Рабочая программа элективного курса "Смысловое чтение"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Планирование деятельности для формирования навыков смыслового чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_smyslovoe_chtenie.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
№ | тема урока | кол-во часов | дата | |
план | факт | |||
1 | СЛОВО. Находить пропущенные слова в тексте. Определять однокоренные слова. | |||
2 | ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЧИТАННОГО.Определять значение слов. Создавать текст по одной фразе. Восстанавливать обрывки текста. | |||
3 | МИНИ- ТЕКСТЫ. ЗАГОЛОВОК. Определять главный смысл текста по заголовку. Соотносить заголовок с текстом. | |||
4 | МИНИ- ТЕКСТЫ. ЭПИГРАФ.Раскрывать смысл применения эпиграфа. Подбирать эпиграфы к текстам. Сочинить рассказ по эпиграфу. | |||
5 | ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. СИГНАЛЫ ПРОГНОЗА.Находить слова-сигналы, указывающие на вероятностное продолжение сюжета. Составлять предложения со словами-сигналами. | |||
6 | ПРИНЦИПЫ СМЫСЛОВОГО СЦЕПЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА. Объяснять вид смыслового сцепления. Раскрывать значение примененной связки. | |||
7 | ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ. ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ. Овладеть приемом «диалог с текстом». | |||
8 | ПОСЛОВИЦЫ И БАСНИ. Находить и объяснять главный смысл пословиц и басен. Сочинять историю по пословице. | |||
9 | ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО. Находить и формулировать главную мысль. Выделять иерархию мыслей. | |||
10 | ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ. Составлять вопросы различного типа. | |||
11 | ИГРА «ЗАДАЙ ВОПРОС!» Слушать собеседника, задавать вопросы. | |||
12 | ВООБРАЖЕНИЕ. Описать картину возникающую во время чтения. Подбирать ассоциации к текстам. | |||
13 | ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. СТИХИ. Показать эмоциональное содержание стихов. | |||
14 | ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ. Различать жанры текста. Объяснять деление на абзацы. | |||
15 | ЧТО ТАКОЕ ПЛАН? ВИДЫ ПЛАНОВ. Раскрывать значение плана при работе с текстом. Характеризовать виды планов. | |||
16 | ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА. Составлять простой и сложный планы. Объяснять принципы построения плана. | |||
17 | СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ. ЧТО ТАКОЕ ТЕЗИСЫ? Применение приемов написания тезисов. | |||
18 | НАПИШИ ТЕЗИСЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Составлять простые и сложные тезисы | |||
19 | ПЛАН-ТЕЗИС. Объяснять различие тезисов от простого плана. Написать тезисный план. | |||
20 | ЧТО ТАКОЕ КОНСПЕКТ? ВИДЫ КОНСПЕКТА. Объяснять значение применения конспекта. Характеризовать виды конспектов. | |||
21 | КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ. Выделять главное в тексте. выделять опорные слова. Составлять несложный конспект. | |||
22 | КОНФЕРЕНЦИЯ «КОНСПЕКТИРОВАНИЕ – ЭТО ПРОСТО». Давать оценки различным конспектам. Задавать вопросы по конспекту. | |||
23 | ПЕРЕСКАЗ. ИГРА В СИНОНИМЫ. Подбирать синонимы к слову. Искать синонимическую замену предложения. | |||
24 | ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ В ТЕКСТЕ. Выделять главное и второстепенное содержание в тексте. Объяснять свои действия над текстом. | |||
25 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ГОТОВИМ ПЕРЕСКАЗ. Готовить краткий пересказ. Выделять структурные части пересказа. | |||
26 | ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ. ТАБЛИЦЫ. Знать особенности составления таблиц различных типов. Составлять таблицы на сравнения. | |||
27 | ГРАФИКИ. СХЕМЫ. Объяснять приемы составления графиков и схем. Применять на практике эти приемы. | |||
28 | ДИАГРАММЫ. ВИДЫ ДИАГРАММ. Читать диаграммы. Составлять текст по диаграммам. | |||
29 | КАРТА. ЧТЕНИЕ КАРТЫ. Использовать карту для составления текста. Находить информацию по карте. | |||
30 | ФОТОГРАФИИ И ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА. Раскрывать значение художественных изображений для понимания текста. Составлять рассказы по картинам. | |||
31 | ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ПРАВИЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО У СПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ». РАЗРАБОТКА ЭТАПОВ ПРОЕКТА. Обосновать выбор темы проекта. Систематизировать информацию для проекта. | |||
32-33 | ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. Представлять свой проект. Отвечать на вопросы. Оценивать выступающих, оценивать свою деятельность. | |||
34 | Итоговое занятие. Применять навыки работы с текстом. |
Планируемые результаты:
Ученик научится:
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.
Содержание программы
Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в начальной школе. В 5-6-7 классах обучение строится больше на научно-публицистических текстах, не исключая хужожественные.
Первый раздел посвящен приемам работы так, чтобы научиться вести диалог с текстом. Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации.
Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи между ними, интерпретировать информацию.
Программа содержит следующие разделы.
Раздел 1. Приемы диалога с текстом.
Слово.
Заголовок и эпиграф.
Прогнозирование.
Вопрос к тексту.
Выделение главной мысли.
Воображение.
Раздел 2. Приемы работы с научно-публицистическим текстом.
План.
Тезисы.
Конспект.
Пересказ.
Графическое моделирование структуры текста.
Защита проекта.
Итоговый контроль.
Приемы диалога с текстом.
Слово.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждаю | Согласовано | Рассмотрено |
директор МАОУ СОШ №3 | зам. директора по УВР | на заседании МО |
___________________ | _____________________ | протокол № ______ |
"_____"_______20___ г. | "_____"_______20____ г. | "_____"_______20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса для 7 класса
Основы смыслового чтения и работа с текстом
уровень базовый
количество часов - 34
срок реализации
2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
программы междисциплинарного курса
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»,
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения),
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. М., 2011
Разработчик программы: Мурхусаева Г.М.
учитель русского языка первой квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Смысловое чтение»
Программа элективного курса «Смысловое чтение» «Военная история в русской литературе» на материале произведений об Отечественной войне 1812 г.Для суворовцев 6-го класса...
Рабочая программа междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образоват...
Рецензия на рабочую программу междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Рабочая программа предусмотрена для ведения междисциплинарного курса "Смысловое чтение" в 6 классе. Главная цель курса - изучить приёмы и методы осмысленного чтения. Реализация курса идёт в ...
Рабочая программа элективного курса «Основы грамотного чтения»
Образовательная программа элективного курса «Основы грамотного чтения» по формированию навыков грамотного чтения в рамках основного общего образования разр...
Рабочая программа учебного курса " Смысловое чтение и работа с текстом"(5 кл)
Рабочая программа по Учебному предмету «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного...
Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...