Неизведанное рядом
методическая разработка на тему

Гулямова Мавджуда Мухтаровна

 Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию


Подготовила:

воспитатель

Гулямова М.М.

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию
«Неизведанное рядом»

Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми среднего и старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников;

- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход мастер – класса

Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «ДА - НЕТ»

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

На слайде представлены два варианта последовательности детского экспериментирования. Предлагаю выбрать правильный вариант.

 Вариант №1                                                                   Вариант №2

- Выдвижение гипотезы,                                               - Проблемная ситуация.

- Проверка предположения,                                          - Целеполагание

- Целеполагание,                                                            - Выдвижение гипотез.

- Проблемная ситуация,                                                 - Проверка предположения

- Формулировка вывода,                                                - Если предположение подтвердилось:

- Новая гипотеза.                                                              формулировка вывода

                                                                                         - Если предположение не подтвердилось

                                                                                            возникновение новой гипотезы,

    Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное.

    Детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая     активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: дует на перо и думает: «Почему оно так медленно опускается на пол?»; проводит эксперименты с апельсином в воде и опять удивляется: «Почему апельсин в кожуре плавает, а очищенный, ставший легче - тонет», Пытается найти ответы сам, используя, в случае с апельсином лупу. (Слайды); проводит опыты с разными предметами и веществами (получение искусственного снега); и т.д. Все это объекты исследования.

    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

   «Лучше один раз увидеть - чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость

Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе.

 Сказка называется: «Путешествие любопытного цыпленка»

На одном птичьем дворе  у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный. Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда, зачем, где, почему, мама-курица просто перестала обращать на него внимание. Обидевшись, цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и  пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел с левой стороны речку, текущую по прямому, узкому руслу, а с правой- небольшой водоём круглой формы. Ему больше понравился водоем и он подошел к берегу. Припекало солнце, ему захотелось пить. Он попробовал воду - без вкуса; понюхал - без запаха; посмотрел - прозрачная.(Слайд 7-8)

Он заметил, что в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки (Слайд9-10). Одни были еще в бутонах ,другие уже полностью раскрылись. Ваши предположения: «Почему цветы распускались?»

Цыпленок захотел увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы ,но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку и кусочек пенопласта .С трудом опустив пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и пенопластом, и с удовлетворением отметил, что они плавают. (Слайд 11-13)

Плывя на пенопласте  по водоему, он  увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Ему очень хотелось последовать их примеру, но он вовремя вспомнил эксперимент с металлической пластиной. Цыпленку не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?» (Слайд 14-15) Ваши предположения: «Почему рыба плавает?»

   Переплыв на другой берег водоема, цыпленок сошел на берег. Идя вдоль берега, он стал внимательно рассматривать песок и камни. Камни были разной величины, формы и цвета. И опять у него возник вопрос: «Почему камни и песок разные?»

 Цыпленок, нагулявшись, и с еще большим количеством вопросов, решил вернуться домой. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще и другие следы, и был в недоумении, чьи же они? По этим следам он успешно вернулся к маме-курице.

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия

Составление синквейнов

Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю вам составить синквейн.  Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна

1 строка – существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.

Пример:

Книга

Мудрая, вечная

Учит. Лечит. Ведет

Всю жизнь тебя сопровождает

Радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая лаборатория "Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей учащихся"

Эти материалы посвящены особенностям развития, диагностики исследовательских способностей учащихся. Они будут полезны педагогам, занимающимися исследовательской деятельностью с учащимися....

СЦЕНАРИЙ «Космическое путешествие к неизведанным планетам»

Мероприятие Недели Космонавтики для дошкольной группы (проводят Юные гагаринцы)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НЕИЗВЕДАННАЯ ЮГРА». 6 КЛ

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности для формирования духовно богатой, высоконравственной, интеллектуальной, патриотической личности. Этому способствует изучение про...

Проект для учащихся 6 класса по теме "Фразеологизмы" "Неизведанный мир Фразеологии"

Богатство и сила русского языка определяется неиссякаемыми возможностями, которые скрываются в каждом слове или фразеологизме. Русские фразеологизмы- наше бесценное культурное и национальное достояние...

Познавательно-развлекательная программа для начальной школы "Тайна неизведанной тропы".

Мероприятие красочное, интересное, увлекательное. Много конкурсов, стихов, инсценировок. Дети знакомятся с Африканским континентом, животными Африки, местными жителями, их жизнью и обычаями....

Экскурсия «Неизведанный Пермский край»

В данном материале опубликована экскурсия, целью которой является воспитание любви к своей родине, привитие любви к родному краю, воспитание у детей уважительного отношения к достопримечательностям кр...

Встреча с неизведанным.

Есть много удивительных вещей в этом мире. Удивительное всегда неизведанно......