Способы достижения метапредметных результатов.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализируем: Универсальные учебные действия включая способов действия нового социального опыта саморазвитию и самосовершенствованию новых знаний, умений организацию этого процесса УУД – путём сознательного и активного присвоения то есть, совокупность обеспечивающих самостоятельное усвоение учащегося способность субъекта к
Актуализируем: Универсальные учебные действия УУД – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, то есть, совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, умений , включая организацию этого процесса.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе УУД Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
УУД ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ? ? ? ? ? ? ? ? ? самоопределение смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Метапредметные результаты
Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Стандарт ориентирован на результаты образования Практикум 1. Иерархия результатов освоения ООП Структура Новообразования Личностные смыслообразование; самоопределение; нравственно-этическое оценивание компетенции (выход за пределы учебно-предметного содержания) Метапредметные УУД : регулятивные, познавательные, коммуникативные ; чтение, работа с текстом; формирование ИКТ- компетентностей система смыслов Предметные система предметных знаний, система предметных действий предметные грамотности
Вопросы : Что формируем? (суть, принцип, подходы) Как формируем? (возможности, технологии, приемы) Как оцениваем? (объект и инструменты контроля)
Актуальность Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Универсальность метапредметов состоит в обучении общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы , которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Само- регуляция Оценка Коррекция Контроль Прогнози- рование Плани- рование Целе- полагание Регулятивные
Способы решения задач Логические действия и операции Моделирование Поиск, отбор структурирование информации Познавательные
Владение монологической и диалогической формами речи Умение полно и ясно выражать свои мысли Контроль, коррекция, оценка действий партнера Разрешение конфликтов Постановка вопросов Планирование учебного сотрудничества Коммуникативные
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; школа М.Щетинина ТРКМ; ТРИЗ (теория решения изобретательских задач /технология творчества при решении нестандартных задач/, Г.С. Альтшуллер).
составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» (рыбьи косточки - технология «за и против»), различные графические модели знания , приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы , которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко):
Определяем возможности формирования УУД на различных этапах урока • Объявление темы урока – формулируют сами учащиеся, учитель подводит к осознанию темы (Виды УУД?). • Сообщение целей и задач – формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (Виды УУД?). • Планирование – выбор способов достижения намеченной цели (Виды УУД?). • Практическая деятельность обучающихся – осуществляют учебные действия по плану индивидуально и в группе (Виды УУД). • Осуществление контроля – осуществляют само – и взаимоконтроль (Виды УУД?) • Коррекция – обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию (Виды УУД?) • Оценивание – обучающиеся дают само- и взаимооценку деятельности по ее результатам (Виды УУД) • Подведение итогов урока – рефлексия (Виды УУД?). • Определение д.з. – выбор заданий (Виды УУД?) Практику м
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5.Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. 6.Корректировать выполнение задания. 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках. 3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. 4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план. 5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием. 6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям . 1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге. Практикум
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151с. ; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...
Статья. Перекрестная дискуссия как способ достижения метапредметных результатов в обучении
Одной из актуальных задач современного образования является развитие у учащихся определённых компетенций. Универсальные учебные действия, согласно ФГОСам нового поколения, необходимо формировать...
выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx
в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...
Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...
Составление алгоритмов на уроках русского языка как способ достижения метапредметных результатов
Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической з...