Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)
статья по географии на тему
Статья, посвященная реализации здоровьесозидающего потенциала на любом уроке в средней школе, на примере урока географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_zdorovesozidayushchego_potentsiala_uroka.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация здоровьесозидающего потенциала урока (на примере урока географии)
Рябушкина Надежда Евгеньевна
Учитель географии, ГБОУ СОШ №207
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесозидающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесозидающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Поэтому важнейшим направлением деятельности педагога становится рациональная организация учебного процесса и использование здоровьесозидающего потенциала школьного урока.
Основными компонентами педагогической деятельности в построении здоровьесозидающего урока являются:
- личностная ориентированность
- обеспечение психологической и физической безопасности
- гигиеническая обоснованность
- профилактическая направленность
- направленность на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности: формирование внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоение способов деятельности и умения принимать ответственные решения.
Важным направлением здоровьесозидающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся в рамках предметной области.
Недостаточная психологическая безопасность учащихся приводит к эмоциональному стрессу. По этому компоненту можно использовать игровые методики, ролевые игры, нестандартные формы проверки и закрепления знаний, постоянно включая и на этом этапе здоровьесозидающее содержание.
Гигиеническая обоснованность – это выверенное использование средств обучения на уроках, проведение школьного эксперимента с выполнением всех норм безопасности для здоровья школьников.
Профилактическая направленность – это работа по сохранению здоровья учащихся, использование приемов и методов психологической разгрузки, увеличению двигательной активности учащихся на уроке.
Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесозидающих технологий.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. В.А.Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Известный педагог С.Т.Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства. Говоря об активизации процесса обучения, он рекомендовал не давать готовые задания, а развивать склонность детей к самостоятельному исследованию, к проявлению себя в труде, игре.
Современная дидактика справедливо усматривает в игровых формах обучения возможность эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию.
Отход от традиционного построения урока и введение игры привлекают внимание всего класса. Игра способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности; у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредоточиваться, проявлять инициативу.
Эти аргументы я считаю серьезным основанием для широкого использования игры в процессе обучения географии.
Пример использование игры на уроке географии.
Тема: Обобщение знаний по теме «Гидросфера»
Цели:
- закрепить знания по теме «Гидросфера»
- обобщить изученный материал
- воспитывать умение работать в коллективе и группах
- оценить уровень своих знаний
- развивать память, умение систематизировать материал
- развивать интерес к предмету
Ход урока:
- Орг. момент
- Сообщение темы урока
Ребята, вы любите играть? Вот и сегодня на уроке поиграем в знакомые для вас ТВ игры. Тема игр «Гидросфера». Вы разбиты на 4-5 команд по 5 человек, выбрать капитана. Выбрать 2 учеников в счетную комиссию. Придумайте название своей команде, но учтите, что оно должно соответствовать теме урока.
3. Подведение итогов игры
Игра «Самый умный»
Правила игры: каждому участнику команды задается вопрос, если ответ правильный – команда получает один бал, максимальное количество баллов, которое может получить команда – 5 баллов.
Первый тур
Вопросы команде 1
- Место, где начинается река
- Водная оболочка Земли
- Байкал – это …
- Что такое Гольфстрим?
- Самое глубокое озеро мира
Вопросы команде 2
- Самый маленький океан Земли
- В каких единицах измеряется соленость?
- В сто морей тот великан, он зовется…
- Какой континент не имеет рек?
- Что такое русло реки?
Вопросы команде 3
- Разлив реки
- «Море без берегов»
- Как температура замерзания океанической воды зависит от солености?
- Горные породы, не пропускающие воду
- Течение Западных ветров теплое или холодное?
Вопросы команде 4
- Какие бывают течения?
- Какие типы питания существуют у рек?
- Знает каждый капитан: Волга – это океан
- В каких состояниях находится вода на Земле?
- Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его …
Вопросы команде 5
- Какой из океанов не омывает берега нашей страны?
- Глубокая яма в озере или русле реки
- Что такое архипелаг?
- Что включают в себя «воды суши»?
- Естественный выход подземных вод на земную поверхность
Во втором туре каждый участник отвечает на аналогичные вопросы и каждая команда набирает определенное количество баллов.
Итог игры:
Счетная комиссия суммирует баллы каждой команды. Объявляется команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов. Капитаны определяют самых сильных игроков (этим ученикам выставляется оценка «5»)
Список литературы
- В.Г. Суслов. Теория и практика коррекционно-развивающего обучения географии в школе. СПб. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2005
- В.А.Сухомлинский Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975
- С.Т. Шацкий. Педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1965. Т.4
- http://svetlana-evstigneeva.blogspot.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"
Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....
"Реализация воспитательного потенциала урока математики"
Доклад на педагогическом совете...
статья "Повышение здоровьесозидающего потенциала уроков ОБЖ"
Глава 1. Теоретические основы здоровьесозидающих технологий в образовательном процессе Глава 2. Применение здоровьесозидающих технологий в изучении пр...
Статья "Использование метода проектов для реализации здоровьесберегающего потенциала уроков технологии"
Статья раскрывает возможности технологии проектной деятельности в плане здоровьесбережения обучающихся...
Реализация воспитательного потенциала урока английского языка с целью формирования личностных УУД
Основной целью обучения иностранному языку является развитие личности школьников, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в...
Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе".
Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе"....
Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе.
Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе."...