Технологии развития навыков будущего. Технологии формирования ключевых компетенций.
статья
Формирование коммуникативной и социальной компетенции школьников становится приоритетной задачей образования на современном этапе. Эти компетенции связаны со способностью человека принимать ответственные решения, активно участвовать в деятельности демократических институтов общества. Молодежь должна быть конкурентоспособна, мобильна в условиях многообразия мнений и укладов жизни, ценностных ориентации. И, наконец, очень важно в современном мире уметь работать в команде, реализовывать свои потенциалы во взаимодействии с другими людьми.
Историко-педагогический анализ различных источников позволяет утверждать, что воспитание осведомленного в жизненных вопросах человека, социально информированного гражданина, знающего специалиста находит свое отражение в философских, социологических и педагогических концепциях многих авторов, начиная с глубокой древности. Свидетельство этому мы находим в трудах Аристотеля, Платона, Э. Роттердамского, Сократа, в работах А. Дистервега,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tehnologii_razvitiya_navykov_budushchego._.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии развития навыков будущего.
Технологии формирования ключевых компетенций.
Рафальская Людмила Геннадьевна
Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского
Аннотация.
Формирование коммуникативной и социальной компетенции школьников становится приоритетной задачей образования на современном этапе. Эти компетенции связаны со способностью человека принимать ответственные решения, активно участвовать в деятельности демократических институтов общества. Молодежь должна быть конкурентоспособна, мобильна в условиях многообразия мнений и укладов жизни, ценностных ориентации. И, наконец, очень важно в современном мире уметь работать в команде, реализовывать свои потенциалы во взаимодействии с другими людьми.
Историко-педагогический анализ различных источников позволяет утверждать, что воспитание осведомленного в жизненных вопросах человека, социально информированного гражданина, знающего специалиста находит свое отражение в философских, социологических и педагогических концепциях многих авторов, начиная с глубокой древности. Свидетельство этому мы находим в трудах Аристотеля, Платона, Э. Роттердамского, Сократа, в работах А. Дистервега,
Социальная компетентность — это социальный опыт, обеспечивающий человеку возможности для самореализации в существующей социальной системе.
Содержательная сущность социальной компетентности включает информированность индивида о социальной действительности, готовность и умение вести диалог с другими людьми, принимать ответственные решения в жизненных ситуациях в соответствии с определенными нормативными требованиями, способность предвидеть их последствия для себя и окружающих, владение первичными способами жизнедеятельности. Она характеризуется оперативностью .
Педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности у учащихся представляет собой содействие личности в приобретении совокупности системных представлений о мире, человеке, его правах, жизни и ее смысле, отношениях и их сути, позволяющие субъекту выстраивать собственное поведение в соответствии с изменяющимися требованиями социума.
Технологии формирования ключевых компетенций.
Организуя процесс обучения и воспитания учащихся, каждый учитель заинтересован в том, чтобы дети не только получили предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.
В жизни мы убеждаемся в мудрости Вильяма Шекспира :
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Мир школы — театр. Здесь дети готовятся к своей главной роли- стать нужным, социально востребованным, успешным человеком. И каждый участник этого театра в нем «не одну играет роль». По школьному сценарию ребенок пробует себя в роли слушателя и рассказчика, поэта и писателя, ученого-исследователя и артиста, корректного оппонента в споре и убежденного оратора.
В широком социальном и психологическом смысле слова компетентность — это знание в действии. Именно такое понимание компетентности рождается в контексте культурно-исторической психологии, созданной Львом Семеновичем Выгодским, Алексеем Николаевичем Леонтьевым и Александром Романовичем Лурия.
Эффективное выполнение действия всегда содержит знания как о желаемом предвидимом результате этого действия, так и средствах достижения этого результата. В свою очередь эффективность достижения результата действия, безусловно, зависит от репертуара способностей и умений, сформированных в самых различных видах человеческой деятельности, в том числе и в такой деятельности, охватывающей все более широкий ареал социальной жизни, как общение, учение. И, наконец, зрелость личности в значительной степени определяется тем, насколько она может нести ответственность за выполнение действия перед собой и другими людьми.
Компетентность- способность человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства , эффективное действие личности в конкретной ситуации, адекватное своему внутреннему миру (знания и чувства) и внешнему миру (социальные нормы и условия конкретной ситуации) / Н.А. Рыбакина.
Таким образом, ключ к формированию социальной, коммуникативной компетентностей личности лежит в проектировании и организации системы необходимых компетентностых действий учителя и ученика Поэтому в обучении и воспитании детей я использую системно-деятельностный подход . Он позволяет сформировать у учащихся необходимые для жизнедеятельности компетенции: коммуникативную, социальную, познавательную, ценностно-смысловую.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ребенку адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию. Одним словом, образование должно быть полезным.
Реализовать задачи формирования социальных и коммуникативных компетенций у учащихся мне помогает использование в работе элементов современных педагогических технологий. Наиболее полно отвечает требованиям времени технология критического мышления, позволяющая активно внедрять на практике основные направления компетентностного подхода в обучении.
Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель технологии - формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Развитие аналитического, критического мышления.
Использование элементов технологии критического мышления позволяет формировать у детей культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулировать поисковую творческую деятельность, запускать механизм самообразования и самоорганизации. Особенно ценно в применяемой технологии : 1. то, что ученик умеет управлять информацией: искать, наилучшим способом осваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Происходит не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
2.Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
3.Умение мыслить критически. Это значит не выискивать недостатки, а объективно оценивать положительные и отрицательные стороны в познаваемом объекте.
Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию.
Так при работе со вступительной статьей по творчеству писателя в 5-8 классах я предлагаю детям прочить текст и составить 8-10 вопросов по содержанию. Если это художественное произведение, то возможны вопросы на внимательное прочтение. Детям очень нравится этот вид работы с новым материалом, потому что они сами формулируют вопросы, задают их классу. После такой работы с текстом статьи учащимся не составляет большого труда в конструировании ответа по творчеству писателя. Кроме того, данный вид работы развивает мыслительную деятельность, учит грамотному, корректному формулированию вопроса, заставляет ученика вдумчиво читать текст, обращать внимание на детали.
Можно предложить ученикам во время чтения учебной статьи делать карандашные заметки на полях («+» - я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне не понятно), записывать основные слова, То же самое можно делать и во время объяснения учителя. В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение. Они преломляют новый материал через призму своих целей, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произведения. Более того, начиная с 5 класса, по литературе я предлагаю альтернативные источники информации. Дети получают задание подготовить рассказ о писателе или поэте. Источник информации любой: учебник, энциклопедия, интернет, библиотека. Этот прием учит ребенка работать с информацией, выбирать ее, осмысливать. Здесь не пересказ статьи, а поиск, синтез, анализ нужного материала, а значит и более высокий уровень коммуникации.
Уроки по технологии критического мышления- уроки размышления. Здесь мы учимся с детьми формировать личностное отношение к тексту и фиксировать его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Тексту отводится приоритетная роль. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. . С другой стороны, они выражают идеи новой информации собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Считаю очень полезным такой вид работы. Дети думают, говорят, аргументируют свою точку зрения, у них формируется толерантность, умение вести диалог. Знания показаны в действии . Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Я разделяю мнение ученых и психологов, что искусство общения – это дар, которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Смысл своей деятельности, как учителя, в формировании толерантных отношений вижу в содействии повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть их готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Одновременно формируется социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других.
Опыт работы в школе утвердил меня в мысли , что сочинение, которое дети пишут на литературе, часто не несет положительного результата, не оправдывает себя как обучающее явление. Дети списывают чужой текст, чужие мысли, особо не заботясь об адаптации материала к своему уровню знаний, к своей лексике. Давно уже ввела миниатюры как средство обратной связи с учащимися после освоения материала. После изучения произведения дети получают письменную работу (миниатюру), в которой они выражают свое понимание, восприятие, видение проблемы. Например: «О чем меня заставила задуматься история Алеши из произведения А.Погорельского «Черная курица…», « Как сохранить в себе человека в трудной ситуации» (Л.Толстой «Кавказский пленник»), «Что включает в себя понятие «жена декабриста?», « В чем вы видите героизм княгини Трубецкой?», «Кого я вижу чаще в своей жизни: деятельных Щтольцев или созерцательных Обломовых?», «Кто из героев Гончарова вам более симпатичен и почему?», «Незабываемая встреча с героями рассказов «Записки охотника» И.С. Тургенева», « Проблема семьи и дома в произведении Салтыкова –Щедрина. В наши дни она звучит актуально?» Тем предлагаю несколько. Учащемуся надо освоить текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Миниатюры зачитывает автор на уроке. Слушать работы очень интересно и мне, и детям. В течение нескольких уроков успевают все поделиться своим мнением об изучаемом произведении. Зачем вслух и все.? В среднем звене затем, чтобы научиться письменно выражать свои мысли, знать структуру текста, избегать повторов, не сбиваться на пересказ, обязательно высказывать свое отношение к тому , о чем пишешь. Не сразу дети осваивают науку письменного самовыражения. Не сразу и требуется работа. Ученик может послушать несколько озвученных миниатюр.а потом создает свою. Со временем дети видят сами недоработки в создаваемых текстах. Самое главное, они внимательно слушают чужое выступление. А ведь это очень важно- уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Эту ситуацию французы П Ланжевен, Анри Валон называют социализацией. В этом случае мы видим элементы еще и технологии педагогических мастерских. Дети знакомятся с работами одноклассников, рассказывают о своей. Живой обмен идеями дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными вариантами мнений по одному и тому же вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе. Сопровождается эта деятельность ситуацией успеха. Плохих работ нет. Я пытаюсь в любой миниатюре найти интересный момент, светлую мысль и сообщить об этом автору. Данный вид работы очень полезен в подготовке учащихся к ЕГЭ. Уметь формулировать проблему исходного текста, комментировать, излагать собственное мнение по проблеме - это критерии оценивания ответа на задание С. Таким образом, идет формирование письменной коммуникации ребенка. Необычная форма урока, игровые технологии, чередование и смена видов деятельности, знание учебных возможностей учащихся – все это позволяет создать условия для самореализации и максимального участия в уроке каждого ребенка, обеспечить продуктивную деятельность. Часто использую дидактические игры, например, интеллектуальный теннис. Для организации игры использую тематические вопросы. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. При этом метать шары может не только учитель и всему классу, но учащиеся одному отвечающему.Ученику задают 5 вопросов по изучаемой теме. Интересно всем. Отвечающему -проверить себя, ведь вопросы задают дети. И тем, кто формулирует вопрос, поддерживая или проверяя знания одноклассника. В чем преимущества игры перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. ответить на сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, задать трудные вопросы, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники. Пять правильных ответов- отличная оценка, а ещё уверенность в своих силах, повышение рейтинга в глазах окружающих ( ведь смог ответить на все вопросы, ведь молодец!), чувство удовлетворения от выполненной работы. Во время этой игры в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Детям нравится находиться в ситуации успеха, интересно узнавать свои возможности.
Сейчас общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, обладающих гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения. Такими стать могут только успешные люди, уверенные в своих силах, мотивированные на достижение высоких результатов. Я помогаю детям обрести эти качества уже в школе, потому что твердо верю: компетентные, успешные, целеустремленные люди всегда смогут занять достойное место в обществе, оставить « на этой лучшей из планет свой яркий след, свои живые всходы».
Литература:
О.Горбич «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» . Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2009.
Материалы второй международной научно-практической конференции. Актуальные проблемы лингвистики и методики. Екатеринбург.2010
Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. – М.-Воронеж, 2002.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М, 2003.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. – Красноярск, 2003.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических институтов и институтов повышения квалификации. – М., 1998.
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара/ Под ред. А.В. Великановой. – Самара, 2001.
Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001.
Фарисенкова Л.В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и на практике. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектного обучения как способ формирования ключевых компетенций
Стаья отображающая основные этапы организации внеурочной исследовательской краеведческой деятельности учащихмя с использованием технологии проектного обучения....
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся....
Исследовательская деятельность на уроке как технология формирования ключевых компетенций при работе с одарёнными детьми.
Мастер-класс знакомит с технологией формирования ключевых компетенций в исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии. Основная задача - раскрыть особенности технологии фо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...
Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...
«Современные образовательные технологии: формирование ключевых компетенций и новой грамотности»
Использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет создать условия, в которых учащийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, са...
Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.
В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...