Мастер - класс
методическая разработка на тему

Гарейшина Зиля Раисовна

Мастер - класс на тему: "Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс.

Тема: Использование интерактивных методов обучения  как средств активизации познавательной деятельности обучающихся

Цель занятия:

               Рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения  как средств активизации познавательной деятельности обучающихся.

План занятия.

  1. Приветственное слово.
  2. Введение в проблему.
  3. Теоретическая часть.
  4. Практическая работа мастер-класса.
  5. Итог занятия.
  6. Рефлексия.

                               Вступительное слово

 Здравствуйте, я учитель русского языка и литературы Гарейшина Зиля Раисовна.

 В сегодняшней нестандартной форме общения как участник я участвую впервые, но   с трепетным чувством вспоминаю 10 клаасс, когда мы были, будучи учениками, членами независимого жюри… 

Около 2 ,5 тысяч  лет назад Конфуций сказал:

     1слайд.   То, что я слышу, я забываю.

         То, что я вижу, я помню.

         То, что я делаю, я понимаю.

Поэтому я вас разделили на группы для того чтобы вы то что услышали не забыли, то что увидели запомнили и то что делали- поняли!

                           

                   

Введение в проблему

Все мы работаем в школе с одной целью: создание условий для повышения качества образовательгого процесса. Среди инновационных педагогических технологий  ведущую роль должны играть творческие методы обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Давайте вспомним и назовём классификации методов обучения по уровню активности обучающихся. Я буду предлагать описание методов, а вы попытаетесь дать определение этим методам.

 2 слайд.  

1.Обучающийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при  применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя )Какой это метод?

 (Пассивный)

3слайд.  

2.Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. Какой это метод? 

(Активный)

 4 слайд.  

3. Обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учитель-ученик, ученик-ученик. 

(Интерактивный)

Какой на ваш взгляд метод обучения самый продуктивный? 

5 слайд.  

Одной из основных методических инноваций в рамках ФГОС являются интерактивные методы обучения, таким образом  необходимо, чтобы учебный процесс происходил путем постоянного действия и взаимодействия всех обучающихся. Именно это положение и является главным в интерактивном обучении. Поэтому и наш мастер класс будет посвящен использованию интерактивных методов обучения
как средств активизации познавательной деятельности обучающихся .

Теоретическая часть.

 В качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки Ирины  Сергеевны Якиманской, автора разработки технологии системы личностноориентированного обучения:

«Школа- это тот социальный институт,

где каждый ребёнок должен раскрыться

как уникальная, неповторимая индивидуальность»

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогает обеспечить интерактивные методики.

6 слайд.  

В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с чем- либо (компьютер),или кем-либо (человеком)

7 слайд.  

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучения содержания. Обучающиеся усваивают все уровни познания (знание, понимание, использование, применение, анализ, синтез, оценка,самооценка)

8 слайд.  

Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умению дискутировать.

 9 слайд.  

       К фронтальным интерактивным методам относятся такие, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Это – обсуждение проблемы в общем кругу: «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Мозговой штурм», «Обучая – учусь».

        Кооперативная или групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для обучающихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать природное стремление каждого человека к общению. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах, «Аквариум», « Дерево решений», «Микрофон».  

        К методам обучения в игре  относятся ролевые игры, «Ключевой момент», «Реклама на телеканале».

        Метод обучения  дискуссии – важный способ познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения, потому что дискуссия – широкое публичное обсуждение спорного вопроса. К этим методам относятся: «Метод ПРЕСС», «Ток-шоу», «Выбери позицию»

   Все эти формы необходимо  и возможно использовать на уроках не только в старшей школе, а и в начальной, т.к. именно начальная школа играет решающую роль в развитии личности.

Использование интерактивных методов в обучении.

Для эффективного использования интерактивных методик, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу

  • Использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту работы с интерактивными методиками;
  • Подбирать для обучающихся такие интерактивные упражнения, которые давали бы им  «ключ» к усвоению темы;
  • Учитывать темп работы каждого ребёнка и его способности;
  • На одном занятии использовать два-три (максимум) интерактивных метода;
  • Сначала стоит  использовать простые интерактивные методы – работа в парах, малых группах, «Мозговой штурм», «Микрофон», а потом более сложные.

  Предлагаю вам описание некоторых  интерактивных технологий.

10 слайд.  

Технология «Незаконченное предложение»

Относится к фронтальной форме работы.

Описание:

Фокусируете внимание обучающихся на проблеме и вызываете  интерес к обсуждаемой теме. Можно использовать такие приемы, как вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание, разминка. Затем предлагаете закончить такое предложение:

Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому ..., желаю ей ....

                                             

Практическая часть.

Уважаемые коллеги,  я хочу предложить вам самим создать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно т.е. другими словами поработать в интерактиве.

Описание:                   Я предлагаю             вам цитату:      11 слайд.  

Учительство — не утраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция.
                                                                                                             Жак Барзэн                  Опираясь на высказывание Жака Барзена ( американский историк культуры), закончите такое предложение:

Я благодарен своей профессии  потому ..., желаю будущему поколению ....

Итак, пожалуйста, кто  представит результат своей работы. А кто ещё?

12 слайд.       Технология «Микрофон»

Относится к групповой форме работы

Описание:                       Предлагается тема или высказывание( ранее  изученная)

Задача: привести аргументы согласия или несогласия с данным высказыванием или задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня ещё не звучал, Даётся время для обсуждения.  Затем при помощи микрофона идёт общение.                                 

13 слайд.  

Пользуясь технологией «микрофон» попытайтесь привести аргументы согласия и несогласия с выражением Сенеки.

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
                                                                           
Сенека

Вы работаете в группе, приводя свои аргументы, затем выбираете лидера, обладающего искусством оратора и он защищает ваши доводы.

         14 слайд                  Технология Синквейн

Описание:

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Как это делать:

Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

 Организационные формы работы с синквейнами

 Самостоятельно при выполнении домашней работы

 Самостоятельно на уроке

В составе малой группы или работы в паре с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме:

 

Экологическая катастрофа-
Разрушающая, огромная,
Убивает, затапливает, уничтожает.
Предотвратим катастрофу и
Защитим Землю!
Беда!

                                                                     Рефлексия

А в качестве рефлексии я предлагаю вам смоделировать технологию «Сиквейн» на тему:

Ах , как прекрасно -  методы эти знать!

 Название (обычно уществительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
(пример)

Методы интерактивные,

Просто необходимые.

Я хочу их применять и всем детям рассказать.

Я не зря здесь побывала,

Много нового узнала!
Презентация работы каждой  группы.

                                                          Итог занятия         15-16 слайд                                              

Вывод: наш маленький опыт показал, что умелое использование форм организации учебного процесса в технологии интерактивного обучения придает большую эффективность, действенность и результативность .

 Но даже такие несложные интерактивные методы  позволяют заинтересовать детей  и формируют потребность в новых открытиях.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...