Система формирования культуры здоровья.
статья на тему

Тарбаева Эржена Раднаевна

Система формирования культуры здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_formirovaniya_kultury_zdorovya.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Утатуйская СОШ

Система формирования культуры здоровья

на различных этапах обучения

 «Здоровье – драгоценность и притом

единственная, ради которой стоит

 не только не жалеть времени и  сил,

                                                                                 трудов  и всяких благ, но и пожертвовать

                                                                                         ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится  

нестерпимой и унизительной».

И. Монтень.

       Одним из приоритетных направлений  деятельности школы на современном этапе становится охрана здоровья учащихся. Это отражено     в   «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая предусматривает создание условий для повышения качества общего образования за счет оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создания в образовательных учреждениях условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.  Проблема охраны здоровья школьников становится все более актуальной в связи с тем, что все меньше и меньше выпускников уходят из школы здоровыми.    За время обучения в школе  доля детей с отклонениями в состоянии здоровья  увеличивается в несколько раз: с заболеваниями нервной системы и органов чувств – в 3 раза,  пищеварительной системы – в 1,2 раза, дыхательной системы – в 3 раза,  мочевыделительной системы – в 5 раз.  Прослежена отчетливая тенденция к увеличению частоты отдельных форм заболеваний. Так, за последние 10 лет отмечается рост числа заболеваний пищеварительной системы – на 15%,  системы кровообращения – на 16%, опорно-двигательного аппарата – на 15%.

       Таким образом, в стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе.   Для достижения этой цели в нашей школе разработан и осуществляется комплекс мер по воспитанию здорового образа жизни.

       Наша школа в течение двух лет  с сентября 2005 года по май 2007 года  работала в режиме эксперимента РУО И БИППКРО  «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни через внедрение блочно-модульной технологии на уроки физической культуры». Руководитель – старший преподаватель кафедры охраны и укрепления здоровья Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Тармаева Елена Раднаевна.   По этому эксперименту были  введены третий час физкультуры и уроки валеологии в старших классах.

Эксперимент проводился по трем основным направлениям:

                  - учебное, воспитательное, методическое (работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни)

                  -физкультурно-оздоровительное (организация и проведение  прогулок, динамических перемен,  «Дней здоровья»;  спортивных мероприятий, туристических походов)
                - медико-профилактическое (профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата;  лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников)
      Основная идея эксперимента – создание мотивации участников образовательного процесса на сохранение и укрепление  здоровья  и  формирование ответственного  отношения  к здоровью и формирующим его факторам.  

Для претворения в жизнь этой идеи  мы определили первоочередные задачи:

            - повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, в особенности уроков физической культуры;

           - мониторинг состояния здоровья школьников;

           - создание соответствующих условий труда учителей и обучающихся с учетом психологического комфорта;

            - совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение  здоровья  участников  образовательного процесса;

            - валеологизация образовательной среды и образовательного процесса;

             - формирование культуры  здоровья и здорового образа жизни.

     Введение блочно-модульной технологии на уроках физкультуры предусматривает  развитие пяти физических  качеств: силы, выносливости, гибкости, координации движений и  быстроты. Ежеквартально (в сентябре, январе, апреле) проводился мониторинг развития этих качеств у учащихся.

       Анализ здоровья учащихся нашей школы показывает, что уровень заболеваемости в 2007 году по сравнению с 2005 годом несколько снизился, хотя по некоторым заболеваниям наблюдается увеличение их количества (например, нарушение слуха – с 1 до 4 случаев), по некоторым – остается на том же уровне (нарушения зрения, эндокринологические, нервно-психические).

     Приведенные факты диктуют необходимость разработки простых и эффективных средств и методов оздоровления и  улучшения здоровья детей непосредственно в стенах школы.

           

  • Прием местного аршана
  • Включение в рацион питания школьников традиционной бурятской пищи (аарса, замба, мэхээр), а также домашнего варенья из ягод – смородины, голубики, брусники, и фиточая из ягод шиповника.
  • Отдых и оздоровление детей в летний период.

               Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только   тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

 

   Одним из пунктов реализации этой программы является  проведение ежегодных  туристических  походов Утата – Уран-Душэ  с протяженностью маршрута – 140 км.

     Практическая значимость состоит в том, что ежегодный поход объединяет всех желающих  учащихся, число участников возрастает с каждым годом. Ученик осознает  взаимосвязь и взаимозависимость человека, общества и  природы. Нитка маршрута «Утатуй – Уран-Душэ» пролегает     вдоль русла речек Оронгодой,  Тутхалтуй, Джида. Продолжительность – 4 дня  конного похода. Подъезды – от русла реки Джида  до летней стоянки животноводов,  которой одна группа туристов дала очень красивое название   «Таёжный приют». Период функционирования: весенне-летне-осенний период.

       Задачи эколого-краеведческой туристической группы:

1. прохождение длительного маршрута пешком и  на конях;

2. отработка туристических навыков;

3.работа по составлению экологического паспорта речек;

4. сбор лекарственных трав с целью составления гербария и определение  их полезных свойств;

5. изучение топонимики по следованию маршрута, природных памятников и исторических мест данного маршрута;

     Таким образом, деятельное экологическое образование, организация туристических походов  раскрепощает и развивает личность,  закладывает   фундамент здоровых взаимоотношений, прививает любовь  ко всему живому. Его преимущество в том, что учащийся видит  результаты своего труда, а это способствует смене его социальной            позиции, он переходит от критики и деструкции к созиданию,  приобретает опыт, облегчающий     дальнейшее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования

Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования....

СИСТЕМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРОЕКТ НАПИСАН НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "уПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"...

Доклад «Система формирования культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни».

Из опыта работы школы над проблемой   организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей....

Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Цель данной работы: Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизниЗадачи: Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;Формировать систему знаний и навыков о ...

Система формирования культуры здоровья на разных этапах обучения.

Система формирования культуры здоровья на разных этапах обучения.doc...

Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии

Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии...