Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»
статья по истории на тему
Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_trkm_na_urokah_istorii.docx | 91.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
на тему:
«Методические приемы технологии развития критического мышления
на уроках истории»
Содержание
1.Введение. Актуальность и перспективность темы…....................................4
2.Основная часть
2.1. Особенности технологии развития критического мышления…6
2.2. Использование приемов технологии развития критического мышления
на уроках общественно-научной направленности……………….13
2.3. Методика формирования критического мышления на основе
использования Интернет-сервисов………….………………….. 18
2.4. Результативность применения на уроках ТРКМ…………………23
3. Заключение………………………………………………………………….26
4. Список литературы и Интернет-ресурсов…………………………...…… 27
1.Введение
В соответствии с приказом Министерства образования Саратовской области, МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовкой области», в числе пилотных школ региона, с 1 сентября 2012 г приступила к реализации Федерального образовательного стандарта основного общего образования. С введением новых стандартов повышается внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.
«Ум – это хорошо организованная система знаний». Эти слова выдающегося педагога К.Д.Ушинского, как никогда может быть ранее, сегодня наполнены особым содержанием. В школе ребенок часто обнаруживает, что мозг ему нужен для механического запоминания, а никак ни для того, чтобы реализовать свою идею, удовлетворить интерес. Успех в учебе обеспечивается хорошей памятью, а не умением мыслить. Ему приходится от мышления, достаточно хорошо развитого в дошкольном возрасте, переходить к запоминанию, а это трудно. Сообразительные дети скоро понимают: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает с тем, что требуется в жизни, и приспосабливаются к такому раздвоенному существованию. Но много ли таких сообразительных учеников? Отсюда у многих ребят неудачи в школьной жизни, зато после окончания образовательного учреждения наши «троечники» и «середнячки» во взрослой жизни более успешны, чем школьные отличники.
Вводимые образовательные стандарты заставляют учителя, и общество в целом, пересмотреть основные вопросы обучения и воспитания. Сейчас образование рассматривается, как услуга, направленная на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Школа должна готовить подростка к жизни, к труду, должна содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, то потребуется ему в практической деятельности. По моему мнению, современный учитель призван принять деятельное участие в развитии умственной деятельности учащихся, в усвоении ими различных знаний и навыков, которые выходят и за рамки программного материала. В каждом ученике необходимо укреплять и развивать его собственное «Я», индивидуальное креативное мышление.
Чтобы преодолеть указанные негативные явления в системе традиционного преподавания, повысить эффективность и качественность учебного процесса, передо мной стал вопрос об использовании современных образовательных технологий. Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология развития критического мышления. Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по использованию приемов ТРКМ через представление методических рекомендаций для учителей истории и экономики (Приложение №1).
Задачи:
1) рассмотреть наиболее эффективные приемы технологии развития критического
на уроках истории, права и экономики.
2) представить некоторые методы использования на различных этапах урока и мероприятия по предметам.
2.Основная часть
2.1. Особенности технологии развития критического мышления.
Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения [2].
Д. Клустер [3] предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. При этом ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Во-вторых, информация и знания являются отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Мы с вами чаще привыкли наблюдать стремление узнать что-то новое у учащихся младших классов, чем у старшеклассников – это, как уже отмечено было выше, воздействие школьного образования на детские умы. Надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразной «копилкой», на которые учителя кладут знания, – на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение будет успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Аргументация выигрывает, если ученик учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому применяя технологию критического мышления, надо активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов, а также проведение ролевых и деловых игр.
Таким образом, актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты.
Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению.
Нужно отметить, что построение учебного процесса на основе технологии развития критического мышления принадлежит будущее. В перспективе, возможно, данные технологии вытеснят традиционную малоактивную систему обучения.
Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний. ТРКМ является общепедагогической, надпредметной [4], поэтому ее целесообразно применять у урочной и внеурочной деятельности.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать, а значить ребенку, как личности, надо сформировать и развить в себе ряд качеств:
Особенности технологии развития критического мышления:
- Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
- Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:
- изучение методической литературы по данной технологии;
- выстраивание курсов истории, на основе технологии развития критического мышления;
- проектирование и апробирование уроков истории, экономике и праву с использованием приемов технологии развития критического мышления
| |||
Стадия (фаза) | Деятельность учителя. Задачи данной фазы | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составление списка известной информации, рассказ - |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами. | |||
Стадия осмысления (реализации). | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами. | |||
Стадия рефлексии | Вернуть учащихся к первоначальным записям- | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления | – Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; |
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах |
Источник: http://my-school18.ucoz.ru/publ/2-1-0-4
В процессе работы по данной технологии, мною апробирован алгоритм – отправные этапы развития критического мышления:
1. Необходимо определить целевую установку данной познавательной деятельности? Ученик должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели.
2. Определить что уже известно, первичные знания о продукте исследования. Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Сравнить полученный результат с желаемым продуктом. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
Предложенные материалы могут быть использованы на уроках истории, экономики и права, как в рамках программы, так и на внеклассных мероприятиях. Некоторые приемы можно использовать при изучении обзорных тем, другие с высокой степенью результативности при работе с историческими документами, нормативно-правовой документацией, статистическими данными и т. д.
Так же эту технологию рекомендую применять и на уроках обобщения, при конспектировании лекций. На таких уроках используется карта деятельности ученика, которая позволяет проследить продвижение ребенка в этой теме, а так же включает всех в деятельность.
Приемов ТРКМ очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов:
- повысился уровень мотивации к изучаемым предметам;
- учащиеся показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации, при дальнейшем обучении в ВУЗах;
- умеют четко аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения;
- сформированы навыки работать с историческими документами.
Работу по использованию приемов ТРКМ планирую организовать и с младшими школьниками, в рамках учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и на родительских собраний.
К сожалению, не разработана система диагностики. Отслеживать результаты можно только путем наблюдения. Я использую карту деятельности ученика, которая состоит из нескольких блоков: 1)целеполагание; 2)шаги постижения текста; 3)рефлексия. (Приложение №2).
2.2. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках общественно-научной направленности.
Выделим наиболее эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках общественно-научной направленности (методические рекомендации).
1. Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность(Приложение № 3).
2. Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: (Верх - причины, низ - следствия и т.п.). Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится учащимися и увеличивает процент усвояемости (Примеры использования схемы «Фишбоун» на уроках истории и экономике 10 класс (Приложение № 4).
3. «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов (Приложение № 5).
4. Кластеры. Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер – графический прием систематизации материала (Приложение № 6).
5. Знакомство с инструментом PMI (плюс, минус, интересно). Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
- «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» (Приложение № 7)
6.«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. «Ты действительно думаешь, что...?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». · Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим.
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов понимают значение всех типов вопросов
7. Прием «Шесть шляп мышления»
В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.
8.«Синквейн». Эта пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны в учебно-воспитательном процессе полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%ED%EA%E2%E5%E9%ED.
Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Тем для синквейна великое множество. Возьмем для примера историю России ХХ века: война, революция, Государственная дума, реформа Столыпина, Ленин, Ленд-лиз, "холодная война", НАТО, культ личности, "застой" и т.д.
9. Эссе – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Очень интересными получились работы учащихся на темы «Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что в них не нуждается» «Богатым человека делает его сердце»Л. Толстой, «События октября 1917 года – это социалистическая революция или государственный переворот?» и т.д. Очень актуальной стала эта форма в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе. (Приложение № 7)
2.3. Методика формирования критического мышления на основе использования Интернет-сервисов.
Работа с информацией - главное содержание обучения, а это означает освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного критического, а не репродуктивного типа мышления. В первую очередь это относится к обучению работе в сети Интернет и целенаправленной обработке больших объёмов информации.
Интернет не самая благоприятная среда образования для наших учащихся. Наши ученики окружены информацией и техническими средствами для ее получения, но в целом использование информации носит развлекательный характер. Тяга к Интернету определяется подростковой модой, интерес проявляется к эстрадным исполнителям, Flash-анимации, «зависанию» в чате. Но постепенно информация из сети становится привлекательна тем, что дает возможность удовлетворить конкретные информационные интересы, а не впитывать то, что навязывается. Поэтому я считаю главной целью обучения не приёмы работы в сети, которые ученик так или иначе осваивает сам, а умение критически использовать информационные ресурсы Интернета.
Исходя из этого, при подготовке к занятиям я определила некий круг проблем, а в дальнейшем, когда ученики стали к этому готовы, помогла им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Занятия проводились целенаправленно и активно, но в основном в форме самостоятельной работы и свободного обсуждения, так как у каждого их учеников были свои цели поиска. Результаты поиска должны были послужить базой для подготовки предметной работы – сообщения или реферата. Все этапы занятий предлагались по мере возникновения интереса к проблемам, а не навязывались темпом программы. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже сложные вопросы.
Первоначальные представления учащихся об Интернете были довольно расплывчаты, процесс поиска носил стихийный характер, просматривалось все подряд, ученики пробовали различные поисковые системы. Так учащиеся столкнулись с проблемой отбора нужной информации среди огромного количества ссылок в условиях ограниченного времени.
У учащихся необходимо вырабатывать общую технологию поиска:
- Определить тему поиска и формализовать её, выразив запрос ясно и кратко.
- Записать ограничения для поиска, чтобы избавить себя от ненужных ссылок, но и не пропустить важное.
- Использовать структуру сложного запроса, учитывая особенности выбранного поисковика.
- Просмотреть документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме.
Необходимо научить целенаправленному и быстрому поиску информации различными способами, используя разные поисковыми системы и каталоги, разъяснялись частные приемы работы.
На следующем этапе встаёт новая проблема – проблема качества найденной информации, а также проблема формирования сознательной оценка этой информации. Учащиеся должны знать на практике, что большинство информации в сети Интернет не проходит научного отбора: найденные страницы могут быть написаны экспертами по данной проблеме, а могут быть вставлены простыми пользователями сети с высказыванием собственного мнения и без учёта фактов. Сайты не дают данных о своих создателях: неизвестно, кто несёт ответственность за содержание сайта.
Найдя нужную информацию ученик должен был зафиксировать не только название статьи, но и адрес сайта, его название, выяснить автора и разработчика (это могли быть академические учреждения, общественные организации или частные лица).
К сожалению, нет чёткого определения, что такое приемлемая информация, и как она должна быть представлена на сайте. Вместе с учениками мы определили для себя, как провести оценку сайта и его содержания. Так как многие ученики попробовали свои силы в создании своих страничек в Интернете, то они отметили в первую очередь технические характеристики сайта: удобство и согласованность навигационных механизмов, скорость загрузки, работу ссылок и регулярность обновления.
Накопив опыт, ученики стали обращать внимание на направленность сайта. Кому сайт адресован - специалистам, потенциальным клиентам или просто сделан для друзей? Какие цели преследует автор – образовательные, новостные или рекламные? Пытается ли создатель сайта убедить в чём-то? После этого можно было оценивать, подходит информация сайта ли нет. Мы определились, что в пользу сайта говорят:
- Содержательность первой страницы;
- Научная, образовательная или публицистическая направленность;
- Наличие научных статей на сайте;
- Обеспеченность цитат и библиографии гиперссылками;
- Отсутствие грамматических ошибок.
Наши критерии отбора информации мы выработали во время дискуссии, объявленной на форуме школьного сайта.
Вообще наши ученики очень активно участвуют в дискуссиях и с ними можно обсуждать многие серьёзные темы. Поскольку наша дискуссия проходила не только в «вольном» Интернете, каждое высказывание должно было быть аргументировано. Но продуктивный обмена мнениями требовал одновременно и ответственности за собственную точку зрения, и внимания к чужому мнению. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным, и мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. (Здесь хочу отметить умение наших детей воспринимать чужое мнение.)
Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому нет никакого противоречия в том, что одна сторона критического мышления говорит о его независимости, а другая подчеркивает его социальные параметры.
Социальный аспект критического мышления может воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа, как для учащихся, так и для учителя. На письме процесс мышления становится видимым. Пишущий всегда активен, он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний, выстраивает определённую аргументацию для подкрепления своего мнения. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.
Еще одно важное свойство письменного текста – его высокое качество по сравнению с устными вариантами. Каждый, кто сталкивается с ситуацией, когда приходилось подбирать слова, понимает, что письменная представленность текста – условие для оттачивания мысли. В письменном тексте каждое слово имеет точный смысл и стоит на своем месте.
Кроме того, умение четко выражать свои мысли в Интернете, в офисной сети и в других интерактивных средствах общения приобрело особую роль. Исследования психологов показали, что пользователи читают с экрана совершенно иначе, чем с печатного листа. Следовательно, надо было обучать тому, как писать именно для Интернета, а не просто, как составить документ.
Поэтому я предложила учащимся нашей школы совместно с учащимися МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с. Перелюб» поучаствовать в образовательном проекте Летописи.ру (www.letopisi.ru). Это общенациональный образовательный проект с международным участием. Сайт построен на социальном сервисе Web 2.0 Вики-Вики, его содержание практически полностью контролируют пользователи. Проект предполагает коллективное написание и редактирование статей.
Работа включала в себя обсуждение тем, собственно написание, доработку, редактирование и «публикацию», т.е. обнародование получившегося текста. Уважался и приветствовался личный вклад каждого ученика. Для учеников было ценно, что учитель относится к их работе с интересом, и что сами они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают.
Освоив алгоритмы и особенности построения статей в Летописи, некоторые учащиеся захотели поучаствовать и в создании энциклопедии, самостоятельно попробовали править статьи Википедии (ru.wikipedia.org). Это проект международного уровня, наши ученики не однажды обращались к материалам этой энциклопедии, поэтому участвовать самим в редактировании статей было для них очень значимо.
Так, используя технологию формирования критического мышления и новые информационные технологии, удалось значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами класса. Кроме того, традиционный процесс обучения стал для каждого учащегося осмысленным, целенаправленным и продуктивным.
При обучении работе в Интернет-сервисах важно было выстроить процесс поэтапно, что позволило чётко определить достигнутые результаты, в том числе навыки и умения. Фиксируя результаты проведения каждого этапа, я получала информацию как для анализа знаний учащихся, а, следовательно, для их оценивания, так и для коррекции методики обучения.
2.4. Результативность применения на уроках ТРКМ.
Любая опытно-экспериментальная деятельность предполагает определение качественных параметров результатов. Отслеживая этапы внедрения элементов технологии критического мышления в свою педагогическую деятельность и анализируя проведенные уроки с использованием данной технологии, я пришла к выводу, что использование приемов и стратегий технологии РКМЧП активизирует познавательную деятельность учащихся. Учащиеся учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого, должно повышается качество знаний по предмету.
Вся проведенная работа показала, что необходимо использовать приемы технологии критического мышления в учебном процессе. Отправным годом стал 2007/2008 учебный год. Работа в этот период позволила определить наиболее эффективные приемы и стратегии технологии на уроках истории: «эффективная лекция», «шесть шляп мышления», «кластер», «толстые и тонкие вопросы», «верные и неверные утверждения», «синквейн», «корзина идей».
Оценки были подтверждены на переводных, выпускных экзаменах (в том
числе ЕГЭ). Средний балл по истории и обществознанию по результатам
итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ в 2008, 2009, 2010 годах (учитель
Маняхина С.А) был выше среднего уровня по РФ.
Начиная с 2008 года, мною проведены наблюдения на предмет определения выраженности интереса к учебным дисциплинам общественно-научного характера (история, экономика, право). Наблюдения дали следующие результаты. Ранее, как показывает мой педагогический опыт, мотивация к учебе, а следовательно и качество знаний, к старшим классам значительно снижался. С применение современных образовательных технологий, в том числе и технологии критического мышления, ситуация значительно меняется, о чем свидетельствуют следующие факты:
100% учащихся при определении профиля обучения в старших классах, начиная с момента введения профильного обучения в образовательный план школы, выбирают социально-экономический профиль.
Использование технологии развития критического мышления стало неотъемлемым элементом моей педагогической деятельности, это позволяет сделать уже определенные выводы:
- увеличить время на самостоятельную работу учащихся, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;
- развивать самостоятельность и стремление учащихся к самообразованию;
- разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у школьников интереса к географическим знаниям, познавательной активности;
- целенаправленно формировать специальные и общеучебные умения и навыки;
- повысить успеваемость учащихся, качество образования, уровень коммуникативных умений школьников.
5.Заключение
В процессе изучения общественно-научных дисциплин важно все: и благоприятная психологическая атмосфера на уроке, и сформированность мотивации на его изучение, и осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни (не только знать, но и применять). Вот почему учителю важно сначала самому осознать важность применения новых технологий. Знания могут позабыться по прошествии времени, а умения действовать в определенных ситуациях, ненавязчиво сформированные на уроке, остаются надолго. Во время урока необходимо задействовать и разум, и чувства ученика. Важны не только знания алгоритма, но и чувства, с которыми он получает эти знания. Эмоционально окрашенный ответ о историческом событие, его причинах и значении, сопровождающийся видеорядом или стендовым докладом, свидетельствует об искренней заинтересованности ученика в изучаемой теме, в активном погружении в нее сверстников.
Интересные домашние задания способствуют тому, что ребенка не надо заставлять делать уроки. Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Приемы работы в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация).
- Использованная литература и Интернет-ресурсы.
- Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001
- Власова Т.А. “Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах”.
// “Преподавание истории и обществознания в школе” - 2005 № 3. - Долженко Ю.А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г.
- Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.
- Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2002г.
- Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 1998г.
- Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
- http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/sushhnost_tekhnologii_kriticheskogo_myshlenija/51-1-0-204 )
- http://ct-net.net/ru/ct_about_ru
- -http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm
- ЭМУ – Методическая лаборатория. simora@cerm.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории
Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и эт...
Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.
Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....
Использование методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Представлен материал применения методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории в 5-7 классах
В данной статье рассмотрены некоторые методы развития критического мышления на уроках истории в средней школе....