Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла
статья на тему
Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_usloviyah_sovremennogo_mira.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»
Лемудкина Наталья Владимировна, МОУ Гимназия №4, учитель русского языка и литературы, Нижегородская область.
В условиях современного мира, когда объем информации постоянно увеличивается, активно внедряются информационные технологии, возможности восприятия и обработки нужной информации резко снижаются. Это происходит и при усвоении школьной программы. Объемная информация предметов гуманитарного цикла чаще всего воспринимается учениками отрывочно, поверхностно, и поэтому требует нового подхода к методике преподавания.
Выходом из данной ситуации может стать, интеграция предметов гуманитарного цикла.
Цель интегрированных уроков – приобретение целостной системы знаний и ценностей, более глубокое проникновение в определенную культурную эпоху, постижение ее картины мира. Связь различных предметов благотворно действует на психологическое состояние учеников, раскрепощает их, развивает творческие способности, повышает интерес к предметам гуманитарного цикла.
Для гуманитарного образования очень важно, чтобы ученик не просто освоил школьную программу, но и научился выстраивать свои отношения с окружающим его миром, культурой. Поэтому предмет «Мировая художественная культура» должен рассматриваться сегодня не как факультативный, а как обязательный предмет для всех обучающихся среднего и старшего звена. Изучение данного предмета происходит более результативно, если учебный процесс осуществлять в системе интеграции МХК и литературы.
Предмет «Мировая художественная культура» по своей природе интегративный, так как материал изучения – культура во всех ее проявлениях: развитие и взаимосвязь различных видов искусства. В процессе исторического развития культуры особо можно выделить роль художественной литературы.
На данный момент серьезной проблемой для интеграции литературы и МХК является методическая основа. Комплексный подход к гуманитарному образованию обучающихся в системе интеграции предметов «Литература» и «МХК» возможен, если в программах по данным предметам заложены возможности такой интеграции.
Для решения этой проблемы следует использовать программы по литературе и МХК, наиболее близкие не только по содержанию, но и в методике: только в этом случае возможен двусторонний диалог.
В нашей Гимназии в процессе организации интегрированных уроков МХК и литературы эффективно работают программы по МХК и литературе, созданные на «родственной» методической основе коллективом авторов под редакцией В.Г. Маранцмана.
Цель данного курса - представить Мировую художественную культуру в виде открытой проблемы, динамично развивающейся структуры.
Эффективная реализация курса строится на концепции (В.Г. Маранцмана) поэтапного воздействия на сферы восприятия обучающихся. То есть мы обращаемся к эмоциям, к воображению, осознанию художественной формы и к осознанию смысла. Таким образом, развивается не только логическое, но и образное мышление. Также данный курс дает возможность сопоставления произведений разный видов искусства, одно из которых является интерпретацией другого. Сотворческий характер интегрированной деятельности учителя и учащихся на уроке, предполагает активизацию проблемно – поисковой деятельности обеих сторон, совместное и взаимосвязанное решение любой учебной проблемы.
В нашем курсе МХК (5-11 классы) основное место занимает литература, но произведения рассматриваются, как часть развития культуры и сопоставляются с другими видами искусства. Например, в 5 классе тема «Преображение людей и животных» рассматривается на примере древнегреческих мифов, баснях Эзопа, Крылова, а также сказках А.С Пушкина.В 7 классе тема «Муки и радости любви» раскрывается на примерах стихотворений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, скульптурной и музыкальной интерпретации на произведение У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
В 9 классе курс литературы и МХК выстроен параллельно – от Древней Греции до середины 19 века. В таблице приведен пример соотношения некоторых уроков литературы и МХК в 9 классе:
Литература | МХК |
Человек и мир в античной культуре. | Древнегреческий театр. Язык театра |
Эсхил «Прикованный Прометей». Утверждение в трагедии духовной силы Прометея. | Рождение трагедии. Античный миф как содержание трагедии. |
Классицизм как литературное направление. Творчество Ж.-Б. Мольера. | Классицизм как художественное направление. Традиции Возрождения в искусстве классицизма. |
Мольер «Мещанин во дворянстве». Проблематика и герои пьесы | Заочная прогулка по Версалю. Особенности архитектуры. |
Смысл и образы комедии | Н. Пуссен – основоположник классицизма в живописи |
Бессмертие мольеровских персонажей. Образ Журдена. | Становление музыки как самостоятельного искусства. ( Бах, Моцарт, Гайдн) |
Романтизм как литературное направление. Дж.Г. Байрон. Мотивы разочарования и одиночества в лирике. | Романтизм в европейской литературе, музыке. |
Сюжет и композиция поэмы «Паломничество Чайлд-Гарольда» | Романтизм в европейской живописи. |
В.А. Жуковский. Жанр элегии «Вечер» «Море» | Романтизм в русской живописи и музыке. |
Такая система уроков позволяет ученикам прочитать, обсудить произведение, и «погрузиться» в эпоху его создания, сопоставить литературное произведение с другими видами искусства, созданными в данный период. Таким образом, ученикам легче осмыслить, какие черты эпохи, настроения легли в основу произведения. Сопоставить процессы художественной культуры, произведения разных видов искусств.
Практика работы по данному курсу за 2 года показала плодотворность интеграции. Интерес учеников к предметам гуманитарного цикла вырос, развиваются творческие способности обучающихся, программный материал усваивается лучше, о чем говорит повышение качества знаний в классах. Ученики занимают призовые места в районных, всероссийских олимпиадах по литературе и МХК, с удовольствием участвуют в различных творческих конкурсах («Юный сочинитель», «Мир глазами художника»).
Таким образом, развитие интереса к гуманитарным дисциплинам через
создание интегрированных программ сегодня необходимо. Этот процесс особенно важен для уроков литературы и МХК, которые могут через процесс интеграции реализовать свой глубокий эстетический и нравственный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных и интерактивных методик преподавания предметов гуманитарного цикла как эффективное средство повышения качества современного образования
Презентация об использовании активных и интерактивных методик при изучении предметов гуманитарного цикла...
«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »
рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...
Роль интерактивного оборудования в преподавании предметов гуманитарного цикла
ИспользованиеИКТ на уроках казахского языка и казахской литературыКабдыева Асель Бахыткириевна учитель казахского языка и литературы...
Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования
Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...
"Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла"
Цель интегрированного преподавания - научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём....
Проект Интегрированный подход в преподавании предметов естественно-гуманитарного цикла как средство развития метапредметных умений
Проект по интеграции предметов...
Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла
Обобщение опыта по теме "Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла"...