Открытое занятие по изучению дробей русского танца.
методическая разработка на тему
Подготовка и разучивание дробей и выстукиваний русского танца от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_izucheniyu_drobey.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»
Отдел эстетического развития.
Открытое занятие
«Дроби русского танца»
Автор: Соловьева А.А. – педагог дополнительного образования.
Концертмейстер: Ланина С.А.
2013 год.
Дробь – это движение русского танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары и выстукивания в дробях должны быть чёткими, ритмичными, лёгкими и короткими.
Цель открытого занятия:
Познакомить с правилами исполнения выстукиваний и дробей русского танца.
Основные задачи открытого занятия:
- постановка корпуса и ног при исполнении выстукиваний и дробей;
- изучение основных упражнений у станка при исполнении выстукиваний и дробей;
- развитие чувства ритма;
- соединение дроби и вращения.
План открытого занятия:
№ п./п. | Часть урока | Время |
1 2 3 | Вводная часть - организационный момент, - правила исполнения выстукиваний и дробей. Основная часть: 1) Основные упражнения у «станка» при изучении выстукиваний и дробей. 2) Словесная раскладка дробного выстукивания. 3) Простые дроби (ключи и двойная дробь). 4) Использование дроби при вращении. Заключительная часть (подведение итогов). | 5 минут. 15 минут.
10 минут. 15 минут. 10 минут.
5 минут. |
Ход открытого занятия:
№ п/п | Часть урока. | Содержание. |
1 | Вводная часть. | Приветствие. Вступительное слово. Основные правила исполнения дробей. |
2 | Содержательная часть: 1) Экзерсис у «станка». | - battement tendu с работой пятки опорной ноги и с работой стопы рабочей ноги и использование plie. (1) - battement tendu jete с работой пятки опорной ноги и с работой стопы рабочей ноги и использование plie. (2) - каблучный батман (маленький и большой). (3) - каблучные выстукивания. (4) |
2) Словесная раскладка дробного выстукивания. | - простые выстукивания и притопы; - одинарный ключ; - двойной ключ. (5; 6; 7) | |
3) Простые дроби. | - простое выстукивание со смещением на сильную и слабую доли такта; - комбинация с двойным «ключом»; - двойная дробь и комбинация с двойной дробью. (8; 9; 10; 11) | |
4) Использование дроби при вращении. | - двойная дробь с притопом; (12) - двойная дробь в повороте. (12; 13) | |
3 | Заключительная часть. | Подведение итогов занятия. |
(цифры в скобках указывают, какое музыкальное сопровождение соответствует данному движению)
Представленное открытое занятие является частью системы обучения народному танцу в коллективе народного танца «Та-На-Ми».
Список музыкального материала.
- «Воронежский танец» Зощенко В.Е. сборник «Музыкальное сопровождение урока народного танца» изд. «Планета музыки» 2011
- «Девичья плясовая» обр. Кузнецова Е.
- «Травушка-муравушка» русская народная песня обр. Иванова В.
- «Перепляс» обр. Паршина В. И Хвостова В. Сборник «Репертуар концертмейстера» (народно-характерный танец). С-П 2006
- «Барыня» (русская плясовая) Зайцева В.И. сборник «Шедевры танцевальной музыки», Москва 2006
- «Пойдуль я, выдуль я» русский народный танец Гусев Г.П. «Методика преподавания народного станка», «Владос» 2005
- «Смоленский гусачёк» русский народный танец Гусев Г.П. «Методика преподавания народного станка», «Владос» 2005
- «Ай, на горе мы пиво варили» русская народная песня обр. Бушуева В.
- «Как из улицы в конец» русская народная песня обр. Ефимова В.
- «Тройки» русская народная мелодия обр. Равина Р.
- «Светит месяц» русская народная песня обр. Каплуновой И.
- «Раз, два, люблю тебя» русские народные частушки Лёвин Е. сборник «И в праздники и в будни» «Феникс» 2010
- «Неделька» русская народная песня Лёвин Е. сборник «И в праздники и в будни» «Феникс» 2010
Каблучные упражнения:
Упражнения исполняются на полуприседании. При этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Работающая нога раскрывается на пятку и возвращается в позицию, а пятка опорной ноги то опускается на пол, то вновь поднимается над полом (т.е. ступня переводится на полупальцы). Каблучные упражнения можно разделить на низкие, средние и высокие. Они развивают подвижность в коленных, тазобедренных суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, икроножную мышцу, мышцы бедра. Каблучные движения в основном выполняются из 3 или 5 открытых позиций, но возможно выполнение упражнения и по 1 прямой позиции.
Дробные выстукивания:
Упражнения этого раздела подготавливают учащихся к исполнению дроби на середине зала. Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах. Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы и икроножные мышцы. Дробные выстукивания исполняются по 1 прямой и 3 открытой позициям. Могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.
Словестная раскладка дроби.
- сочетание ритмического рисунка со стихами, пословицами, частушками — раскладка дроби на текст;
- проговаривание ритмического рисунка слогами, например — ла-та-та-та; тра-та-та-та; иста-иста-иста-та и прочее;
- уделяется большое внимание вращениям с дробями.
Словарь:
та – удар в пол и оторвать от пола ногу всей стопой или каблуком или носком;
там или пам – удар всей стопой в пол и нога остаётся на полу;
ис – резкое поднятие ноги над полом с сокращённой стопой на затакт;
тра – двойной или тройной удар
Почему именно такие слога:
та – удар на сильную долю, проще и понятно говорить, созвучно с ударом;
ис – везде затакт проговаривают как «и», удобно говорить «ис» при исполнении выстукиваний или дробей на затакт;
там или пам – конец дроби или выстукивания, если «та» - это короткий отрывной удар, то «там» или «пам» - это длинный прилипучий удар;
тра – для удобства проговаривания двойного или тройного удара.
Одинарный ключ
- та – удар поднять правую ногу
- та – поставить правую ногу с ударом в позицию и одновременно поднять левую ногу
- та – удар поднять левую ногу
- та – поставить левую с ударом ногу в позицию и одновременно поднять правую ногу
- та – поставить с ударом правую ногу в позицию.
Ключ начинаем разучивать на четыре такта. Пауза на третьем и четвёртом тактах. Когда дети поймут и выучат в медленном темпе, то можно исполнять ключ без паузы и в более быстром темпе. Можно добавить в исполнение ключа отрыв пятки опорной ноги, что придаст лёгкость исполнению и звучанию дроби.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
Открытое занятие. « Использование предметов в восточном танце».
Открытое занятие.Тема: « Использование предметов в восточном танце».Ход занятия:Организационный момент.Определение темы и цели занятия: Демонстрация навыков танца с предметами....
План – конспект открытого занятия по теме «Разучивание ирландского танца».
Занятие по разучиванию ирландского танца в старшей возрастной группе (8 - 11 классы)....
Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе.
Открытое занятие внеурочной деятельности по русскому языку в рамках "Областной экологической коференции" Основная цель: Формирование экологического сознания учащихся 5 класса в рамках внеурочной...
Разработка открытого занятия по хореографии «Кружево русского танца»
Народное искусство в настоящее время превратилось в массовую форму самодеятельного творчества. Тысячи танцевальных коллективов успешно демонстрируют искусство танца России и других народов.Народ...
Разработка занятия по хореографии "Кружево русского танца"
Наиболее распространенным и древним видом танцевального искусства является народный танец. Он столь же разнообразен, сколь различны по своему укладу жизнь и культура породившего его народа.Народное ис...
Методическая разработка открытого занятия Тема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»
Методическая разработка открытого занятияТема: «Основные элементы бурятского танца «Ёхор»...