Методический семинар Использование технологии интерактивного обучения, ИКТ на уроках истории и обществознания
методическая разработка по теме

Фёдоров Сергей Леонидович

  Инновационным направлением моей деятельности является использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания. Также усердно работаю над использованием  технологии интерактивного обучения в преподавании обществоведческих дисциплин. Эту тему, я считаю наиболее важной в своей практике, т. к.  есть  результативность  выпускников.  Многие выпускники показали хорошие результаты на ЕГЭ по истории и обществознанию, выпускники   профильной группы поступают  в ВУЗы гуманитарного направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К методическому семинару

2 слайд

Использование технологии интерактивного обучения,

ИКТ на уроках истории и обществознания

Фёдоров Сергей Леонидович – учитель истории и обществознания  

   За годы своей практики я  занимался изучением  и внедрением следующих тем: исследовательский метод в преподавании обществоведческих дисциплин (с 1995 по 2000 год), военно – патриотическое воспитание (с 2000 года по настоящее время во внеклассной работе), в данное время с 2006 года  усердно работаю над использованием  технологии интерактивного обучения в преподавании обществоведческих дисциплин. Другим инновационным направлением моей деятельности является использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания.

 Актуальность темы

    Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении целей.  

  Прогрессивные изменения коснулись естественного процесса образования.

  На основании образовательных стандартов РФ цель образования – подготовка разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. В законе об образовании говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Учителя должны формировать гражданина РФ, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующего в современной системе ценностей нашего общества.

    Программа образования помогает воспитывать личностей с развитыми познавательными способностями, легко адаптирующихся к потребностям современной жизни.

  Задача, стоящая перед педагогами – готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям происходящим в мире, влияет на происходящее социальное перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за своё самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.

  Анализ собеседования, анкетирования в процессе обучения учащихся показал, что у них:

  • Низкий познавательный уровень;
  • Низкая активность в изучении;
  • Недостаточно развиты мыслительные способности;
  • Не могут чётко оформить свою мысль;
  • Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями.

  С другой стороны, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведёт приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь, правильно мыслить, правильно действовать. В таких условиях на первый план выходят воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию  в жизненных обстоятельствах  и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.

  Поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели. В образовании одним из таких технологий является интерактивное  обучение.

   Главной отличительной чертой технологии интерактивного обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнёра помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

  Многие основные инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это взаимный, «act» -действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, с компьютером) или кем – либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

  Одна из целей интерактивного обучения – это создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

  Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. В ходе диалогов учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, принимать взвешенные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Что я хочу от учеников, какие цели я преследую?

3 слайд

Цель образовательная:
-  усвоение основ исторической, обществоведческих наук.
Цель воспитательная:
-
формирование патриотизма, гражданского самосознания.
- способствовать созданию условий для развития
качества патриотов (готовых защищать свою Родину, воспитание на примерах мужества и героизма нашего народа на уроках истории);
     -
гуманистов (относящихся к другому прежде всего, как к человеку);
     -
мыслителей (способных на обдумывание и ответственные действия);
     -
людей нравственных и культурных (десять заповедей звучат всё ещё актуально);
Цель развивающая:
-  
совершенствование умений и навыков


 Для достижения  этих  целей  помогает мне  применение  технологии интерактивного  обучения и ИКТ

4 слайд

  Над темой «Использование технологии интерактивного обучения  на уроках истории и обществознания» работаю с 2006 года.  Эту тему, я считаю наиболее важной в своей практике, т. к.  есть  результативность  выпускников.  Многие выпускники показали хорошие результаты на ЕГЭ по истории и обществознанию, выпускники   профильной группы поступают  в ВУЗы гуманитарного направления.

 5-6 слайды

  Мои выпускники:

 1. Домбровская Олеся – в 2007 г. поступила в Санкт – Петербургский институт им. А.И. Герцена. Факультет культурологии.  Учитель истории и права.

 2. Сэротэтто Саване – в 2007 г. поступила в Санкт – Петербургский институт  им. А.И. Герцена. Факультет культурологии. Учитель истории и права.

  3. Никурова Алла – в 2007 г. поступила в Санкт – Петербургский  институт им. А.И. Герцена. Факультет культурологии. Учитель истории и права.

  4. Пырирко Дарья – в 2007 г. поступила в Санкт – Петербургский институт  им. А.И. Герцена. Факультет культурологии. Учитель истории и права.

  5. Алачева Алёна – в 2007 г. поступила в Санкт – Петербургский институт  им. А.И. Герцена. Факультет юриспруденции.  

  6. Сэротэтто Маша – в 2007 г. поступила в филиал Тюменского Государственного Университета  г. Салехарда по специальности «Юриспруденция».

  7. Лаптандер  Вера – в 2007 г. поступила в Салехардский зооветеринарный техникум по специальности «Юриспруденция».

  8. Кечимова  Надежда – в 2009 г. поступила в Челябинский государственный институт по специальности «Юриспруденция».

  9. Окотетто Кирилл, Селезнёва Галина – в 2011 г. поступили в Тюменский государственный институт по специальности «Управление персоналом».

  10. Пурунгуй Вера – в 2011 г. поступила в Салехардский многопрофильный колледж по специальности  «Юрист» и т. д.  Пурунгуй Маргарита  -  в 2011 г. поступила  в ТГУ на бакалавра;

11. Вьшкина Ирина – в 2011 году поступила в ТГУ  (направление  работы в полиции).  И т.д.

Данные ученики хорошо сдали ЕГЭ по истории и обществознанию.

     Побывав на курсах  повышения квалификации в г. Салехарде  в 2006 г. по теме «Профильное и предпрофильное обучение» я ещё раз убедился в правильности моего выбора интерактивной технологии обучения.  Основанием правильности моего выбора считаю то, что учителю следует находить такие методы преподавания и учебные программы, чтобы они могли быть усвоены учащимися.

7 слайд

  Технологии интерактивного обучения направлены на обновление и совершенствование  профессиональной компетенции учителя в области дидактики и методики преподавания предметов. Проведение занятий при помощи интерактивных методов с учащимися обеспечивают при оптимальном ее применении высокоэффективное достижение поставленных целей.

8 слайд

Цель:
- Способствование  раскрытию творческого начала в мышлении и поведении учеников при равенстве в общении и доверии учеников к своему учителю;

9 слайд

  При  разработке и планировании занятий с использованием интерактивного обучения, использую процессуальные ожидаемые результаты:
Такие глаголы, как:
- Узнать (рассмотреть, познакомиться, расширить представления, закрепить, назвать причины, обобщить, изучить);
-
Анализировать (участвовать в дискуссии, уметь отстаивать своё мнение, высказывать свою точку зрения, определять круг проблем, обсуждать, принимать участие);
-
Понять (уважать, устанавливать коммуникацию, обсуждать, сформировать, выработать, задуматься, осознавать, увидеть, занять позицию, признавать право)

  Ожидаемые результаты соответствуют трём основным компонентам -  знания, умения и навыки, ценности и отношение.

10 слайд

     С 2006 года  и по настоящее время работаю над созданием интерактивного элективного курса «Право на каждый день», в котором содержание занятий направлены на формирование базовых знаний, умений и навыков ученика на основе использования нешаблонных, оригинальных (прежде всего игрового характера) методических приёмов обучения и воспитания.

   Перед созданием программы я поставил следующую цель:

- создать такой курс, чтобы учащиеся могли в полной мере заинтересоваться такими предметами, как история и обществознание;

  Для реализации этой цели выдвинул следующие задачи:

-  познакомиться с теоретическим сопровождением данной проблемы;

- создать программу интерактивного курса;

- разработать содержание уроков к этой программе и методические рекомендации к этим урокам;

   Изучение, обобщение и внедрение наработок по данной теме, планировал осуществить в течение 5 лет с 2006 - по 2011 гг.

  1. Диагностический этап: с 2006 по 2007 гг. вёл диагностическую работу. Методами работы стояли следующие задачи: выявление причин затруднений, изучение социума, социологические опросы, изучение технологии интерактивного обучения.  На основании своих теоретических знаний в этой области и анализа затруднений, противоречия и чёткого представления данной проблемы, я разработал программу элективного курса «Право на каждый день» для 9-11 классов.
  2. Прогностический этап: сентябрь 2007 г. по май 2008 года. На этом этапе  апробировал программу в предпрофильных и профильных классах. Занятия разрабатывал на основе активных и интерактивных методов и форм. Использовал групповую работу, мозговой штурм и т.д.
  3. Организационный и практический этап: в настоящее время с 2009 года  веду элективный предмет «Право на каждый день» с учениками старших классов. Создаю разработки уроков, методические рекомендации к ним. Учащиеся принимают участие в создании правовых бюллетеней. Большую помощь оказывает книга «Книга ресурсов» Андрея Наумовича Иоффе – кандидата исторических и педагогических наук.

   Содержание работы направлены на формирование базовых знаний, умений и навыков учеников на основе использования нешаблонных, оригинальных методических приёмов обучения и воспитания, интерактивных методов обучения.

   В этом курсе главной целью является формирование и развитие позитивного правосознания школьников, их правовой культуры, органично сочетающейся с нравственной, экономической, политической, в целом гражданской культурой.

   Задачами являются: обучение учащихся основам правовых знаний, умению применять их в практической жизни – в семье, школе, на улице; оказать учащимся конкретную и эффективную каждодневную правовую помощь.

   На занятиях происходит творческое сотрудничество учителя и учеников; равенство в общении при  условии максимального доверия учеников к своему учителю и друг к другу. На отдельные занятия приглашались: сотрудник полиции посёлка, юрист посёлка, представители администрации школы, которые выступали не только в роли наблюдателей и экспертов, но и включались в работу группы на правах рядовых участников.

  Курс повышает коммуникативные  способности и общественно – правовую активность учащихся школы в целом.

   Доказательством этого является: накопление «банка» наиболее встречающихся конфликтных ситуаций в виде рисунков, видеозаписей; а также высокий процент поступления в ВУЗы выпускников по специальностям «Юриспруденция», «Учитель истории и права», «Управление персоналом».

  Авторством является создание правовых бюллетеней, накопление «банка» наиболее встречающихся конфликтных ситуаций в виде рисунков, видеозаписей, метод конкретных ситуаций.

        http://pravo48.narod.ru/plakat_6.jpg 

      plakat_3

 

11 слайд

  Занятия начинаются с формирования мотивации. Это может быть: «понятийный ряд», «был такой случай», «анекдот», зернистые мысли», «находка археолога», мелодия песни по определённой теме, короткометражные кадры из фильма и т. д.,  далее озвучиваются ожидаемые результаты, идёт основная часть, ставится проблема, идёт обсуждение и заключительная часть: подведение итогов, возвращение к ожидаемым результатам, рефлексия.

12 слайд   Метод конкретных ситуаций

Что подразумевается под методом конкретных ситуаций? При изучении конкретной ситуации, в которые может попасть ученик и анализа конкретного примера учащийся должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить есть ли в ней проблема и в чём её суть. Он должен определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

1 этап: подготовительный;

2 этап: ознакомительный;

3 этап: аналитический;

4 этап: итоговый этап.

  На первом этапе учитель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценариев занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

- пример должен логично продолжать содержание теоретического курса;

- сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться  и испытать чувство успеха;

- содержание должно отражать реальные ситуации, а не выдуманные события и факты;

- учащимся должны быть предоставлены чёткие инструкции работы над конкретной ситуацией.

  На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Учитель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся в определённой области. Учитель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь с содержанием конкретной ситуации, индивидуально или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий.

   Анализ в групповой работе начинается после знакомства учащихся с представленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

- выявление признаков проблемы;

- постановка проблемы требует ясности, чёткости;

- различные способы действия;

- альтернативы и их обоснование;

- анализ  положительных и отрицательных решений;

- первоначальные цели и реальность её воплощения.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости, что позволяет учащимся развивать умение анализировать ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому современному человеку.

   Использование метода конкретных ситуаций позволяет учащимся научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных ситуациях, выделять проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

  Учащиеся проводят аналитическую работу, в ходе которого они узнают и сравнивают несколько вариантов решения одной проблемы. Важным моментом метода является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы: учащиеся умеют анализировать ситуации и вырабатывают самостоятельные решения, что и необходимо каждому современному человеку. Учащиеся могут оперативно мыслить, анализировать ситуации, вырабатывают самостоятельные решения, кратко и чётко излагают свои мысли.

Использование этого метода привели у учащихся к следующим изменениям:

- Повысился познавательный уровень учащихся;

- Повысился активность при изучении и закреплении материала;

- Повысилась мыслительная способность (обоснований своих высказываний);

- Самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;

- Научились отбирать и обобщать необходимые материалы.  

   Познавательная деятельность учащихся, организованная по данной технологии, позволяет ученику последовательно занимать различные коммуникативные позиции: из пассивно слушающего в группе – в понимающего, задающего вопросы, дополняющего, уточняющего работу группы, а далее  - в способного высказать и аргументировать свою точку зрения, понять и принять точку зрения другого, не разрушая свою, способного увидеть пути улучшения или развития любой точки зрения.

Создание условий для реализации творческих возможностей учащихся.

  Сложившаяся система уроков творческого характера, разноуровневая  дифференциация содержания изучаемого материала, разноуровневые задания, частично – поисковый, проблемный, исследовательский метод обучения, групповая форма организации познавательной деятельности – всё это способствует развитию творческих способностей учащихся. Создание ситуации общения, позволяющих каждому проявить инициативу, самостоятельность; оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; вера в способности каждого ученика к развитию; отношения взаимного уважения и сотрудничества – всё это создаёт обстановку для творчества

  Выставка творческих работ в виде рисунков по разным темам истории и права, интерактивные уроки, которые выставлялись на районный конкурс, рефераты, домашние задания творческого характера также создают условия для реализации творческих возможностей ребят. Кроме того, ребята с удовольствием участвуют в ежегодном  общероссийском  конкурсе проектов «Я – гражданин России», в школьных и районных олимпиадах, в конкурсах исследовательских работ, где есть призовые места: «Восток и Запад», «Тайна египетских пирамид», «США и Россия: две народа молодые и свежие».

(творческие работы детей и дипломы прилагаются).

13 слайд

Использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания
  Данная технология служит для меня в качестве вспомогательной. На основе этой технологии получаются интересные уроки, внеклассные мероприятия.

Далее включать последовательно 14, 15, 16 слайды – о технике

17 слайд  

Без ИКТ            учитель                                                          ученик

                - «массовый», загруженный работой          - осваивающий обязательный минимум

                    - Работающий «по накатанной»                -  требующий    мотивацию

                   -  Требующий  постоянной                         -  ощущающий нехватку ресурсов обучения

                     методической поддержки                         -  низкая ИКТ-компетентность

                   - Теряющий интерес детей к предмету      

                     

Используя ИКТ     учитель                                              ученик

    - «творческий»                                                          -  «продвинутый»

    - Поддержка образовательных инициатив        - Доступность профильного и дополнительного образования

    - Средства создания собственных учебных          - Средства построения индивидуальных    

   материалов                                                                   траекторий обучения

18 слайд

            Задачи:

  1. Обновить и совершенствовать методику проведения уроков на основе внедрения ИКТ;
  2. Развивать благоприятную и мотивирующую на учебу атмосферу, обучать школьников навыкам самоконтроля, развивать творческий потенциал учащихся;
  3. Ориентирование на развитие индивидуальности ученика с помощью привлечения его к созданию электронных продуктов и проектно-исследовательской деятельности на основе ИКТ;
  4. Разрабатывать  программы элективных курсов с внедрением  современных педагогических технологий и средств обучения;
  5. Продолжать работу по освоению и  применению новых ИК-технологий с целью повышения  личной компетентности  и  усовершенствования педагогических форм и методов;
  6. Расширить работу с одаренными и высокомотивированными учащимися;

19 слайд

 Образовательные результаты:

  1. Развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
  2. Выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала;
  3. Формирование навыков исследовательской деятельности;
  4. Формирование общеучебных умений и  компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
  5. Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации

20 слайд  

Движение к поставленной цели:

  1. Программное обеспечение;
  2. Навыки работы с оборудованием;
  3. Целенаправленная работа в Интернете;
  4. Создание собственных продуктов;
  5. Создание продуктов совместно с учениками.

 21 слайд

 

                                                       

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...

Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания.

Реферат "Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....