Программа работы с одаренными детьми
учебно-методический материал на тему

Бикмаева Марьям Зуфяровна
Программа работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odarennymi_detmi.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

с.Средняя Елюзань

План

 индивидуальной работы

с одаренными детьми

уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

 исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях). 

Пояснительная записка.

Концепция программы 

 Выявление одаренных детей.

В МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

  3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель:

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

 Задачи:

- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

                  

 Стратегия работы с одаренными детьми


        Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. (8-11 классы).

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.


Формы работы с одаренными учащимися.


- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми

Мероприятие

Сроки

1

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

ежегодно

2

Развитие творческих способностей учащихся. Выявление одаренных детей.

ежегодно

3

Участие школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

ежегодно

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

5

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения

  • выявление учащихся в 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты;
  • разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми;
  • проведения занятий с детьми;
  • отработка форм, методов, приёмов работы;
  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

ежегодно

 Человек способен мыслить творчески, и,

вне всякого сомнения, – это чудеснейший из даров.

Даром этим отмечен каждый.

План индивидуальной работы с одарённым ребёнком.

 1. Индивидуальная работа

 Цель: создание благоприятных  условий для развития одаренного ребенка в интересах личности, общества и государства.

                                          Задачи:

1.        Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.

2.        Выстраивание целостной системы работы с одаренным ребенком.

3.        Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающегося, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.

4.        Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети»

№ п/п

План мероприятий

Сроки

Пути реализации

1

Изучение мотивации учащегося к самообразованию, диагностика

Анкетирование, тестирование

2

Организация работы

одарённого ребенка (участие в работе кружков и объединений, индивидуальная работа)

В течение года

Составление индивидуальных графиков работы, расписания работы кружков, факультативов и объединений

3

Работа на уроке

В течение года

применение тестов и осложнённых заданий на уроке

4

Участие в конкурсах и состязаниях…

В течение года

Самостоятельная работа с научно-популярной литературой по предмету, консультации учителя

5

Составление вопросов и заданий для подготовки к олимпиадам, подборка дополнительного материала…

ноябрь

Самостоятельная работа с научно-популярной литературой по предмету, консультации учителя

6

Участие в олимпиадах

декабрь

7

Анализ результатов олимпиад

январь

Разбор заданий, работа над ошибками

8

Подготовка учащихся к участию в школьных, районных, областных конкурсах, творческих работ, научно-практических конференциях

В течение года

Самостоятельная работа с научно-популярной литературой по предмету, консультации учителя

9

Подготовка исследовательской работы

В течение года

Анализ литературы, разработка плана исследователь-ской работы, консультации

10

Предзащита исследовательской работы

январь

Заслушивание тезисов исследовательской работы

11

Участие в научно-практической конференции

февраль

12

Анализ результатов научно-практической конференции

март

Обсуждение замечаний

13

Определение уровня знаний и умений одарённых детей, работа по устранению недостатков

В течение года

Анализ проделанной работы за год

2. Вовлечение в коллективную деятельность

Занятость в свободное время

   Сроки

Участие в  мероприятиях

  В течение года

rонкурсах,   в классных  тематических праздниках,

защита проектов

3.Работа с родителями.

Оказывается консультационная помощь по субботам.

Характеристика семейного воспитания

По материальной обеспеченности семья:

 со средним  материальным достатком

 По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья: Социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении - воспитательно сильная.

 По взаимоотношениям:

 гармоничная

По семейным ориентациям: на деятельность, общение

 Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

 Педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

 Нормальное развитие личности, адекватная самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....