Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)
статья по географии на тему

Рябушкина Надежда Евгеньевна

Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_zdorovesozidayushchego_potentsiala_uroka.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)

Рябушкина Надежда Евгеньевна

Учитель географии, ГБОУ СОШ №207

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесозидающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесозидающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Поэтому важнейшим направлением деятельности педагога становится рациональная организация учебного процесса и использование здоровьесозидающего потенциала школьного урока.

Основными компонентами педагогической деятельности в построении здоровьесозидающего урока являются:

  • личностная ориентированность
  • обеспечение психологической и физической безопасности
  • гигиеническая обоснованность
  • профилактическая направленность
  • направленность на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности: формирование внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоение способов деятельности и умения принимать ответственные решения.

 Важным направлением здоровьесозидающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся в рамках предметной области.

Недостаточная психологическая безопасность учащихся приводит к эмоциональному стрессу. По этому компоненту можно использовать игровые методики, ролевые игры, нестандартные формы проверки и закрепления знаний, постоянно включая и на этом этапе здоровьесозидающее содержание.

 Гигиеническая обоснованность – это выверенное использование средств обучения на уроках, проведение школьного эксперимента с выполнением всех норм безопасности для здоровья школьников.

Профилактическая направленность – это работа по сохранению здоровья учащихся, использование приемов и методов психологической разгрузки, увеличению двигательной активности учащихся на уроке.

Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесозидающих технологий.

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. В.А.Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Известный педагог С.Т.Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства. Говоря об активизации процесса обучения, он рекомендовал не давать готовые задания, а развивать склонность детей к самостоятельному исследованию, к проявлению себя в труде, игре.

Современная дидактика справедливо усматривает в игровых формах обучения возможность эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию.

Отход от традиционного построения урока и введение игры привлекают внимание всего класса. Игра способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности; у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредоточиваться, проявлять инициативу.

Эти аргументы я считаю серьезным основанием для широкого использования игры в процессе обучения географии.

Пример использование игры на уроке географии.

Тема: Обобщение знаний по теме «Гидросфера»

Цели:

- закрепить знания по теме «Гидросфера»

- обобщить изученный материал

- воспитывать умение работать в коллективе и группах

- оценить уровень своих знаний

- развивать память, умение систематизировать материал

- развивать интерес к предмету

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы урока

Ребята, вы любите играть? Вот и сегодня на уроке поиграем в знакомые для вас ТВ игры. Тема игр «Гидросфера». Вы разбиты на 4-5 команд по 5 человек, выбрать капитана. Выбрать 2 учеников в счетную комиссию. Придумайте название своей команде, но учтите, что оно должно соответствовать теме урока.  

3. Подведение итогов игры

Игра «Самый умный»

Правила игры: каждому участнику команды задается вопрос, если ответ правильный – команда получает один бал, максимальное количество баллов, которое может получить команда – 5 баллов.

Первый тур

Вопросы команде 1

  1. Место, где начинается река
  2. Водная оболочка Земли
  3. Байкал – это …
  4. Что такое Гольфстрим?
  5. Самое глубокое озеро мира

Вопросы команде 2

  1. Самый маленький океан Земли
  2. В каких единицах измеряется соленость?
  3. В сто морей тот великан, он зовется…
  4. Какой континент не имеет рек?
  5. Что такое русло реки?

Вопросы команде 3

  1. Разлив реки
  2. «Море без берегов»
  3. Как температура замерзания океанической воды зависит от солености?
  4. Горные породы, не пропускающие воду
  5. Течение Западных ветров теплое или холодное?

Вопросы команде 4

  1. Какие бывают течения?
  2. Какие типы питания существуют у рек?
  3. Знает каждый капитан: Волга – это океан
  4. В каких состояниях находится вода на Земле?
  5. Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град.

Слой осадков тех велик,

И зовут его …

Вопросы команде 5

  1. Какой из океанов не омывает берега нашей страны?
  2. Глубокая яма в озере или русле реки
  3. Что такое архипелаг?
  4. Что включают в себя «воды суши»?
  5. Естественный выход подземных вод на земную поверхность

Во втором туре каждый участник отвечает на аналогичные вопросы и каждая команда набирает определенное количество баллов.

Итог игры:

Счетная комиссия суммирует баллы каждой команды. Объявляется команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов. Капитаны определяют самых сильных игроков (этим ученикам выставляется оценка «5»)

Список литературы

  1. В.Г. Суслов. Теория и практика коррекционно-развивающего обучения географии в школе. СПб. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2005
  2. В.А.Сухомлинский Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975
  3. С.Т. Шацкий. Педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1965. Т.4
  4. http://svetlana-evstigneeva.blogspot.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"

Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....

статья "Повышение здоровьесозидающего потенциала уроков ОБЖ"

Глава 1. Теоретические основы здоровьесозидающих технологий  в образовательном процессе        Глава 2.  Применение здоровьесозидающих технологий  в изучении пр...

Статья "Использование метода проектов для реализации здоровьесберегающего потенциала уроков технологии"

Статья раскрывает возможности технологии проектной деятельности  в плане здоровьесбережения обучающихся...

Реализация воспитательного потенциала урока английского языка с целью формирования личностных УУД

Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности школьников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в...

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе".

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе"....

Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе.

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе."...