Методы активизации мыслительной деятельности интеллектуально пассивных обучающихся при работе над индивидуальным проектом
методическая разработка по теме

Савченко Евгения Викторовна

Познавательная деятельность обучающихся при работе над проектом может быть более или менее активной в зависимости от используемых преподавателем методов. Методика руководства проектной деятельностью обучающегося может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность обучаемого, прежде всего, мыслительную.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы активизации мыслительной деятельности обучающихся при работе над индивидуальным проектом Выполнила : Савченко Евгения Викторовна, СТСИ, преподаватель

Слайд 2

Мышление требует усилий и подготовки. Бетран Рассел Запретить думать – трудно. Но еще труднее заставить. Стас Янковский

Слайд 3

Пониженная обучаемость Недостаточная познавательная активность Многие обучающиеся «интеллектуально пассивны» Отсутствие эмоционально- волевого напряжения Особые условия обучения

Слайд 4

Индивидуальный проект - одна из форм организации самостоятельной учебно-познавательной и творческой деятельности обучающихся и выполняется ими самостоятельно под руководством преподавателя ?

Слайд 5

Методика руководства проектной деятельностью обучающегося должна строится на методах и приемах, активизирующих его мыслительную деятельность Методы активизации мыслительной и творческой деятельности Положительные результаты в работе над индивидуальным проектом

Слайд 6

Адаптация данных методов для работы со слабыми обучающимися Методы активизации мыслительной деятельности в процессе проектирования

Слайд 7

Метод «Свободное выражение функции» Методы пересмотра постановки задач Метод «наводящих вопросов» Метод «изменения формулировки задач»

Слайд 8

Метод «наводящих вопросов» Суть метода Вопросы Позволяет уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов решения проблемы. Почему данную проблему нужно решать? Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась? Какие средства для этого необходимы? Что можно в объекте уменьшить, увеличить, разъединить, объединить, добавить, минимизировать? «5 почему» Проблема: рост числа детей и подростков с игровой зависимостью. 1. Почему? В чем причина? Причина в стремлении уйти от действительности. 2. Почему? В чем причина ? Кружки и секции не обеспечивают интересный досуг. 3. Почему? В чем причина? Недостаточно современных и интересных форм организации досуговой деятельности учащихся. 4. Почему? В чем причина? Не используют новые формы организации свободного времени учащихся. 5. Что делать?

Слайд 9

Метод «изменения формулировки задач» Суть метода Суть метода Меняя формулировки структурных составляющих реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и определить новые направления деятельности. Изменение формулировки расширяет границы поиска решения. Часто формулируются абстрактные условия, однако они могут привести к неожиданному решение прагматично поставленной задачи. Пример Задача: спроектировать пляжную сумку. Возможные формулировки: 1 ) придумать сумку, трансформирующуюся в пляжную подстилку-коврик; 2) придумать сумку, материал которой не пачкается и не промокает; 3) придумать сумку из тончайшей пленки, которая может легко трансформироваться в тент.

Слайд 10

Метод «Свободное выражение функции» Суть метода Цель метода Направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели. Поставить задачу так, чтобы главное внимание уделялось назначению объекта. Функциональность является маяком поиска решения. Пример Задача: создать и деальную игрушку для малыша. Игрушка должна быть: занимательной, яркой и выполнять развивающую функцию; быть из экологически чистого материала; быть безопасной для малыша: ею нельзя пораниться и ее нельзя проглотить.

Слайд 11

Методы, дающие новые парадоксальные решения Метод «мозгового штурма» Метод фокальных объектов Техника ликвидации тупиковых ситуаций Метод «инверсии»

Слайд 12

Метод «инверсии» Суть метода Поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям. Как исполь-зовать Рекомендации для преподавателя: побуждать членов группы к неоднократному переформулированию проблемы в целях осмысления; наряду с прямой задачей выдвигать обратные. Рекомендации для обучающихся: помнить, что инверсия - поиск идей в направлениях, противоположных традиционным взглядам, здравому смыслу, формальной логике; начинать решать задачу с попытки ее переформулировать; ко всякой идее искать контридею ; решая задачи, стараться использовать противоположные процедуры, средства. Пример Ранее спортсмены тренировались, бегая по беговой дорожке на стадионе, сейчас имеются движущиеся беговые дорожки и тренажеры, в которых можно задавать скорость движения ленты, ее наклон и другие параметры.

Слайд 13

Метод «мозгового штурма» Суть метода Метод генерирования в сжатые сроки большого количества идей, среди которых может оказаться несколько удачных. Как исполь-зовать Рекомендации для преподавателя: направлять ход дискуссии, задавать стимулирующие вопросы; подсказывать, использовать шутки, реплики, создающие неформальную обстановку. Рекомендации для обучающихся: необходимо верить в разрешимость проблемы; не нужно думать о последствиях сказанного; идеи следует встречать с одобрением; запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится; высказываются любые идеи, вплоть до бредовых; количество идей важнее их качества. Пример На одном из японских заводов из-за частых перекуров токарей упала производительность труда в цехе. Решение: «курилку» перенесли из дальнего помещения в центр цеха, установили ее на высоком постаменте и сделали стеклянной. Этапы: 1. Постановка проблемы. 2. Генерация идей. 3. Группировка, отбор и оценка идей. Группы: 1. Участники, предлагающие новые варианты решения задачи; 2. Участники, обрабатывающие предложенные решения.

Слайд 14

Метод фокальных объектов Суть метода Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций. Как исполь-зовать Рекомендации для преподавателя: предлагать слово, понятие, попытаться «вызвать» какой-то образ, который может стать стимулом для образования неожиданных свободных ассоциаций, способствующих возникновению идеи решения проблемы; смена слов, понятий, картин, образующих ассоциации, должна происходить быстро. Рекомендации для обучающихся: высказывать, демонстрировать все, что вызывает возникновение ассоциаций, идей; фиксировать любые идеи, зарождающиеся у группы; после наработки идей систематизировать и классифицировать их; выбрать наилучшие идеи. Пример Совершенствуемый объект: Фонарик. Случайный объект: Очки. Свойства случайного объекта: Очки солнечные, защитные, модные. Новые сочетания: Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Новые идеи: Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

Слайд 15

Техника ликвидации тупиковых ситуаций Суть метода Найти новые направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения: выработать правила преобразований, которым можно подвергнуть неудовлетворительное решение; найти новые взаимосвязи между частями имеющегося неудовлетворитель-ного решения; переоценить проблемную ситуацию. Как исполь-зовать Техника SCAMPER ( «пробежка» по проблеме с помощью вопросов, которые помогают модифицировать уже существующее ) S — Substitute (заменить) C — Combine (комбинировать) A — Adapt (адаптировать) M — Modify / Magnify (модифицировать, увеличивать) P — Put to Other Uses (для других целей, предложить другое применение) E — Eliminate (убрать, устранить или свести к минимуму) R — Rearrange ( or Reverse ) (переставить, перевернуть, изменить порядок) Пример Путь Рэя Крока , основателя сети ресторанов McDonalds , к успеху: продавать не только еду, но также рестораны (техника «P» - иное применение); система предоплаты (методика «R» - смена порядка); - самообслуживание –нет официантов (техника «E» - устранение).

Слайд 16

Существует множество методов, с помощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты. Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности, заложенной в проекте, возрастом участников, длительностью проекта и т.д. Вывод

Слайд 17

С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Запретить думать – трудно. Но еще труднее заставить.

Стас Янковский

Мышление требует усилий и подготовки

Бетран Рассел

Методы активизации мыслительной деятельности интеллектуально пассивных обучающихся при работе над индивидуальным проектом

Среди обучающихся СПО нередко встречаются подростки, имеющие «пониженную обучаемость». Для них характерны недостаточная познавательная активность, отсутствие эмоционально-волевого напряжения, которое требуется для нахождения адекватных способов решения интеллектуальных заданий. Трудности в обучении таких подростков неразрывно связаны с такими особенностями личности, как нежелание думать, склонность решать проблемные учебные задачи «беспроблемными» способами, т. е. избегать умственных усилий. По мнению психолога Н. И. Мурачковского именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как это обычно считают, являются распространенной психологической причиной пониженной обучаемости. Педагог и психолог Павел Петрович Блонский неоднократно подчёркивал, что успех в работе с такой категорией учащихся зависит от организации условий, в которых она протекает.

Выполнение индивидуального проекта является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО. Индивидуальный проект является одной из форм организации самостоятельной учебно-познавательной и творческой деятельности обучающихся и выполняется ими самостоятельно под руководством преподавателя.

Результатом проектной деятельности обучающихся становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). 

У обучающихся с низкой познавательной активностью не выработаны умственные приемы и механизмы получения и анализа новых знаний. Для них работа над проектом кажется невыполнимой. Заставить таких детей думать, анализировать, делать выводы, а не просто копировать чью-то работу, очень сложно.

Тем не менее, познавательная деятельность обучающихся при работе над проектом может быть более или менее активной в зависимости от используемых преподавателем методов. Методика руководства проектной деятельностью обучающегося может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность обучаемого, прежде всего, мыслительную.

Используя методы активизации мыслительной и творческой деятельности, можно добиться от обучающихся положительных результатов в работе над индивидуальным проектом.

В проектировании используются десятки методов, подробное описание которых невозможно дать в рамках данной статьи. Приведем две группы методов активизации мыслительной деятельности в процессе проектирования.

Как правило, для работы с указанной категорией обучающихся требуется некоторая адаптация применения данных методов, однако опыт показывает, что их использование в сочетании с традиционными методами позволяет добиться неплохих результатов даже у самых слабых обучающихся.

Первая группа методов проектирования связана с пересмотром постановки задач. Это «наводящие вопросы», «изменение формулировки задач», «свободное выражение функции».

Метод «наводящих вопросов» позволяет уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов решения проблемы. Ставятся вопросы следующего характера: что можно в объекте уменьшить, увеличить, разъединить, объединить, добавить, минимизировать и т. д. Такими вопросами могут быть:

- Почему данную проблему нужно решать?

- Что нужно сделать, чтобы проблемная ситуация разрешилась?

- Какие средства для этого необходимы?

- Кто мог бы участвовать в проекте и т.п.

Разновидностью этого метода является прием «Пять почему?», применяющийся на этапе проблематизации с целью извлечения проблемы или «веера» проблем. Приведем пример использования приема «Пять почему?»

Проблема: рост числа детей и подростков с игровой зависимостью

1. Почему? В чем причина? Причина в стремлении к уходу от действительности.

2. Почему? В чем причина? Школьные кружки и секции не обеспечивают интересный досуг.

3. Почему? В чем причина? Недостаточно современных и интересных форм организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся.

4. Почему? В чем причина? Основными приоритетами учебно- воспитательного процесса является обученность и учебные достижения учащихся, не используют новые формы организации свободного времени учащихся.

5. Что делать? Обеспечить поиск и применение инновационных форм организации досуговой деятельности школьников (организовать повышение квалификации, стимулировать применение инноваций в воспитательном процессе со школьниками и в работе с родителями и пр.).

Метод «изменения формулировки задач» заключается в расширении границ поиска решения актуальной проблемы. Так, например, меняя формулировки структурных составляющих готового и реализованного проекта, можно выявить интересные решения известной проблемы и определить новые направления деятельности.

Изменение формулировки расширяет границы поиска решения. Если дано задание спроектировать, например, пляжную сумку, то возможны следующие формулировки:

1) придумать сумку, трансформирующуюся в пляжную подстилку-коврик;

2) придумать сумку, материал которой не пачкается и не промокает;

3) придумать сумку, в которой могут поместиться не только пляжные принадлежности, но и маленький ребенок, и которую можно легко катать по песку и камням пляжа;

4) придумать сумку из тончайшей пленки, которая может легко трансформироваться в тент и т. д.

Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстрактные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное решение прагматично поставленной задачи.

Метод «Свободное выражение функции» направлен на описание всех функций, которые должен выполнять предполагаемый проектный продукт и поиск «идеального» результата в виде макета или модели. Основная цель метода состоит в такой постановке задачи, при которой главное внимание уделяется назначению объекта. Функциональность является маяком поиска решения. Например, если проектируется идеальная игрушка для малыша, то она должна удовлетворять ряду условий: быть занимательной, яркой и выполнять развивающую функцию; быть из экологически чистого материала; быть безопасной для малыша: ею нельзя пораниться и ее нельзя проглотить - это самое главное. В русле «функции» и пойдет поиск решения.

Вторую группу образуют методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговой штурм», метод «фокальных объектов».

Метод «инверсии» или проектирование «от противного» представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям. Изобретатели давно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественно предположить, что оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия, и для этих целей стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в то время как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи в противоположном направлении, например уменьшить вес конструкции, сделав ее полой.

Пример. Ранее спортсмены тренировались, бегая по беговой дорожке на стадионе, сейчас имеются движущиеся беговые дорожки и тренажеры, в которых можно задавать скорость движения ленты, ее наклон и другие параметры.

Рекомендации для преподавателя:

  • побуждать (стимулировать) членов группы к неоднократному переформулированию проблемы в целях осмысления;
  • наряду с прямой задачей выдвигать обратные.

Рекомендации для обучающихся:

  • помнить, что инверсия - поиск идей в направлениях, противоположных традиционным взглядам, убеждениям, здравому смыслу, формальной логике;
  • начинать решать задачу с попытки ее переформулировать;
  • ко всякой идее искать контридею;
  • решая задачи, стараться использовать противоположные процедуры, средства.

Метод «мозгового штурма» является, по сути, методом генерирования идей в сжатые сроки. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных.

Метод мозгового штурма разработал в США совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Осборн в конце 1930-х годов.

А. Осборн считал, что творческие способности есть у всех людей, но многие люди не высказывают свои смелые идеи, боясь быть осмеянными своими коллегами, руководителем. Он предложил разделить во времени процесс генерирования идей от их критической оценки и анализа. Более того, Осборн считал, что желательно проводить оба процесса разными людьми. В группу, генерирующую идеи Осборн советовал включать людей, которые не имеют жестких стереотипов мышления.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Генерация идей.
  3. Группировка, отбор и оценка идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • участники, обрабатывающие предложенные решения.

Пример. Задача «Время на перекуры»

На одном из японских заводов возникла следующая проблема: из-за частых перекуров токарей производительность труда в цехе была не слишком высокой. Во время «мозгового штурма», в котором принимали участие менеджеры, было найдено простое и остроумное решение, учитывающее человеческую психологию: «курилку» перенесли из дальнего помещения в центр цеха, установили ее на высоком постаменте и сделали стеклянной. Понятно, что на виду у всех особенно долго не покуришь. Производительность труда выросла.

Рекомендации для преподавателя:

  • направлять ход дискуссии, задавать стимулирующие вопросы;
  • подсказывать, использовать шутки, реплики, создающие неформальную обстановку.

Рекомендации для обучающихся:

  • необходимо верить в разрешимость проблемы;
  • не нужно думать о последствиях сказанного;
  • идеи следует встречать с одобрением;
  • запрещаются споры, критика, оценки того, что говорится;
  • высказываются любые идеи, вплоть до бредовых;
  • количество идей важнее их качества.

Следует отметить, что данный метод в большинстве своих модификаций является групповым, однако можно использовать его и в индивидуальном порядке: обучающийся высказывает идеи, затем преподаватель анализирует полученные идеи.

Метод фокальных объектов (свободных ассоциаций). Человеческие представления полны самых разных стереотипов. «Раскачать» стереотипы по поводу любого предмета, объекта, процесса или явления можно, используя метод фокальных объектов.

Суть метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

План действий:

1. Вы представляете фокальный предмет, (объект, процесс, явление), которое вам нужно изменить (усовершенствовать, развить, найти новое применение, найти новые рыночные ниши).

2. Выбираете случайный предмет (объект, явление, процесс). Например, можете выбрать методом «тыка» из любого журнала или каталога.

3. Мысленно объединяете фокальный предмет со случайным. Описываете свойства случайно выпавшего предмета и проецируете эти свойства на предмет своего внимания.

4. Получившиеся сочетания свойств позволят вам по-новому посмотреть на свой предмет. Это не всегда является продуктивным, но при определённом упорстве получается найти интересные решения, которые окупают затраченные усилия.

Сочетания свойств вы рассматриваете именно как отправную точку необычного видения. Далее фантазируйте, свободно ассоциируйте. Если фантазия уводит вас далеко от первоначального сочетания слов – подчинитесь ей…

Пример. Совершенствуемый объект: Фонарик.

Случайные объекты

Очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов

  1. Очки: солнечные, защитные, модные.
  2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
  3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

  1. Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
  2. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
  3. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

  1. Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
  2. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
  3. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Рекомендации для преподавателя:

  • предлагать слово, понятие, попытаться «вызвать» какой-то образ, который может стать стимулом для образования неожиданных свободных ассоциаций, способствующих возникновению идеи решения проблемы;
  • на начальных этапах генерирования идей на основе образования ассоциаций критика запрещена;
  • смена слов, понятий, картин, образующих ассоциации, должна происходить быстро.

Рекомендации для обучающихся:

  • высказывать, демонстрировать все, что прямо или косвенно вызывает возникновение ассоциаций, идей;
  • фиксировать любые идеи, зарождающиеся у группы;
  • после наработки идей систематизировать и классифицировать их;
  • посредством критического анализа выбрать наилучшие идеи.

Техника ликвидации тупиковых ситуаций. Цель метода - найти новые направления поиска, если очевидная область поиска не дала приемлемого решения. В литературе, посвященной анализу творческой деятельности, приводится ряд способов изменения подхода к решению проблемы, когда работа зашла в тупик. Эти способы можно разделить на несколько типов, каждый из которых может оказаться достаточным для ликвидации тупиковой ситуации.

Общий план действий, как правило, следующий:

- выработка правил преобразований, которым можно подвергнуть имеющееся неудовлетворительное решение или какие-либо его части;

- поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения;

- переоценка проблемной ситуации.

Некоторые полезные способы, соответствующие приведенному плану действий, изложены, например, в технике SCAMPER. SCAMPER в переводе с английского означает «пробежка» или «быстрый бег». И по сути эта техника предлагает заняться «пробежкой» по проблеме с помощью вопросов, которые помогают модифицировать уже существующее. SCAMPER  — это аббревиатура, где каждая буква представляет отдельный метод:

S — Substitute (заменить)

C — Combine (комбинировать)

A — Adapt (адаптировать)

M — Modify/Magnify (модифицировать, увеличивать)

P — Put to Other Uses (для других целей, предложить другое применение)

E — Eliminate (убрать, устранить или свести к минимуму)

R — Rearrange (or Reverse) (переставить, перевернуть, обратить, изменить порядок)

Эта методика креативности была предложена Робертом  Эберле еще в 1997 году. Основная суть работы с этой техникой такая: четко ставим вопрос и ищем к нему ответ с помощью вопросов в каждой категории.

Вот несколько примеров для каждой категории, но вы можете составлять свои вопросы по аналогии.

Заменить: вы можете искать замену всему, любой части проблемы/задачи.

Вопросы: Что вы можете заменить? Что можно использовать вместо этого? Какие другие составляющие могут быть?  Какой другой процесс может быть? Другое место? Другой подход? Другие эмоции? Какие правила можно изменить? Можно ли заменить вовлеченных людей? Можно ли изменить форму, цвет и т.п.? Другое название? Можно ли применить идею в другом направлении? Можно ли это использовать в другом месте и в качестве замены?

Комбинировать: На самом деле новые идеи часто лежат на стыке двух старых, а креативные идеи – на комбинировании уже существующих, не связанных между собой идей

Вопросы: что можно скомбинировать? с чем можно объединить? Что можно дополнительно использовать? Какие идеи могут быть объединены? Можно ли совместить разные способности, чтобы получить желаемое? Т.д.

Адаптировать: возможно, решение проблемы уже существует, просто они из другой области вашего опыта.

Вопросы: На что это похоже? Есть ли что-либо подобное этому только в другом контексте? Были ли в прошлом похожие случаи? Что я могу скопировать? Кому я могу подражать? Какие идеи из других областей я могу применить?

Модифицировать: новый взгляд на наиболее важные составляющие вашей концепции.

Вопросы: что можно изменить? Форму? Цвет? Что можно увеличить/усилить? Что можно уменьшить/ослабить? Что можно продублировать? На чем можно сделать акцент? Какой элемент старого можно использовать, чтобы создать что-то новое?

Другое применение: часто одна идея отлично применима для решения гораздо большего числа проблем, чем казалось ранее.

Вопросы: Для чего это еще может быть использовано? Кто еще мог бы это использовать? Как эту идею использовал бы ребенок или старик? Если бы я раньше ничего не знал о деталях

Убрать: что можно убрать, сократить, минимизировать, чтобы сузить спектр и оставить основное.

Вопросы: Как можно упростить свою проблему (идею)? Что является необязательным? Можно ли разделить проблему/идею на несколько частей? Можно ли сделать решение меньше/компактнее? Что произойдет, если убрать часть продукта?

Переставить (изменить порядок): что произойдет, если все будет происходить в обратном порядке?

Вопросы: Что произойдет, если рассмотреть проблему в обратном порядке? Как скажется на проблеме/идее, если я буду действовать наоборот, а не так как планировал изначально? Что если компоненты поменять местами? Можно ли поменять местами  причину и следствие? Какие роли можно поменять? И т.п.

Стоит заметить, что эту технику активно использовал в своей работе основатель сети ресторанов McDonalds. Если проанализировать путь Рэя Крока к успеху, то можно заметить, что большая часть его идей была сгенерирована именно таким образом. Он один из первых, кто начал продавать не только еду, но также рестораны и иную недвижимость. Здесь явно прослеживается техника «P» - иное применение. Система предоплаты также является ярким примером использования методики «R» - смена порядка. Самообслуживание полностью исключает необходимость найма официантов. Это нововведение стало результатом использования техники «E» - устранение.

Таким образом, можно видеть, что существует множество методов, с помощью которых можно создавать оригинальные и интересные проекты. Оптимальный выбор методов проектирования определяется спецификой деятельности, заложенной в проекте, возрастом участников, длительностью проекта и т.д.

Использованная литература

  1. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учебное пособие для высш. проф. образования / Н. В. Матяш. - Москва: Академия, 2011 - 141 с.
  2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 033400 (050701) - Педагогика (ДПП.Ф.03 - Педагогические технологии) / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007.
  3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие для высш. проф. образования / А. П. Панфилова. - 2-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2011 - 192 с.
  4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер.– М. : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.
  5. http://hr-portal.ru/article/evristika-kak-effektivnyy-sposob-resheniya-upravlencheskih-zadach

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения

В помощь молодым учителя  "Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения "...