Сатья "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
статья на тему

Брагина Любовь Константиновна

Создание условий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bragina_l.k._statya_mne_nravitsya_eta_statya.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Брагина Л.К., МОУ ИРМО «Пивоваровская СОШ»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  

                                                                     

У каждого учителя существует своя собственная система преподавания, будь она авторской или адаптированной, любая методическая система учителя это некая совокупность взаимосвязанных компонентов. Прежде всего, конечно, это индивидуальный стиль преподавания учителя, который шлифуется его опытом, профессионализмом и, безусловно, его личными качествами. Методическая система учителя является одним из средств развития его профессиональной компетенции. Она включает цели обучения, методы, средства обучения, организационные формы обучения и содержание обучения. Помимо всего этого, очень важную роль играют собственные принципы учителя, которые он вырабатывает за годы своей педагогической деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы создать благоприятные  условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы и средства обучения с учётом личностных особенностей каждого ученика, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у младших школьников интереса к предмету «английский язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы.

Основные принципы современного учителя:

  1. Современность учителя. Общество развивается и учитель обязан развиваться вместе с ним, чтобы быть  интересным своим ученикам, а также суметь пробудить и поддержать мотивацию к своему предмету;
  2. Умение учителя «влюбить» в свой предмет. Учитель обязан сделать всё возможное и невозможное, чтобы «заставить» любить свой предмет. Ученики должны бежать на урок с желанием и без страха.

Сама учебная деятельность – это, по сути, деятельность по преодолению возникающих трудностей. Иначе говоря, учебная деятельность – это совместная работа учителя и ученика, их творчество. И любая учебная деятельность требует немалых усилий, как со стороны учителя, так и со стороны школьников. Поэтому, чтобы учебный процесс был интересным и продуктивным, просто необходимо создать условия для успешного его протекания.

Учитель в первую очередь обязан создать условия для всего комплекса выполнения универсальных учебных действий на уроках английского языка. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Итак, универсальные действия – это в свою очередь процесс самопознания и самоопределения школьником. А процесс самопознания и самоопределения – это же готовность к действию, которая определяет три основы: Надо, Хочу, Могу. Первая основа зависит как от учителя, так и от ученика, вторая основа – это наличие мотивации  ученика, третья – это результат совместной учебной деятельности учителя и ученика. 

Важным для себя я считаю создание мотивации к обучению  учеников, ведь учитель, он же тьютор, направляет детей, а они с его помощью ведут весь учебный процесс. Без мотивации  и интереса ребёнка к предмету английский язык не может быть третьей основы процесса формирования УУД «Могу».

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Успешность в обучении английского языка нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Задача учителя заключается в том, чтобы грамотно использовать мотивы учащихся для достижения высокой успешности по своему предмету. Создание положительной мотивации к изучению английского у младших школьников невозможно без создания благоприятных условий формирования УУД учеников. Например, в процессе урока английского языка формируются, прежде всего, регулятивные УУД – учащиеся вместе со мной  планируют урок, продумывают  задачи, устанавливают связи между целью и ее мотивом – это уже личностные УУД. При этом формируются познавательные УУД – ребята ищут информацию для решения поставленных  задач, предлагают формы проведения урока, обсуждают возможности систематизации полученных знаний. Коммуникативные УУД обеспечивают учет позиции партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие  со сверстниками.         Все четыре      составляющие      универсальных       учебных      действий    связаны    с     мотивом школьников для успешного  партнёрства на уроке.

Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно, поэтому обучение строится с учетом их любимых сфер деятельности:  раскрашивание (при закреплении лексики по теме «Цвета»); рисование (при закреплении животных, школьных предметов и др.);  вырезание из бумаги различных фигур, букв (при изучение алфавита);  разыгрывание сценок и диалогов, игра по ролям, выучивание наизусть стихотворений (для развития автоматизма речевых и творческих способностей);  пение (разучивание английских песен на уроках способствует правильной интонации, отработки произношения, развитию памяти, музыкального слуха, закреплению лексики, речевых образцов, грамматического материала и созданию положительной мотивации).

Метапредметность позволяет промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Ребёнок как бы заново открывает эти понятия, при этом связывает их с уже полученными ранее знаниями. И, через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное им, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. При подготовке молодого поколения к жизни в условиях современного общества особое внимание следует уделять именно развитию мышления, а не репродуктивной способности по воссозданию ограниченного набора определенных знаний. На уроках английского языка непосредственно происходит связь с такими предметами, как математика, русский язык, окружающий мир, рисование, технология, физическая культура, литература, музыка. Эта связь осуществляется главным образом через игры.       В конце урока просто необходимо создать условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он проделал, как он двигался.  Ученик  обращает своё внимание на выполненное действие.  Дети с радостью обсуждают проделанное на уроке, что им понравилось, а что понравилось больше всего.      Всё это в целом создаёт наиболее продуктивный процесс обучения английского языка на уроках в начальной школе, и ребёнок осознаёт третью основу процесса формирования универсальных учебных действий – могу.

Чтобы активизировать познавательную и практическую деятельность учеников на уроке английского языка необходимо использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование коммуникативного деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению английского языка, создаёт положительный эмоциональный настрой урока. Важно  создать благоприятную обстановку на уроке. Необходимо, чтобы ребёнок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в постановке урока. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников является живое активное общение друг с другом и с учителем. Учитель сам должен быть раскован, толерантен, уметь сопереживать и восхищаться. Важно и то, каким голосом произносятся слова, фразы и какое при этом выражение лица. Голос учителя, работающего с младшими школьниками, должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица соответствовать тону, который может быть заговорщическим и доверительным, понимающим и располагающим и др. Приемы работы на уроках должны быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрового материала, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание красочных презентаций. Игра – основа обучения детей устному общению в начальной школе. Использование игры как способа обучения устной речи позволяет учителю формулировать такие задачи, в которых есть мотив и цель речевого общения.  При использовании дидактических игр на уроках английского языка, дети находятся в процессе заинтересованного общения друг с другом, учителем, куклами, игрушками, персонажами любимых сказок и мультфильмов.

Комфортность общения на уроках и создание благоприятного климата напрямую зависит от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Маленькому ученику нужна вера в его способности и радость за его успехи. Он нуждается в помощи учителя и его положительной оценке. Исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. Следует помнить, что исправление ошибок нарушает коммуникацию. Устные ответы школьников должны бать в первую очередь, направлены на взаимопонимание с окружающими, а не являться объектом контроля сформированности языковой компетенции.   Главное, чтобы ученик, вступая в общение на языке, не испытывал страха сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Считается, что ошибка – это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией. Их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот, они доказывают, что учебный процесс проходит нормально, ученики принимают в нём активное участие.      

Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?». Язык должен осваиваться осознанно, а сами уроки быть интересными и увлекательными.

Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок для начальной школы.

Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе. Принципы современного урока....

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе

Основы безопасности жизнедеятельности как сегмент формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения .Эта тема отражается в моей статье : Здоровьесбережение на ур...

разработка урока для начальной школы "Christmas. Рождество".

Разработка урока для начальной школы "Рождество". Представлены конспект урока, презентация....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....