Рабочая программа элективного курса "Смысловое чтение"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Мурхусаева Галина Михайловна

Планирование деятельности для формирования навыков смыслового чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_smyslovoe_chtenie.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

тема урока

кол-во часов

дата

план

факт

1

СЛОВО. Находить пропущенные слова в тексте. Определять однокоренные слова.

2

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОЧИТАННОГО.Определять значение слов. Создавать текст по одной фразе. Восстанавливать обрывки текста.

3

МИНИ- ТЕКСТЫ. ЗАГОЛОВОК. Определять главный смысл текста по заголовку. Соотносить заголовок с текстом.

4

МИНИ- ТЕКСТЫ. ЭПИГРАФ.Раскрывать смысл применения эпиграфа. Подбирать эпиграфы к текстам. Сочинить рассказ по эпиграфу.

5

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. СИГНАЛЫ ПРОГНОЗА.Находить слова-сигналы, указывающие на вероятностное продолжение сюжета. Составлять предложения со словами-сигналами.

6

ПРИНЦИПЫ СМЫСЛОВОГО СЦЕПЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА. Объяснять вид смыслового сцепления. Раскрывать значение примененной связки.

7

ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ. ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ. Овладеть приемом «диалог с текстом».

8

ПОСЛОВИЦЫ И БАСНИ. Находить и объяснять главный смысл пословиц и басен. Сочинять историю по пословице.

9

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО. Находить и формулировать главную мысль. Выделять иерархию мыслей.

10

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ. Составлять вопросы различного типа.

11

ИГРА «ЗАДАЙ ВОПРОС!»  Слушать собеседника, задавать вопросы.

12

ВООБРАЖЕНИЕ. Описать картину возникающую во время чтения. Подбирать ассоциации к текстам.

13

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. СТИХИ. Показать эмоциональное содержание стихов.

14

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С  НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ. Различать жанры текста. Объяснять деление на абзацы.

15

ЧТО ТАКОЕ ПЛАН? ВИДЫ ПЛАНОВ. Раскрывать значение плана при работе с текстом. Характеризовать виды планов.

16

ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА. Составлять простой и сложный планы. Объяснять принципы построения плана.

17

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ. ЧТО ТАКОЕ ТЕЗИСЫ? Применение приемов написания тезисов.

18

НАПИШИ ТЕЗИСЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА. Составлять простые и сложные тезисы

19

ПЛАН-ТЕЗИС. Объяснять различие тезисов от простого плана. Написать тезисный план.

20

ЧТО ТАКОЕ КОНСПЕКТ? ВИДЫ КОНСПЕКТА. Объяснять значение применения конспекта. Характеризовать виды конспектов.

21

КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ. Выделять главное в тексте. выделять опорные слова. Составлять несложный конспект.

22

КОНФЕРЕНЦИЯ «КОНСПЕКТИРОВАНИЕ – ЭТО ПРОСТО». Давать оценки различным конспектам. Задавать вопросы по конспекту.

23

ПЕРЕСКАЗ. ИГРА В СИНОНИМЫ. Подбирать синонимы к слову. Искать синонимическую замену предложения.

24

ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ В ТЕКСТЕ. Выделять главное и второстепенное содержание в тексте. Объяснять свои действия над текстом.

25

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ГОТОВИМ ПЕРЕСКАЗ. Готовить краткий пересказ. Выделять структурные части пересказа.

26

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ. ТАБЛИЦЫ. Знать особенности составления таблиц различных типов. Составлять таблицы на сравнения.

27

ГРАФИКИ. СХЕМЫ. Объяснять приемы составления графиков и схем. Применять на практике эти приемы.

28

ДИАГРАММЫ. ВИДЫ ДИАГРАММ. Читать диаграммы. Составлять текст по диаграммам.

29

КАРТА. ЧТЕНИЕ КАРТЫ. Использовать карту для составления текста. Находить информацию по карте.

30

ФОТОГРАФИИ И ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА. Раскрывать значение художественных изображений для понимания текста. Составлять рассказы по картинам.

31

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ПРАВИЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ – КАК СРЕДСТВО У СПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ». РАЗРАБОТКА ЭТАПОВ ПРОЕКТА. Обосновать выбор темы проекта. Систематизировать информацию для проекта.

32-33

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. Представлять свой проект. Отвечать на вопросы. Оценивать выступающих, оценивать свою деятельность.

34

Итоговое занятие. Применять навыки работы с текстом.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— составлять план, тезис, конспект, схему, таблицу;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.

Содержание программы

Содержание программы составлено с учетом опыта учащихся работы с текстом в начальной школе. В 5-6-7 классах обучение строится больше на научно-публицистических текстах, не исключая хужожественные.

Первый раздел посвящен приемам работы так, чтобы научиться вести диалог с текстом. Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и концептуальной, и подтекстовой, и  фактуальной информации.

Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи между ними, интерпретировать информацию.

Программа содержит следующие разделы.

Раздел 1.  Приемы диалога с текстом.

 Слово.

 Заголовок и эпиграф.

 Прогнозирование.

 Вопрос к тексту.

 Выделение главной мысли.

 Воображение.

Раздел 2.  Приемы работы с научно-публицистическим текстом.

 План.

 Тезисы.

 Конспект.

Пересказ.

Графическое моделирование структуры текста.

Защита проекта.

Итоговый контроль.

Приемы диалога с текстом.

Слово.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Утверждаю

Согласовано

Рассмотрено

директор МАОУ  СОШ №3

зам. директора по УВР

на заседании МО

___________________

_____________________

протокол № ______

"_____"_______20___ г.

"_____"_______20____ г.

"_____"_______20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 элективного курса для 7 класса

Основы смыслового чтения и работа с текстом

уровень базовый  

количество часов - 34

срок реализации

2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе

программы междисциплинарного курса

«Стратегии  смыслового чтения и работа с текстом»,

Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения),

Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования. М., 2011

     

Разработчик программы: Мурхусаева Г.М.

            учитель русского языка первой квалификационной категории  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Смысловое чтение»

Программа элективного курса «Смысловое чтение» «Военная история в русской литературе» на материале произведений об Отечественной войне 1812 г.Для суворовцев 6-го класса...

Рабочая программа междисциплинарного курса "Смысловое чтение"

Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образоват...

Рецензия на рабочую программу междисциплинарного курса "Смысловое чтение"

Рабочая программа предусмотрена для ведения междисциплинарного курса "Смысловое чтение" в 6 классе. Главная цель курса - изучить приёмы и методы осмысленного чтения. Реализация курса идёт в ...

Рабочая программа элективного курса «Основы грамотного чтения»

    Образовательная программа элективного курса «Основы грамотного чтения» по формированию навыков грамотного чтения в рамках   основного общего образования разр...

Рабочая программа учебного курса " Смысловое чтение и работа с текстом"(5 кл)

Рабочая программа по Учебному предмету «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом основного...

Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов

Данный курс ориентирован на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)...