Система формирования культуры здоровья на разных этапах обучения.
статья на тему

Тарбаева Эржена Раднаевна

Система формирования культуры здоровья на разных этапах обучения.doc

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Утатуйская СОШ

Система формирования культуры здоровья

на различных этапах обучения

Проблема формирования здорового образа жизни  является в настоящее время  одной из наиболее актуальных для российского образования. Всем известно, что в школьные годы у большинства учащихся происходит ухудшение физического и соматического здоровья. С целью сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья в прошедшем учебном году наша школа, как  и все в районе, была задействована в апробации учебно-оздоровительной системы ИСЧ.

Учебная система включает 5  элементов:  

  • Суставная гимнастика и упражнения для позвоночника
  • Система профилактики и восстановления зрения
  • Восстановление душевного  равновесия путем специальных тренировок эмоций, чувств, воображения
  • Специальные  техники системы:  дыхание через органы, техники Тепла, Прохлады, Холода (ТПХ), запуск очистительного механизма и др.
  • Нравственное самосовершенствование человека

     В наших школах использовались первые два элемента.

Первое. Основой Учебной системы является комплекс упражнений для позвоночника и суставной гимнастики. Суставная гимнастика и комплекс упражнений для позвоночника являются уникальной системой защиты человека от старения,  хронических заболеваний,  заболеваний позвоночника и суставов. Для  детей данный комплекс  повышает  защитный иммунитет  организма и предупреждает сколиоз,  близорукость, гиподинамию, артрит и  некоторые другие заболевания.  Причем каждое упражнение подкрепляется  эмоциональным настроем. Эффект данного комплекса  ощущается при сочетании правильного  выполнения физических упражнений,  психологического настроя на позитивный результат  и духовное совершенство.  

Второе. Система профилактики и восстановления зрения. Данная техника очень проста в исполнении, в ней подобраны различные упражнения  и методы воздействия на органы зрения. Это физические упражнения глазной разминки, пальминг (расслабление), упражнения с картинками,  работа с таблицей.

Работа по внедрению учебной системы была построена следующим образом: на 1-ом уроке в течение 2-3 минут – массаж БАТ, на 2-ом – дыхательная гимнастика, на 3-ем – глазодвигательная гимнастика, на 4-ом – гимнастика для суставов рук,  на 5-ом - гимнастика для суставов ног, на 6-ом – упражнения для позвоночника. Кроме этого,  до начала занятий проводилась утренняя зарядка, после 3-го урока – динамическая перемена. Все это преследует цель увеличения двигательной активности учащихся.     Также в рамках воспитания культуры здоровья и формирования ответственного отношения к себе проводятся уроки валеологии, классные часы, внеклассные мероприятия, туристические походы. Особое место в программе школы занимает валеологизация образовательной среды: выращивание фитонцидных растений (кстати, этот метод, на наш взгляд, может дополнить, повысить   эффективность других методов оздоровления и  немедикаментозной профилактики), создание уголков и кабинетов отдыха для учителей и учащихся.

Одним из нововведений этого года можно считать начало реализации совместного с Санагинской и Енгорбойской школами проекта «ЛОТОС» (Любовь, Образование, Творчество, Объединение, Сила). Цели проекта – формирование духовно богатого, физически развитого, обладающего ключевыми компетенциями выпускника и воспитание культуры здоровья, потребности в ЗОЖ. В начале мая состоялось первое совещание представителей школ-участников с участием ст. преподавателя каф. охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности БПКиПРО Тармаевой Е.Р. Под ее же руководством 19-20 июня  на базе юрточного  лагеря  Санагинской школы на Болхойском аршане мы провели очень интересную, насыщенную и плодотворную встречу старшеклассников трех школ. В первый день работа шла по туристско-краеведческому,  эколого-познавательному и художественно-эстетическому  направлениям: мы сходили в поход к пещере времен гражданской войны, по пути собирали гербарии и образцы насекомых. Затем была проведена большая работа по определению видовой принадлежности собранных экспонатов и выставка  - презентация с краткой характеристикой некоторых представителей. Вечером возле костра Дружбы дети рассказывали о своей малой родине -  легенды родного края, происхождение названий, интересные места. Санагинские 9-классники воспели свое село на английском, русском и бурятском языках. Состоялся конкурс песен, и закончился костер дискотекой. Второй день   был посвящен спортивно-оздоровительной и проектной работе. После  утренней гимнастики провели «Веселые старты», игру-путешествие по станциям. За ними следовали конкурсы сочинений и плакатов на тему  «Я выбираю ЗОЖ» и проектов «Каким я вижу развитие «ЛОТОСа». На защите своих проектов учащиеся высказывали самые разные идеи: открытие сайта в Интернете, встречи, конференции, олимпиады, спортивные соревнования, конные походы и даже сплав по Джиде.

На закрытии встречи  были подведены итоги, вручены почетные грамоты командам и благодарности самым активным участникам. Встреча закончилась, но работа – только начинается.

Таким образом, в своей работе по здоровьесбережению мы, можно сказать,  вышли на новый уровень –  межшкольное сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Система формирования культуры здоровья, устойчивых навыков здорового образа жизни».

Из опыта работы школы над проблемой   организации учебно-воспитательного процесса, сохраняющего здоровье и способствующего нормальному развитию детей....

Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Цель данной работы: Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизниЗадачи: Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;Формировать систему знаний и навыков о ...

Система формирования культуры здоровья.

Система формирования культуры здоровья....

Формирование лексического навыка на разных этапах обучения

Теоретическая работа по методике преподавания английского языка, в которой рассказывается о формированиии лексического навыка на разных этапах обучения....

Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии

Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии...

Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"

Статья для использвания на семинарах математики и публикация в различных математических сообществах...