Доклад "Воспитательный потенциал урока. Навыки будущего"
статья на тему

Устинова Ирина Александровна

Описание основных навыков, необходимых человеку будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_potentsial_sovremennogo_uroka.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал урока. Навыки будущего.

Будущее нельзя предсказать достоверно, но можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть. Мы имеем возможность создавать будущее. Уникальность  профессии учителя в том, что наши ученики люди будущего.  Так, нынешние первоклассники 2009-2010 годов рождения в 2050 году  будут сорокалетними людьми, достигнут возраста расцвета своей профессиональной деятельности. Мы должны подготовить их к тому миру, который будет у них.

Эксперты утверждают что на смену индустриальному обществу приходит интеллектуальное (постиндустриальное) общество, важнейшей тенденцией которого будет потребность в самовыражении, так как  по мере повышения материального благополучия материальные потребности отходят на второй план.(А.М. Новиков – академик РАО. Статья на сайте  ТРУД  И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВ http://www.anovikov.ru/artikle/trud_ob.htm)

Производство в современном мире быстро меняется и человек меняет профессию, или даже сферы деятельности.

Некоторые эксперты утверждают, что само понятие «профессия» в будущем обречено на вымирание. Произойдёт это потому, что важным будет не типовой набор навыков, которым ты обладаешь, а способность каждый раз, под конкретную задачу, пересобирать эти навыки. По сути, речь идёт о проектном подходе, который станет преобладающим. (профессором Мельбурнского университета Патрик Гриффин – руководителЬ крупнейшего международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века)

Образование в таком мире станет важнейшим капиталом.

Доля работников умственного труда возрастает, а доля работников физического труда убывает с одновременным изменением содержания самого труда – носители уникальных знаний и опыта в любой сфере общественного производства стали получать доходы, несоизмеримые со средней оплатой.

Так, разработчик оригинальной компьютерной программы или технологии может за нее получить несколько миллионов долларов. Платье от известного кутюрье может стоить в десятки, сотни, а то и тысячи раз дороже, чем платье, сшитое рядовым портным.

До сих пор система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний.

Когда сегодняшние дети вырастут, мир сильно изменится. Нашими сегодняшними учениками будут востребованы другие ключевые качества. Приведу некоторые из них:

  1. Эмпатия  и эмоциональный интеллект

Сравнив людей с похожим уровнем IQ, но разной степенью успешности, ученые заметили одну закономерность: более удачливые ребята, как правило, происходили из благополучных семей, где родители принимали активное участие в их жизни. Родители учили их общаться с разными людьми, формулировать цели и ценить свои индивидуальные особенности.

Иными словами, с раннего возраста таким детям помогали развивать эмоциональный интеллект, который позволяет понимать свои и чужие чувства и в определенной степени управлять ими. Способность находить общий язык с людьми и эффективно выстраивать межличностную коммуникацию полезна как в личной жизни, так и на работе. И там, и там лучших результатов добиваются люди, способные понять чувства других, даже если они с их мнением не согласны.

И напротив, игнорирование чувств ребенка, их обесценивание или даже запрет определенных эмоций (например, гнева) приводит к неумению понимать себя и адекватно выражать свое отношение к разным ситуациям. Таким ребятам гораздо сложнее найти свое место в социуме, научиться отстаивать свои интересы. А вот если взрослые уделяют переживаниям ребенка достаточно внимания и учат его определять испытываемые эмоции, это дает ему большую свободу и улучшает его навыки межличностной коммуникации.

Несмотря на определённые различия в подходах к выделению составляющих эмоционального интеллекта, большинство учёных сходятся во мнении, что, говоря об эмоциональном интеллекте, необходимо учитывать два основных аспекта: способность к управлению собственными эмоциями и создание благоприятной эмоциональной атмосферы в отношениях с другими людьми. Для школьных педагогов ценность появления данного понятия заключается в том, что оно позволяет реализовать комплексный подход при развитии важнейших эмоциональных и социальных навыков и умений. 
Применительно к преподаванию иностранных языков понятие «эмоциональный интеллект» также представляет определённый интерес, поскольку многие его компоненты (эмпатия, мотивация достижения, саморегуляция, рефлексия и др.) необходимы как для полноценного развития эмоциональной сферы детской личности, так и для успешного старта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

Процесс развития эмоционального интеллекта младших школьников пронизывает все уровни деятельности преподавателя: планирование уроков, оформление классной комнаты, отбор учебного материала и упражнений, поведение учителя, характер взаимоотношений в классе, причём, как между учителем и учениками, так и между самими детьми.

Учитель может использовать различные приемы для воспитания эмоций школьника: включение музыкальных фрагментов, игры, песни, групповые дискуссии, мотивация достижений, самоконтроль.

Приведём один из примеров игры, которую можно использовать на уроке английского языка – Fortune Teller (предсказатель судьбы). Дети следуют инструкциям, чтобы изготовить восьмиугольник из квадратного листа бумаги. Дети раскрашивают 4 внутренние поверхности разными цветами, затем пишут цифры от 1 до 8 снаружи и под ними – различные позитивные послания на английском языке, например, «You’re great!», «You’re wonderful!» и т.д. Ученики по очереди играют в парах, например: 
– What’s your favourite number?
– Four!
– One … two … three …four. What’s your favourite colour?
– Red!
– R – e – d (ученик произносит слово по буквам, затем читает послание, написанное под красным цветом с цифрой «4»): You’re great! 
Обеспечивая языковую и речевую опоры для отработки вопроса «What’s your favourite …?» и названий цифр и цветов, данное упражнение способствует смене ролей, активному слушанию учениками друг друга и желанию взаимодействовать. Будучи положительно настроенными по отношению к одноклассникам, которые являются партнёрами по выполнению упражнения, дети начинают видеть и себя в позитивном свете, усиливая, таким образом, чувство собственного достоинства и самоуважения. Упражнения, подобные «Предсказателю», могут способствуют осознанию детьми своих эмоций в тот момент, когда другие говорят им приятные слова, и проанализировать способы управления взаимоотношениями с партнёрами по общению.

  1. Умение работа в команде

 

Процессы становятся столь сложными, что без работы в команде уже невозможно будет выполнить большинство задач. Ключевой единицей новой экономики является не отдельный талантливый индивид, а команда, способная выполнять функциональные или проектные задачи.

Продвигайте работу в команде как процесс и как результат. Умение сотрудничать важно в 21 веке, не говоря уже о том, что оно является важным условием для эффективного овладения другими значимыми навыками.

Почему все же некоторые учителя недооценивают возможности учебного сотрудничества? Педагоги испытывают беспокойство, что при обучении в группах на уроке работают не все ребята, а только лидеры; на уроке нарушается тишина, появляется неизбежный рабочий шум; не всегда хватает времени на полноценную проверку результатов работы в группах; трудно оценить индивидуальный вклад каждого ребенка в общую работу. Но эти опасения преувеличены, так как при фронтальной работе большее количество учащихся не включены в работу, а вот в группе при правильной организации коллективной деятельности отсидеться намного труднее.

Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Это такой способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника, помогает ученику самостоятельно осваивать новые знания, навыки. Фасилитация обучения предъявляет к учителю множество требований, таких как умение наблюдать, слушать и говорить, чётко инструктировать, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поддержать, поощрять, вдохновлять, своевременно и корректно вмешиваться в происходящее. Основная задача учителя-фасилитатора или координатора состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися. Педагог, находящийся в позиции координатора обучения, создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.

  1. Мультикультурность и открытость

 

Актуальность воспитания поликультурности объясняется, в первую очередь, тем, что социальная реальность нашей жизнедеятельности не может существовать в качестве монокультурной. Показатель прогрессивной общественной жизни – это разнообразие культур. Однако столкновение в процессе глобализации различных социальных явлений, ценностных приоритетов, образов жизни, культур, с одной стороны, создает условия для их взаимодействия и развития, но с другой стороны – может стать источником негативного конфликта между различными народами. Это связано с тем, что человеку легче общаться с людьми, которые разделяют его точку зрения, имеют схожие ценности и убеждения, культуру поведения. Но все же ему не всегда уютно среди тех, кто имеет другую культуру, иные взгляды и позиции. Степень данной некомфортности зависит от ситуации, в которой происходит “встреча” различных культур, от личных качеств человека, его изначальной оценки окружающей среды. Если культуры, ценности, идеалы людей не совпадают, это может выразиться в интолерантности, враждебности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Позитивное решение ситуации возможно, если культурные отличия рассматриваются в качестве одной из альтернатив человеческого бытия. Таким образом, одной из актуальных проблем современного общества является воспитание поликультурной личности, способной адекватно воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

Diversity – главный тренд в мире большого международного бизнеса. Оказалось, что если на проблему смотреть с разных позиций, то вероятность найти нетривиальное решение в разы выше. Но это требует открытости ума, умения слушать и слышать альтернативные идеи, воспринимать их, быть гибким. Поскольку лучшие идеи могут родиться в разных уголках мира, в команду следует представителей разных стран и культур. Потребуется умение находить язык с другими людьми, принимать их и использовать их возможности для решения задач бизнеса

  1. Осознанность и рефлексия

 

Как сказал Павел Лукша, руководитель проекта «Атласа новых профессий», на конференции EdEx: «Осознанность – ключевая компетенция XXI века». Она позволяет развивать навык рефлексии, делать сознательный выбор, понимать особенности себя и окружающих. Она помогает концентрироваться на настоящем и при этом видеть будущее. Эта компетенция, которая делает нас более эффективными и, одновременно, более счастливыми, позволяет нам прислушиваться к себе и обеспечивать баланс и гармонию в собственной жизни.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

  1. Экологическое воспитание

Составными элементами экологической компетенции являются:

  • здоровьесбережение - следование нормам ЗОЖ;
  • ценностно-смысловые ориентации – ценностные элементы жизни, экологические ценности;
  • интеграция - экологический подход как основа целостной идеологии современника;
  • гражданственность - следование правам и обязанностям в рамках охраны окружающей среды;
  • ответственность, долг;
  • самостоятельное развитие, рефлексия - определение цели существования, воспитание профессиональных эко-ориентаций, овладение экологической культурой;
  • социальные согласованности -  социальное взаимодействие, сотрудничество в ходе решения экологических задач;
  • деятельность - определение и поиск решения экологических проблем, экологические изыскания, создание и исполнение экологических проектов (разработка плана, создание проекта, модели, прогноза, 

Современная модель «индустриального» образования принципиально несостоятельна: она формирует «навыки прошлого», а не «навыки будущего», и готовит учащихся к реальности, которой уже не будет!

• Мы не можем научить людей быть творческими, давая им стандартные упражнения

 • Мы не можем научить людей сотрудничать и работать в команде, если в течение всей учебы они выступают как одиночки, которые соревнуются друг с другом

• Мы не можем сформировать у людей способность непрерывно учиться, если мы с первых дней учебы лишаем их самостоятельности в выборе своей траектории развития, и если мы ругаем и наказываем их за ошибки

• Мы не можем научить людей сопереживанию и не сформируем их эмоциональный интеллект, если эмоциональная сфера исключена из образования, а процесс обучения фокусируется только на когнитивных способностях

• Мы не можем научить людей грамотно обращаться с новой информационной средой и информационными технологиями, если мы убираем их из учебного процесса и школьной среды

• Мы не можем научить людей быть осознанными, если мы сами не являемся осознанными Необходимо пересмотреть образовательные подходы, процессы и форматы для того, чтобы дать учащимся возможность формировать навыки, необходимые для профессионального, общественного и личного успеха в 21 веке

Растить человека будущего. Ключевая проблема и мотивации в том числе. Ученики считают, школу очень консервативным институтом общества, в этом причина низкой мотивации. Мы, учителя, должны транслировать самый передовой опыт, учить наших школьников самым современным технологиям, вот тогда они поверят нам, что это «их будущее, а не наше прошлое» и им станет это важно  и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)

Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии...

Педагогический проект «Навыки будущего. Инновационные подходы к организации профориентационной работы в системе школьного образования»

Юность. Пора первых взлетов и падений, пора приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом постоянно - изменяющемся мире новых технологий, интересном, красивом, неоднозначном мире под названием &laq...

«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...

Командная интеллектуально-творческая игра «Мы вместе» (развиваем навыки будущего)

Командная интеллектуально-творческая игра «Мы вместе» (развиваем навыки будущего)...

Технологии развития навыков будущего. Технологии формирования ключевых компетенций.

Формирование коммуникативной и социальной компетенции  школьников становится приоритетной задачей образования на современном этапе.  Эти компетенции связаны со способностью человека принимат...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...