Неизведанное рядом
методическая разработка на тему
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2.master_-_klass_dlya_pedagogov_po_eksperimentirovaniyu.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию
Подготовила:
воспитатель
Гулямова М.М.
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию
«Неизведанное рядом»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников;
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход мастер – класса
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «ДА - НЕТ»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
На слайде представлены два варианта последовательности детского экспериментирования. Предлагаю выбрать правильный вариант.
Вариант №1 Вариант №2
- Выдвижение гипотезы, - Проблемная ситуация.
- Проверка предположения, - Целеполагание
- Целеполагание, - Выдвижение гипотез.
- Проблемная ситуация, - Проверка предположения
- Формулировка вывода, - Если предположение подтвердилось:
- Новая гипотеза. формулировка вывода
- Если предположение не подтвердилось
возникновение новой гипотезы,
Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное.
Детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: дует на перо и думает: «Почему оно так медленно опускается на пол?»; проводит эксперименты с апельсином в воде и опять удивляется: «Почему апельсин в кожуре плавает, а очищенный, ставший легче - тонет», Пытается найти ответы сам, используя, в случае с апельсином лупу. (Слайды); проводит опыты с разными предметами и веществами (получение искусственного снега); и т.д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
«Лучше один раз увидеть - чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость
Я хочу сегодня, в форме сказки, показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе.
Сказка называется: «Путешествие любопытного цыпленка»
На одном птичьем дворе у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный. Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда, зачем, где, почему, мама-курица просто перестала обращать на него внимание. Обидевшись, цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел с левой стороны речку, текущую по прямому, узкому руслу, а с правой- небольшой водоём круглой формы. Ему больше понравился водоем и он подошел к берегу. Припекало солнце, ему захотелось пить. Он попробовал воду - без вкуса; понюхал - без запаха; посмотрел - прозрачная.(Слайд 7-8)
Он заметил, что в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки (Слайд9-10). Одни были еще в бутонах ,другие уже полностью раскрылись. Ваши предположения: «Почему цветы распускались?»
Цыпленок захотел увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы ,но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку и кусочек пенопласта .С трудом опустив пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и пенопластом, и с удовлетворением отметил, что они плавают. (Слайд 11-13)
Плывя на пенопласте по водоему, он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Ему очень хотелось последовать их примеру, но он вовремя вспомнил эксперимент с металлической пластиной. Цыпленку не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?» (Слайд 14-15) Ваши предположения: «Почему рыба плавает?»
Переплыв на другой берег водоема, цыпленок сошел на берег. Идя вдоль берега, он стал внимательно рассматривать песок и камни. Камни были разной величины, формы и цвета. И опять у него возник вопрос: «Почему камни и песок разные?»
Цыпленок, нагулявшись, и с еще большим количеством вопросов, решил вернуться домой. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще и другие следы, и был в недоумении, чьи же они? По этим следам он успешно вернулся к маме-курице.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Рефлексия
Составление синквейнов
Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса, я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна
1 строка – существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятием.
Пример:
Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь тебя сопровождает
Радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая лаборатория "Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей учащихся"
Эти материалы посвящены особенностям развития, диагностики исследовательских способностей учащихся. Они будут полезны педагогам, занимающимися исследовательской деятельностью с учащимися....
СЦЕНАРИЙ «Космическое путешествие к неизведанным планетам»
Мероприятие Недели Космонавтики для дошкольной группы (проводят Юные гагаринцы)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НЕИЗВЕДАННАЯ ЮГРА». 6 КЛ
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности для формирования духовно богатой, высоконравственной, интеллектуальной, патриотической личности. Этому способствует изучение про...
Проект для учащихся 6 класса по теме "Фразеологизмы" "Неизведанный мир Фразеологии"
Богатство и сила русского языка определяется неиссякаемыми возможностями, которые скрываются в каждом слове или фразеологизме. Русские фразеологизмы- наше бесценное культурное и национальное достояние...
Познавательно-развлекательная программа для начальной школы "Тайна неизведанной тропы".
Мероприятие красочное, интересное, увлекательное. Много конкурсов, стихов, инсценировок. Дети знакомятся с Африканским континентом, животными Африки, местными жителями, их жизнью и обычаями....
Экскурсия «Неизведанный Пермский край»
В данном материале опубликована экскурсия, целью которой является воспитание любви к своей родине, привитие любви к родному краю, воспитание у детей уважительного отношения к достопримечательностям кр...
Встреча с неизведанным.
Есть много удивительных вещей в этом мире. Удивительное всегда неизведанно......