Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории
статья по истории на тему

Уханова Елена Александровна

       Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx50.82 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы технологии развития критического мышления

на уроках истории

Процесс модернизации Российского образования на современном этапе предъявляет к школе новые требования: «В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала».  В соответствии с приказом Министерства образования с введением новых стандартов повышается внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития  критического мышления.

Актуальность данной системы обучения состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже субъективный осознанный характер. Принципиально меняется и роль учителя в учебном процессе. Учитель, работающий в русле критического мышления, уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

     Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный  – стадия вызова;

восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации – стадия рефлексии.

       Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Учение будет успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.

        Наиболее эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках истории.

Тема урока: «Олимпийские игры в древности».

Кластеры. Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер

позволяет фиксировать фрагменты новой информации.

Кластер        

Греция    Южная Греция       Побережье Эгейского моря

             

          

Область    Район  Городок                                                          

Олимпийские игры

                1 день        3 день

        (жертвоприношение)                2-4 день                   (награждение)

(состязания)

                   Бег        Метание диска        

                           Борьба              Прыжки в длину   Метание копья

         

                                Милон                              Полидам,               Феаген

«Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько дней проводились Олимпийские игры?

Дайте объяснение, почему праздник объединял эллинов?

Кто мог участвовать в играх?

Почему вы думаете, что это был чисто мужской праздник?

Что входило в пятиборье?

Предположите, что будет, если между враждующими греческими полисами будет война?

 «Синквейн». Использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

 Практическая работа: составление синквейна  (на примере)

Атлет

  • ловкий, сильный
  • борется, прыгает, бегает
  • участник состязаний, человек крепкого телосложения
  • силач

       Данная система обучения гарантирует ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Ученик имеет возможность самореализовываться и это способствует мотивации к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории.

Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории в 5-7 классах

В данной статье рассмотрены некоторые методы развития критического мышления на уроках истории в средней школе....