Статья. Перекрестная дискуссия как способ достижения метапредметных результатов в обучении
статья по истории на тему
Одной из актуальных задач современного образования является развитие у учащихся определённых компетенций. Универсальные учебные действия, согласно ФГОСам нового поколения, необходимо формировать на всех уроках. Учителя обращают особенное внимание на формирование познавательной активности школьников. Вместе с тем, современное общество требует от личности умения отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, грамотно вести дискуссию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перекрестная дискуссия как способ достижения метапредметных результатов в обучении | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перекрестная дискуссия как способ достижения метапредметных результатов в обучении
При совместном генерировании и обсуждении идей люди выходят на уровень мышления, значительно превосходящий возможности отдельных индивидуумов. Коллективно и в личных беседах они рассматривают проблемы под различным углом зрения, соглашаются или спорят, отслеживают разногласия, разрешают их и взвешивают альтернативы.
(Коста)
Одной из актуальных задач современного образования является развитие у учащихся определённых компетенций. Универсальные учебные действия, согласно ФГОСам нового поколения, необходимо формировать на всех уроках. Учителя обращают особенное внимание на формирование познавательной активности школьников. Вместе с тем, современное общество требует от личности умения отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, грамотно вести дискуссию.
Дискуссия, как технология обучения, способна помочь решить задачи, описанные выше. В рамках учебного процесса грамотно организованная дискуссия способствует развитию мышления, обогащению знаниями, развитию навыков говорения и слушания.
Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование), - групповое обсуждение какой-либо, проблемы, вопроса или круга вопросов с целью найти правильное решение. Данное определение указано в словаре терминов. Важно понимать, что учебная дискуссия принципиально отличается от вышеописанной. Учитель заранее прогнозирует её результат, более того, учителю необходимо построить дискуссию таким образом, чтобы учащиеся пришли к верному решению поставленной проблемы. При этом задачи, которые решает учебная дискуссия, связаны не только с содержательным, но и с воспитательным аспектами. Так, помимо получения новых знаний и обобщения уже полученных, обучающийся включается в коллективную работу, приобретает коммуникативные навыки. Это позволяет нам говорить о достижении метапредметных результатов обучения при использовании на уроках учебной дискуссии.
Для того, чтобы грамотно организовать дискуссию, учителю необходимо найти проблемный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Сперва, каждый обучающийся должен написать 3-5 аргументов, доказывающих его точку зрения, а также, противоположное мнение. Это необходимо для того, чтобы ребенок учился искать доказательства, приводить примеры. Затем, учителю необходимо разделить ребят на мини-группы. Каждая из групп обсуждает имеющийся материал, на основе которого создаёт список из наилучших аргументов — пяти подтверждающих тезис, пяти опровергающих его.
На третьем этапе работы класс необходимо разделить на две группы. В одной из них окажутся те, кто согласен с приведенным тезисом, в другой — противники. Обеим группам также необходимо распределить аргументы по принципу иерархии — от самого важного до наиболее уязвимого. После чего можно начинать дискуссию. Общение между группами происходит за счет «обмена» аргументами в порядке очереди. Причем, обучающиеся не просто озвучивают свои мысли, но и по возможности опровергают аргументы оппонентов.
Итоги дискуссии могут подводиться в разной форме. При формировании навыков устной речи, целесообразно предложить учащимся составить план небольшого выступления по проблеме с учетом усвоенного и услышанного в ходе дискуссии (структура следующая: моя позиция; краткое обоснование; возможные возражения; доказательство моей позиции; заключение), а затем выступить перед классом. Возможно также предложить составление выступления как вариант домашнего задания, запланировав на следующем уроке проведения небольшого семинара, на котором учащиеся выступят и обсудят итоги своей работы.
В заключении необходимо отметить, что учебную дискуссию мы можем отнести к личностно-ориентированной технологии обучения, которая, в свою очередь, является одной из технологий достижения метапредметных результатов в обучении.
Вместе с тем, атмосфера доброжелательности, комфортного общения, а также, постоянного участия в полилоге способствует развитию познавательной активности учащихся. Школьники не боятся ответить «неверно», ведь в рамках дискуссии важно не общепринятное мнение, а умение выразить свою точку зрения, аргументировать свой ответ; ребята также учатся оценивать работу одноклассников, корректно вести диалог, грамотно спорить и уважительно относиться друг к другу.
Таким образом, данная технология позволяет не только выявить возможности школьников, но и раскрыть особенности личности ребенка, его речевые и аналитические навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС
Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...
выступление Развитие критического мышления учащихся в обучении иностранному языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС.docx
в выступлении расскрываются особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления...
Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов
Читать – это ещё ничего не значит;что читать и как понимать читаемое –вот в чём главное дело....
Методическая разработка "Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов".
Методическая разработка по формированию навыков смыслового чтения разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего об...
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Особенностью английского языка, ...
Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».
Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...
Проектная деятельность учащихся по физике как способ достижения метапредметных результатов обучения
Аннотация. Сформулированы метапредметные результаты обучения в рамках предмета физики, показаны какие формируются УУД на этапах создания проекта. Приведен краткий пример проектной работы....