Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории в 5-7 классах
статья на тему
В данной статье рассмотрены некоторые методы развития критического мышления на уроках истории в средней школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории в 5-7 классах
В современном мире объем информации постоянно растет. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Постиндустриальное общество предъявляет новые требования к образованию, одним из которых является подготовка людей, способных принимать критические решения, находить способ общения в новом окружении, которые достаточно эффективно устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности, и, конечно, его непрерывность. Активность, самостоятельность, творчество, способность адаптироваться к стремительным изменениям - эти черты личности становятся важнейшими на современном этапе исторического развития, а их формирование требует реализации новых подходов к процессу обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Кроме того, обеспечат профессиональное становление выпускника школы.
Для формирования универсальных учебных действий у обучающихся наиболее эффективной, как мне кажется, является технология развития критического мышления, которую я использую на своих уроках истории.
Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель («вызов– осмысление – рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Критическое мышление – открытое рефлексивное оценочное мышление. Способности, развиваемые с помощью этой технологии, – открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления – позволят обучающимся не только внимательно изучить тексты, но и на основе сформированных данной технологией навыков сконструировать свое собственное знание, реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
На своих уроках для формирования метапредметных УУД я использую несколько приемов критического мышления. Рассмотрим некоторые из них.
Для работы с учениками 5 – 7 классов применяю визуальные методы организации материала - разного рода таблицы. Во-первых, для того, чтобы обучающиеся умели обобщать факты, оценивать с разных точек зрения информацию, на уроке мы работаем с приемом «Плюс – минус – интересно». К примеру, урок по теме «Раздробленность Руси». Дети первоначально видят только негативные последствия (разруха, запустение земель, ослабление обороноспособности) затем изучив текст учебника/распечатанного дополнительного материала, дополняют имеющиеся знания новой информацией (развитие удельных городов, создание новых речных/сухопутных торговых путей). Заполнение таблицы помогает не только систематизировать информацию, но и оценить ее.
Во-вторых, для формирования причинно – следственных связей, умения работать индивидуально (реже в группе), для формирования умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы используется прием «Концептуальная таблица». Этот метод полезен и для сравнения информации. Например, на уроке по истории России в 6 классе необходимо сравнить основные политические центры Руси в период раздробленности: предлагается изучить географическое положение, основные занятия населения и организацию власти в Новгородской земле, Владимиро – Суздальском княжестве и в Киевском княжестве. Для заполнения таблицы предлагается карта «Русь в 12-13 вв.», по которой заполняется первые два критерия сравнения. Затем, с помощью текста параграфа, изучается политическая структура региона. Таким образом, работая со сравнительной таблицей, формируется несколько метапредметных компетенций: преобразование информации из текста и карты в таблицу, умение сравнивать, анализировать и классифицировать информацию, а также умение устанавливать причинно – следственные связи.
Еще одним, как мне кажется, универсальным методом визуализации информации является кластер или, как говорят ребята, «солнышко». Этот метод используется мной на разных этапах урока - в начале для актуализации знаний: например, в 5 классе необходимо вспомнить исторические источники (дети вспоминают раннее изученный материал); или в ходе изучения нового материала: например, кластер - предположение что такое «Смута» по истории России в 7 классе (обучающиеся предлагают свои версии, которые записываются, а затем в ходе урока кластер дополняется/корректируется); или для обобщения материала, подведения неких итогов изучения определенной темы: например, кластер «Крещение Руси», куда ученики 6 класса записывают последствия принятия христианства на Руси.
Применение технологии критического мышления позволяет научить детей грамотно работать с литературными произведениями и историческими источниками. Для этого на уроках мы используем определенный алгоритм действий: обучающиеся пытаются узнать когда был написан текст, кем, в чьих интересах (если это возможно), а также в каких исторических реалиях он был создан. Все это необходимо для более объективного истолкования исторического документа. Работа с художественными или историческими текстами полезна тем, что в них не представлена готовая информация. Знания собираются обучающимися как бы по крупицам в единое целое через смысловое чтение, анализ, сопоставление с уже имеющимися данными. Как правило, работа с текстами происходит по двум сценариям: индивидуальная – чтение, ответы на вопросы, затем опрос возможно составление плана текста; или совместная – коллективное чтение и обсуждение. Сами тексты могут быть разными – большими, объемными или просто отрывки из документов. На своих уроках я много внимания уделяю работе с источниками, так как, во-первых, они формируют умение работать с информацией – анализировать и обобщать факты, составлять планы, формулировать выводы и искать аргументацию и т.д.; во – вторых, художественные и исторические тексты позволяют обучающимся как бы проникнуть в изучаемую эпоху, прочувствовать жизнь того времени, что способно пробудить интерес к предмету.
Метапредметные результаты это и умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе. Для достижения этих целей в образовательном процессе я использую стратегию «Зигзаг». Данный прием позволяет наладить сотрудничество между обучающимися, а также разбить большой объем материала на равные смысловые отрывки. Например, в 5 классе на уроке истории Древнего мира ученикам необходимо изучить тему «Население Спарты». Для этого класс делится на 3 группы, согласно количеству категорий населения Спарты – спартанцы, илоты и периэки. Каждая группа получает карточки с текстом и вопросами к нему. На первом этапе происходит индивидуальная работа – изучение полученного материала. На втором этапе работы в группах происходит обсуждения, выделение главной информации, затем каждая группа представляет результаты своей деятельности всему классу. Таким образом, ребята в группе делятся знаниями, предлагают свое видение решения поставленной задачи, учатся его отстаивать, то есть формируется умение выражать свое мнение.
Используя в своей педагогической практике технологию критического мышления, могу сказать, что данная технология облегчает усвоение информации детьми и повышает интерес к учебной деятельности, а также является необходимым инструментом для развития метапредметных компетенций. С помощью приемов критического мышления обучающиеся оттачивают умения анализировать информацию, оценивать ее с различных точек зрения, высказывать свое альтернативное мнение и аргументировать его. Сегодня важно, чтобы обучающиеся не заучивали факты, а думали над ними, размышляли, исследовали с различных сторон.
Литература
- Волков Е.В. Развитие критического мышления. М., 2004.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
- История [Электронный ресурс] // Федеральный Государственнный Образовательный Стандарт - Режим доступа на 6.05.2013: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658, свободный. - Загл.с экрана
- Метапредметный результат [Электронный ресурс] - Режим доступа на [Электронный ресурс] // Федеральный Государственнный Образовательный Стандарт - Режим доступа на 6.05.2014: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824, свободный. - Загл.с экрана
- Универсальные учебные действия [Электронный ресурс] - Режим доступа на [Электронный ресурс] // Федеральный Государственнный Образовательный Стандарт - Режим доступа на 17.04.2014: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313, свободный. - Загл.с экрана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-521406-1430030282.jpg)
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории
Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и эт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/10/picture-892575-1486742210.jpg)
Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»
Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/07/picture-1113892-1549552746.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Статья посвящена вопросу использования приемов технологии критического мышления на уроках русского языка, приведены примеры использования данных средств на уроках в 6 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/11/picture-1088943-1615459702.jpg)
Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1014118-1535359593.jpg)
«Использование приема «Фишбоун», технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания» мастер класс
Мастер класс о способах использования метода фишбоун...