Воспитательный потенциал учебного предмета «Физика»
статья по физике

Ольга Валентиновна Баласанова

В докладе описан воспитательный потенциал учебного предмета "Физика" через призму нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательный потенциал у чебного предмета «Физика» Баласанова Ольга Валентиновна, учитель физики МАОУ СОШ №28 г. Балаково

Слайд 2

В педагогическом словаре ВОСПИТАНИЕ — это целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества Виды воспитания ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ

Слайд 3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ патриотического воспитания: проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных­ физиков; 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики; осознание важности морально­этических принципов в деятельности учёного ; 3) эстетического воспитания: восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения , строгости, точности, лаконичности; 4) ценности научного познания: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира , основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры; развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности; 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека ; 6) трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности , требующих в том числе и физических знаний; интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой ; 7) экологического воспитания: ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения ; 8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность; потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях; осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики ; планирование своего развития в приобретении новых физических знаний; стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики , в том числе с использованием физических знаний; оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

Слайд 4

Раскрыть воспитательный потенциал учебного предмета «Физика» можно через:

Слайд 5

патриотического воспитания: проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных­ физиков; 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики; осознание важности морально­этических принципов в деятельности учёного ; 3) эстетического воспитания: восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения , строгости, точности, лаконичности; Акцент на биографии ученых; исторические факты об открытиях; взаимодействии ученых между собой; хронологию открытий Выполнение текстовых заданий П роведение игры « Квиз , плиз» об ученых (например, последний урок четверти или мероприятие в каникулярное время) Просмотр архивных видеоматериалов Э лективные или факультативные курсы (по наличию времени) Сухая наука обретает лицо

Слайд 6

4 ) воспитание ценности научного познания: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира , основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры; развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности; Мир вокруг нас – это НЕ МАГИЯ! (с учетом современных реалий, трендов на отклонение в понимании мироздания, толерантности к их наличию и приверженности) Инструменты педагога: Эксперимент Исследовательская и проектная деятельность Привлечение к научно-познавательному контенту в соцсетях Дифференцированное обучение (склонные и несклонные к изучению предмета, « олимпиадники », будущие научные деятели и инженеры-изобретатели) Авторитет (не авторитарность) самого педагога

Слайд 7

5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека ; 6) трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности , требующих в том числе и физических знаний; интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой ; 7) экологического воспитания: ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения ; Культура и эмоциональное благополучие на примере аварии на Фукусиме-2 в Японии (японцы и немцы) « Фукусима : САМАЯ СТРАШНАЯ ЯДЕРНАЯ КАТАСТРОФА 21 века» ( ютуб - канал GEO) Ч еловек + Технологии Культура потребления

Слайд 8

8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность; потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях; осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики ; планирование своего развития в приобретении новых физических знаний; стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики , в том числе с использованием физических знаний; оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий. Ранняя профориентация: Школа + ВУЗ, СУЗ + Предприятие Участие во Всероссийских проектах и движениях «Первые», «Большая перемена», «Знаешь? Научи», «Россия – страна возможностей» и другие Школьные экскурсии на научные выставки, на производство и т.д. Олимпиадное движение Привлечение учащихся к участию в профессиональных чемпионатах для школьников Не боятся использовать современные тренды: Разнообразные способы создания научно-популярного, развивающего и образовательного контента совместно с учениками Видео с домашним экспериментом (оговорить критерии) Мемы на различные физические явления, законы, открытия и т.д. Научные стримы и подкасты в качестве внеурочной деятельности Вывести учащихся за территорию школы

Слайд 9

Пример странички в ВК « Росатом . Инженерные компетенции», которую ведет Копоративная Академия Росатома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Воспитательный потенциал учебного предмета « История и культура Санкт – Петербурга»

Научная статья посвящена проблеме нравственного воспитания в современном обществе....

Воспитательный потенциал учебного предмета «Литература»

Выступление на муниципальном методическом центре по проблемам преподавания русского языка и литературы....

Воспитательный потенциал учебной дисциплины «Математика» как условие конструктивного развития личности

Может ли математика воспитать разносторонне развитую личность? Заставить правильно излагать? Думать? Стать творцом своей судьбы?На эти вопросы Вы получите ответы, ознакомившись с данной статьей...

Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин как основа достижения обучающимися личных образовательных результатов

Татьяна Александровна РизоеваСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня Реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных дисциплин ка...