Система формирования культуры здоровья.
статья на тему
Система формирования культуры здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_formirovaniya_kultury_zdorovya.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Утатуйская СОШ
Система формирования культуры здоровья
на различных этапах обучения
«Здоровье – драгоценность и притом
единственная, ради которой стоит
не только не жалеть времени и сил,
трудов и всяких благ, но и пожертвовать
ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится
нестерпимой и унизительной».
И. Монтень.
Одним из приоритетных направлений деятельности школы на современном этапе становится охрана здоровья учащихся. Это отражено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая предусматривает создание условий для повышения качества общего образования за счет оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создания в образовательных учреждениях условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема охраны здоровья школьников становится все более актуальной в связи с тем, что все меньше и меньше выпускников уходят из школы здоровыми. За время обучения в школе доля детей с отклонениями в состоянии здоровья увеличивается в несколько раз: с заболеваниями нервной системы и органов чувств – в 3 раза, пищеварительной системы – в 1,2 раза, дыхательной системы – в 3 раза, мочевыделительной системы – в 5 раз. Прослежена отчетливая тенденция к увеличению частоты отдельных форм заболеваний. Так, за последние 10 лет отмечается рост числа заболеваний пищеварительной системы – на 15%, системы кровообращения – на 16%, опорно-двигательного аппарата – на 15%.
Таким образом, в стенах большинства образовательных учреждений молодые люди получают знания и профессиональную подготовку, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Для достижения этой цели в нашей школе разработан и осуществляется комплекс мер по воспитанию здорового образа жизни.
Наша школа в течение двух лет с сентября 2005 года по май 2007 года работала в режиме эксперимента РУО И БИППКРО «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни через внедрение блочно-модульной технологии на уроки физической культуры». Руководитель – старший преподаватель кафедры охраны и укрепления здоровья Бурятского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Тармаева Елена Раднаевна. По этому эксперименту были введены третий час физкультуры и уроки валеологии в старших классах.
Эксперимент проводился по трем основным направлениям:
- учебное, воспитательное, методическое (работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни)
-физкультурно-оздоровительное (организация и проведение прогулок, динамических перемен, «Дней здоровья»; спортивных мероприятий, туристических походов)
- медико-профилактическое (профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата; лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников)
Основная идея эксперимента – создание мотивации участников образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья и формирование ответственного отношения к здоровью и формирующим его факторам.
Для претворения в жизнь этой идеи мы определили первоочередные задачи:
- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, в особенности уроков физической культуры;
- мониторинг состояния здоровья школьников;
- создание соответствующих условий труда учителей и обучающихся с учетом психологического комфорта;
- совершенствование системы профилактической деятельности, направленной на стабилизацию и улучшение здоровья участников образовательного процесса;
- валеологизация образовательной среды и образовательного процесса;
- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
Введение блочно-модульной технологии на уроках физкультуры предусматривает развитие пяти физических качеств: силы, выносливости, гибкости, координации движений и быстроты. Ежеквартально (в сентябре, январе, апреле) проводился мониторинг развития этих качеств у учащихся.
Анализ здоровья учащихся нашей школы показывает, что уровень заболеваемости в 2007 году по сравнению с 2005 годом несколько снизился, хотя по некоторым заболеваниям наблюдается увеличение их количества (например, нарушение слуха – с 1 до 4 случаев), по некоторым – остается на том же уровне (нарушения зрения, эндокринологические, нервно-психические).
Приведенные факты диктуют необходимость разработки простых и эффективных средств и методов оздоровления и улучшения здоровья детей непосредственно в стенах школы.
- Прием местного аршана
- Включение в рацион питания школьников традиционной бурятской пищи (аарса, замба, мэхээр), а также домашнего варенья из ягод – смородины, голубики, брусники, и фиточая из ягод шиповника.
- Отдых и оздоровление детей в летний период.
Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Одним из пунктов реализации этой программы является проведение ежегодных туристических походов Утата – Уран-Душэ с протяженностью маршрута – 140 км.
Практическая значимость состоит в том, что ежегодный поход объединяет всех желающих учащихся, число участников возрастает с каждым годом. Ученик осознает взаимосвязь и взаимозависимость человека, общества и природы. Нитка маршрута «Утатуй – Уран-Душэ» пролегает вдоль русла речек Оронгодой, Тутхалтуй, Джида. Продолжительность – 4 дня конного похода. Подъезды – от русла реки Джида до летней стоянки животноводов, которой одна группа туристов дала очень красивое название «Таёжный приют». Период функционирования: весенне-летне-осенний период.
Задачи эколого-краеведческой туристической группы:
1. прохождение длительного маршрута пешком и на конях;
2. отработка туристических навыков;
3.работа по составлению экологического паспорта речек;
4. сбор лекарственных трав с целью составления гербария и определение их полезных свойств;
5. изучение топонимики по следованию маршрута, природных памятников и исторических мест данного маршрута;
Таким образом, деятельное экологическое образование, организация туристических походов раскрепощает и развивает личность, закладывает фундамент здоровых взаимоотношений, прививает любовь ко всему живому. Его преимущество в том, что учащийся видит результаты своего труда, а это способствует смене его социальной позиции, он переходит от критики и деструкции к созиданию, приобретает опыт, облегчающий дальнейшее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования
Формирование культуры здоровья школьников в муниципальной системе образования....
СИСТЕМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОЕКТ НАПИСАН НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "уПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"...
Доклад «Система формирования культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни».
Из опыта работы школы над проблемой организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей....
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Цель данной работы: Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизниЗадачи: Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;Формировать систему знаний и навыков о ...
Система формирования культуры здоровья на разных этапах обучения.
Система формирования культуры здоровья на разных этапах обучения.doc...
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии № 73
Система формирования ЗОЖ обучающихся при работе по ФГОС в гимназии № 73...
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии...