той области, где все три параметра накладываются друг на друга.
ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Функции контроля:
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).
Требования к контролю:
1) индивидуальный характер;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).
Виды контроля:
1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня ЗУНов);
2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);
3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);
4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);
5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).
Данная классификация иногда дополняется еще двумя видами контроля [3]:
6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);
7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).
Формы контроля:
1) индивидуальный;
2) групповой;
3) фронтальный;
4) парный.
Иногда в качестве форм контроля выделяют: зачет, экзамен, собеседование, контрольную работу, общественный смотр знаний (проводится в присутствии не только одного учителя, но и других учителей, родителей) и т. п.
Методы контроля - это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
1. Устный (устный опрос).
2. Письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.).
3. Практический (для выявления сформированности умений и навыков практической работы или двигательных навыков).
4. Машинный.
5. Самоконтроль.
6. Комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.
Взаимосвязь видов, методов, форм контроля и современных средств оценивания представлена в таблице 2 [3].
Таблица 2
Взаимосвязь видов, методов, форм и средств контроля
контроль | |||
входной | промежуточный | итоговый | остаточные знания |
собеседование, анкетирование, контрольная работа, экзамен, тестирование (входное НОТ) | собеседование, анкетирование, контрольная работа, опрос, домашнее задание, семинарское занятие, лабораторная работа, деловая игра, тестирование (формирующее, диагностическое КОТ), портфолио, рейтинг, мониторинг | зачет, экзамен, тестирование (тематическое, рубежное, итоговое КОТ), портфолио, рейтинг, мониторинг | тестирование (итоговое КОТ) |
Оценка и ее функции
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-либо.
Оценка – качественный показатель (например, «Ты - молодец!»).
Отметка – количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты).
Функции оценки:
1) мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность);
2) диагностическая (указывает на причины тех или иных образовательных результатов);
3) воспитательная (формирует самосознание и адекватную самооценку);
4) информационная (свидетельствует о степени успешности ученика).
Этапы развития пятибалльной шкалы оценок:
1) май 1918 года – постановление А.В. Луначарского «Об отмене отметок»;
2) сентябрь 1935 года - введено пять словесных (вербальных) оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»;
3) январь 1944 года – возврат к цифровой «пятибалльной» системе оценки успеваемости.
Недостатки традиционного пятибалльного оценивания:
– низкая дифференцирующая способность;
– травмирующий характер для ребёнка;
– малая информативность для родителей учащихся;
– невозможность фиксации уровня личных усилий ученика для достижения результата;
– малая пригодность для оценивания личностных качеств и достижений;
– создание формальной мотивации, отсутствия активной позиции по отношению к обучению и личной заинтересованности в его результатах.
Основные ошибки при выставлении отметки:
1) инерция отметок (выставление их по установившейся традиции, деление на слабых и сильных);
2) искусственный либерализм и жесткий авторитаризм (завышение и занижение отметок);
3) средний балл успеваемости (носит формальный характер);
4) двойка как средство борьбы с недисциплинированностью [4].
СИСТЕМА РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Принципы рейтинговой технологии (по Л.Г. Устиновой)
Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).
Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).
Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).
Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость результатов от личности преподавателя).
Объекты рейтинговой системы контроля:
– совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;
– социальная активность учащегося.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.
Задачи рейтинга:
– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
– повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности
– построение индивидуальных образовательных программ;
– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.
Функции рейтинговой технологии:
- креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
- рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);
- стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
- диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
- коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся) [3].
Условия организации рейтинговой системы оценивания:
– модульная организация учебного процесса,
– постоянное отслеживание уровня знаний,
– многобалльное оценивание обученности учащихся.
Виды рейтинга
(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):
– академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),
– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),
– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),
– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами) [6].
Преимущества рейтинговой системы оценивания
(по сравнению с традиционной технологией контроля):
– стимулирование систематической самостоятельной работы;
– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
– повышение роли состязательности в учебе;
– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
– количественная характеристика качества учебной работы;
– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
– повышение учебной мотивации.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
– в росте социальной активности учащихся;
– в признании равноценности различных образовательных траекторий;
– в ориентации на успех;
– в повышении адекватности самооценки;
– в укреплении командного духа;
– в осознанности жизненного выбора.
Управление качеством подготовки учащихся
с помощью рейтинга
1. Сравнительный анализ рейтинг-листов и эталонной рейтинг-шкалы.
Поиск информации:
– о количестве учащихся, достигших максимального предела эталонной шкалы;
– о количестве учащихся, освоивших 75% содержания образования;
– о количестве учащихся, освоивших менее 50% содержания образования.
2. Сравнение результатов с рейтинг-листами учащихся предыдущих лет обучения.
3. Характеристика (на основе сравнения и анализа):
– уровня обучаемости учащихся;
– уровня образовательной системы в учебном заведении ;
– качества учебного процесса;
– эффективности РСК.
4. Решения коррекции учебного процесса, технологии рейтинга.
Этапы проектирования рейтинговой системы
контроля по дисциплине:
1. Формулировка целей обучения по учебному предмету (внутренних и внешних, диктуемых теми дисциплинами, которые опираются на данную).
2. Отбор и подготовка учебного материала.
3. Определение содержания контроля, то есть выделение основополагающей части учебного материла.
4. Разработка структуры системы контроля.
5. Назначение средств измерения (распределение заданий-измерителей по учебным темам программы курса).
6. Разработка системы оценивания (оценивание каждого задания - измеряется в баллах).
Основные понятия рейтинговой системы оценивания
Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.
Рейтинг-шкала – унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.
Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.
Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.
Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):
1. Степень усваиваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);
2. Дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.
Контрольно-оценочные циклы. Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов.
Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.
Преподаватель для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:
• обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);
• проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;
• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;
• выставляет отметку.
Знание эталона соответствует норме баллов, раннее установленной для «порции» материала. Отметка может соответствовать норме или быть ниже ее. Полученные в результате баллы суммируются в кумулятивный балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого.
В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения.
В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым преподаватель приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале.
В качестве заданий - измерителей обученности могут использоваться тесты, контрольные работы, коллоквиумы и т. п. [3]
Источник информации - http://pedte.narod.ru/SSORO_Uchebnik.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс "Современные средства оценивания результатов обучения в ГБОУ НиСПО (балльно - рейтинговая система)"
Остро встаёт проблема разработки методологии и принципов оценивания результатов обучения. Для того, чтобы решить эту задачу я познакомилась с теоретическими основами балльно-рейтинговой системой оценк...
Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....
Сообщение "Портфолио как одно из средств оценивания результатов обучения в школе".
В сообщении излагаются основные цели создания портфолио, основные подходы к формированию портфолио....
«Тестирование как средство оценивания результатов обучения"
В мастер-классе представлены материалы по теме «Тестирование как средство оценивания результатов обучения». Здесь даётся определение термину "тест", а также описываются вид...
«Современные средства оценивания результатов обучения»
Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной...
Современные средства оценивания результатов обучения
Формы и методы оценки образовательных достижений учащихся - оценка качества усвоения обучающимся содержания учебных дисциплин "Обществознание" и "История....