Открытое занятие по изучению дробей русского танца.
методическая разработка на тему

Соловьёва Альбина Анатольевна

Подготовка и разучивание дробей и выстукиваний русского танца от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_izucheniyu_drobey.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

Отдел эстетического развития.

Открытое занятие

«Дроби русского танца»

Автор: Соловьева А.А. – педагог дополнительного образования.

Концертмейстер: Ланина С.А.

                                                                 2013 год.

Дробь – это движение русского танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары и выстукивания в дробях должны быть чёткими, ритмичными, лёгкими и короткими.

Цель открытого занятия:

Познакомить с правилами  исполнения выстукиваний и дробей русского танца.

Основные задачи открытого занятия:

- постановка корпуса и ног при исполнении выстукиваний и дробей;

- изучение основных упражнений у станка при исполнении выстукиваний и дробей;

- развитие чувства ритма;

- соединение дроби и вращения.

План открытого занятия:

№ п./п.

                   Часть урока

Время

1

2

3

Вводная часть

- организационный момент,

- правила исполнения выстукиваний и дробей.

Основная часть:

     1) Основные упражнения у «станка» при изучении выстукиваний и дробей.

     2) Словесная раскладка дробного выстукивания.

     3) Простые дроби (ключи и двойная дробь).

     4) Использование дроби при вращении.

Заключительная часть (подведение итогов).

5 минут.

15 минут.

     

10 минут.

15 минут.

      10 минут.

     

5 минут.

Ход открытого занятия:

№ п/п    

Часть урока.    

                         Содержание.

1

Вводная часть.

Приветствие. Вступительное слово. Основные правила исполнения дробей.

2

Содержательная часть:

1) Экзерсис у «станка».

- battement tendu с работой пятки опорной ноги и с работой стопы рабочей ноги и использование plie. (1)

- battement tendu jete с работой пятки опорной ноги и с работой стопы рабочей ноги и использование plie. (2)

- каблучный батман (маленький и большой). (3)

- каблучные выстукивания. (4)

2) Словесная раскладка дробного выстукивания.

- простые выстукивания и притопы;

- одинарный ключ;

- двойной ключ. (5; 6; 7)

3) Простые дроби.

 - простое выстукивание со смещением на сильную и слабую доли такта;

- комбинация с двойным «ключом»;

- двойная дробь и комбинация с двойной дробью. (8; 9; 10; 11)

 4) Использование дроби при вращении.

- двойная дробь с притопом; (12)

- двойная дробь в повороте. (12; 13)

3

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

(цифры в скобках указывают, какое музыкальное сопровождение соответствует данному движению)

Представленное открытое занятие является частью системы обучения народному танцу в коллективе народного танца «Та-На-Ми».

Список музыкального материала.

  1. «Воронежский танец» Зощенко В.Е. сборник «Музыкальное сопровождение урока народного танца» изд. «Планета музыки» 2011
  2. «Девичья плясовая» обр. Кузнецова Е.
  3. «Травушка-муравушка» русская народная песня обр. Иванова В.
  4. «Перепляс» обр. Паршина В. И Хвостова В. Сборник «Репертуар концертмейстера» (народно-характерный танец). С-П 2006
  5. «Барыня» (русская плясовая) Зайцева В.И. сборник «Шедевры танцевальной музыки», Москва 2006
  6. «Пойдуль я, выдуль я» русский народный танец Гусев Г.П. «Методика преподавания народного станка», «Владос» 2005
  7. «Смоленский гусачёк» русский народный танец Гусев Г.П. «Методика преподавания народного станка», «Владос» 2005
  8. «Ай, на горе мы пиво варили» русская народная песня обр. Бушуева В.
  9. «Как из улицы в конец» русская народная песня обр. Ефимова В.
  10. «Тройки» русская народная мелодия обр. Равина Р.
  11. «Светит месяц» русская народная песня обр. Каплуновой И.
  12. «Раз, два, люблю тебя» русские народные частушки Лёвин Е. сборник «И в праздники и в будни» «Феникс» 2010
  13. «Неделька» русская народная песня Лёвин Е. сборник «И в праздники и в будни» «Феникс» 2010

Каблучные упражнения:

Упражнения исполняются на полуприседании. При этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Работающая нога раскрывается на пятку и возвращается в позицию, а пятка опорной ноги то опускается на пол, то вновь поднимается над полом (т.е. ступня переводится на полупальцы). Каблучные упражнения можно разделить на низкие, средние и высокие. Они развивают подвижность в коленных, тазобедренных суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, икроножную мышцу, мышцы бедра. Каблучные движения в основном выполняются из 3 или 5 открытых позиций, но возможно выполнение упражнения и по 1 прямой позиции.

Дробные выстукивания:

Упражнения этого раздела подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах. Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы и икроножные мышцы. Дробные выстукивания исполняются по 1 прямой и 3 открытой позициям. Могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.

Словестная раскладка дроби.

- сочетание ритмического рисунка со стихами, пословицами, частушками — раскладка дроби на текст;

- проговаривание ритмического рисунка слогами, например — ла-та-та-та; тра-та-та-та; иста-иста-иста-та и прочее;

- уделяется большое внимание вращениям с дробями.

Словарь:

та – удар в пол и оторвать от пола ногу всей стопой или каблуком или носком;

там или пам – удар всей стопой в пол и нога остаётся на полу;

ис – резкое поднятие ноги над полом с сокращённой стопой на затакт;

тра – двойной или тройной удар

Почему именно такие слога:

та – удар на сильную долю, проще и понятно говорить, созвучно с ударом;

ис – везде затакт проговаривают как «и», удобно говорить «ис» при исполнении выстукиваний или дробей на затакт;

там или пам – конец дроби или выстукивания, если «та» - это короткий отрывной удар, то «там» или «пам» - это длинный прилипучий удар;

тра – для удобства проговаривания двойного или тройного удара.

Одинарный ключ

- та – удар поднять правую ногу

- та – поставить правую ногу с ударом в позицию и одновременно поднять левую ногу

- та – удар поднять левую ногу

- та – поставить левую с ударом ногу в позицию и одновременно поднять правую ногу

- та – поставить с ударом правую ногу в позицию.

Ключ начинаем разучивать на четыре такта. Пауза на третьем и четвёртом тактах. Когда дети поймут и выучат в медленном темпе, то можно исполнять ключ без паузы и в более быстром темпе. Можно добавить в исполнение ключа отрыв пятки опорной ноги, что придаст лёгкость исполнению и звучанию дроби.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Открытое занятие. « Использование предметов в восточном танце».

Открытое занятие.Тема: « Использование предметов в восточном танце».Ход занятия:Организационный момент.Определение темы и цели занятия: Демонстрация навыков танца с предметами....

План – конспект открытого занятия по теме «Разучивание ирландского танца».

Занятие по разучиванию ирландского танца в старшей возрастной группе (8 - 11 классы)....

Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.

Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в рамках "Областной экологической  коференции" Основная цель: Формирование экологического сознания учащихся 5 класса в рамках внеурочной...

Разработка открытого занятия по хореографии «Кружево русского танца»

Народное искусство в настоящее время превратилось в массовую форму самодеятельного творчества. Тысячи танцевальных коллективов успешно демонстрируют искусство танца России и других народов.Народ...

Разработка занятия по хореографии "Кружево русского танца"

Наиболее распространенным и древним видом танцевального искусства является народный танец. Он столь же разнообразен, сколь различны по своему укладу жизнь и культура породившего его народа.Народное ис...

Методическая разработка открытого занятия Тема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»

Методическая разработка открытого занятияТема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»...