Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла
статья (10, 11 класс)

Углова Елена Владимировна

Обобщение опыта по теме "Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

            Обобщение опыта педагогической работы

Тема

«Интегративный подход при  изучении предметов гуманитарного цикла в старших классах»

учитель русского языка и литературы

Углова Елена Владимировна

1 квалификационная категория

План

  1. Условия формирования опыта
  2. Теоретическая база опыта
  1. Цель опыта
  2. Задачи
  3. Актуальность опыта
  4. Перспективность опыта
  5. Новизна опыта
  6. Адресность опыта
  7. Трудоёмкость
  1. Технология опыта
  2. Результативность опыта
  3. Список литературы
  4. Приложения

  1. Технологическая карта интегрированного урока-размышления «Ради чего живём?» (литература и обществознание)
  2. Конспект интегрированного урока-размышления «Ради чего живём?»
  3. Конспект факультативного занятия «Война и дети» (интеграция с Международным гуманитарным правом)
  4. Технологическая карта интегрированного урока «Защитники Брестской крепости» ( литература и история)
  5. Конспект интегрированного урока «Лермонтов и Байрон» (литература и иностранный язык)
  6. Карточки с заданиями
  7. Конспект урока – путешествия   «Нормы литературного язык

  1. Теоретическая база опыта

Основателем интегрированного обучения считается американский ученый и педагог Д. Дьюи. Именно он в начале XXвека разработал эту программу.

       Взаимосвязь между учебными предметами подчёркивали многие педагоги-психологи. Так, К.Д. Ушинский и Я.А. Коменскийотмечали, что преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на теоретические сведения других предметов способствуют формированию  целостной картины мира в сознании ученика.  Развитие общих для разных предметов идей, поиск взаимосвязи  и взаимозависимости явлений необходимы для «создания истинной системы знаний и правильного миропонимания». К.Д. Ушинский считал, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь».Имеет глубокий смысл, на мой взгляд, высказывание М. Твена: «Я никогда не позволю, чтобы обучение препятствовало моему образованию». Действительно, не только знания и умения, но и личностная культура, ценностные ориентиры – обязательные результаты образования.

    На сегодняшний день многие учёные-психологи утверждают: освоение современных технологий невозможно людьми с «монологическим типом мышления». По мнению И.П. Яковлева,  интеграция -  ведущая тенденция развития общества, науки и образования, Учёный подчёркивает важность создания оптимальных условий для протекания интеграционных процессов в образовании и указывает на «необходимость их теоретического анализа»  А.П. Беляева отмечает, что интеграция, создавая условия для формирования творческой личности,служит средством повышения эффективности и сокращения сроков овладения основами профессионального мастерства.

Рассмотрим несколько  определений понятия «интеграция».

 В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития.

     В словаре иностранных слов А.Н. Чудинова находим следующее толкование этого понятия. «Соединение в одно целое того, что раньше существовало в рассеянном виде, вслед за чем наступает дифференциация, т. е. постепенное увеличение различия между первоначально однородными

частями. Из интеграции, сопровождаемой дифференциациею слагается, по Спенсеру, процесс эволюции.»

    «Интеграция – система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром» (О.Г. Гилязова).

    На мой взгляд, наиболее точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С.В., Лакоценина Т.Т  «Анализ современного урока» «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

     Различают  несколько видов интеграции.

  • Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов.  В практике применяется метод моделирования через создание обобщающих схем, таблиц, опорных конспектов. Учащиеся учатся выделять главное, существенное, что способствует осознанному усвоению изучаемого материала, позволяет охватить целые темы курса, помогает сформировать целостный взгляд на изучаемый объект.
  • Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов  двух и более дисциплин. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к формированию целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания.
  • Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Формы интегрирования:

  • Интегрированный курс, объединяющий многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами общеобразовательного учреждения.
  • Интегрированный урок - наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый предметный материал тут же находит практическое применение при изучении других предметов.
  • Интегрированный фрагмент урока - использование интеграции не на всем уроке, а только на каком-либо этапе

Интегрированный урок можно характеризовать по следующим признакам:

  • наличие общих для учебных дисциплин объектов, проблем, методов  изучения;
  • интегрированный подход к отбору содержания образования;
  • выбор адекватной, часто нестандартной,  формы проведения урока, обеспечивающей развитие разных сфер личности школьников.

   Наиболее значимые  цели интегрированных уроков:

  • формирование у учащихся мировоззренческих понятий об окружающем мире,
  • формирование целостного представления об изучаемом объекте.

Опыт моей работы позволяет мне сделать следующие выводы:

  • интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных занятий;
  • необходимо повышать уровень учебной мотивации учащихся;
  • хорошо организованный урок должен быть информационно насыщенным;
  • ученик должен принимать активное участие в процессе овладения  знаниями, для этого используется проблемное изложение материала, техника «мозговой штурм», исследовательская деятельность учащихся;
  • необходимо видоизменять отношения участников образовательного процесса с транслирующих (передаточных) на диалоговые, связанные с умениями отобрать информацию, осмыслить и интерпретировать её;
  • задания подбираются с учётом возможностей учащихся (профиля класса, стремлений ребят, их работоспособности).

Ещё  Ж.-Ж. Руссо утверждал, что « скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому». Следовательно, чтобы у подростка появилось желание хорошо учиться, нужны интересные по форме и содержанию уроки.

  1. Цель опыта

 Формирование целостного мировоззрения старшеклассников через организацию интегрированных уроков.

  1. Задачи
  • Выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующей литературы.
  • Разработка конспектов уроков, позволяющих решить проблему формирования целостного миропонимания учащихся старших классов.

Гипотеза

Интеграция предметов гуманитарного цикла — необходимое условие современного учебного процесса.

  1. Актуальность.

Со времени образования классно-урочной системы школьная среда обучения претерпела значительные изменения.С введением стандартов  второго поколения изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые подходы к подаче учебного материала  посредством не  отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.При традиционных методах ведения урока главным носителем  информации выступает учитель, который требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Сейчас же создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.

На мой взгляд, проведение интегрированных уроков в старших классах является необходимостью: подросток решает интеллектуальные задачи эффективнее и быстрее, чем ребёнок младшего возраста, именно в этом возрасте обучающиеся способны абстрагировать понятия от действительности, формулировать и анализировать различные гипотезы.

Учащийся сейчас должен понять, что учение – это не просто усвоение знаний, а изменение его внутреннего когнитивного опыта. А это возможно, на мой взгляд, лишь в том случае, когда любая проблема  исследована глубоко и всесторонне, а ученик стал автором образовательной деятельности, активным, ответственным, творческим. Изучение различных  мнений, позиций, практик приводит к формированию целостного представления старшеклассников  о мире.

Не каждый обучающийся способен плодотворно  работать в традиционном  режиме.

Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы, который в свою очередь влияет и на успеваемость. Так И.С.  Кон в книге «Психология старшеклассника» пишет, что обучающиеся с «инертной нервной системой» в условиях перегрузки учебными занятиями учатся хуже, тех, кто обладает «подвижным типом нервной системы» При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. При интегрированном обучении привычные педагогические задачи (обучающая, развивающая, воспитательная) сочетаются  с:

  • конкретно-познавательными  (сравните…, проанализируйте…);
  • коммуникативно-развивающими (представьте и убедительно обоснуйте свою позицию ..., сделайте вывод);
  • социально-ориентационными(соотнесите изучаемый материал с социально значимыми явлениями в жизни страны)

Следует также отметить, что развитие интеллекта тесным образом связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а создание чего-то нового. Важнейшая интеллектуальная компонент творчества, как отмечал И.С. Кон – «преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот  же вопрос может быть множество равноценных ответов».

Таким образом,   использование нетрадиционные методов и форм  организации обучения, в том числе интегративных, в старших классах  способствует  целостному восприятию мира подростком, повышает его интерес к учебному процессу.

  1. Перспективность опыта

Межпредметные связи, являясь важным средством формирования мировоззрения обучающихся, способствуют  прочности усвоения  знаний, расширяют кругозор школьников, содействуют воспитанию у них устойчивых познавательных интересов (ушаков)

Обращение к проблеме интегративного подхода при изучении предметов гуманитарного цикла показало, что на сегодняшний день разработано недостаточное количество программ, реализующих данное направление. На мой взгляд, работа по созданию интегрированного  факультативного  курса  была бы интересна педагогам школы, полезна учащимся.

  1. Новизна опыта.

В ходе работы над данной темой проводилась следующая работа:

  • изучение связи русского языка и литературы с самыми разными школьными предметами;
  • анализ образовательных программ курсов;
  • анкетирование старшеклассников с целью выявления приоритетных направлений для интеграции.

          Новизна данного опыта заключается в расширении образовательной области предметов, создании условий для социального самоопределения личности.

          С целью активизации личностного самоопределения обучающихся во время подготовки к   интегрированному занятию старшеклассникам предоставляется возможность проявить творческую активность, инициативность, самостоятельность.

          Анализ достигнутых на уроке результатов может производиться различными способами: путём коллективного обсуждения, анкетирования, ответа на творческий вопрос.

  1. Трудоёмкость.

Обращение к проблеме интегративного подхода в изучении предметов гуманитарного цикла показало, что на сегодняшний день в  школах есть некоторые трудности, связанные с организацией интегрированных уроков:

  1. не всегда имеется  возможность проведения таких уроков

 (несовпадение учебного плана учителей,  проблемы с расписанием, психологическая несовместимость педагогов);

  1. незнание, например, учителем литературы того иностранного языка, который изучается в классе;
  2. неумение педагогов работать в сотрудничестве;
  3. процесс подготовки к интегрированным урокам представляет собой сложный процесс: от поиска межпредметных связей  до обдумывания формы  рефлексии учащихся.

  1. Технология    опыта.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

          Как было отмечено выше, различают три вида интеграции. В практике  работы осуществляю  интеграцию как   внутри отдельных учебных предметов (внутрипредметная), так и между отдельными учебными дисциплинами (межпредметная).

Внутрипредметная интеграция способствует систематизации знаний учащихся. Так, например, при изучении темы «Роль языка в жизни общества» необходимо коснуться следующих  вопросов лингвистики:

  • происхождение языка;
  • функции языка;
  • связь языка и мышления.

Пониманию того, что литературный язык – богатство русского народа, в значительной степени  поспособствует восстановление в памяти учащихся знаний, полученных на уроках истории.

      При изучении, например,  темы «Правописание н – нн в причастиях» обязательно вспоминаем изученный материал по теме «Правописание суффиксов имён прилагательных».

       Сочинения на лингвистическую тему (они могут быть разными по стилю и жанрам) – ещё один пример углубления внутрипредметных связей.

     Достаточно широко применяю  межпредментые связи на определённых этапах занятий.

На уроках русского языка в качестве дидактического материала использую примеры из области других наук.  Упражнения, построенные на использовании фактов из различных школьных дисциплин, активизируют внимание учащихся, вносят в урок элемент занимательности.  Развитию лингвистического мышления обучающихся способствует привлечение некоторых фактов иностранных языков.  Широкие возможности для этого открывает изучение лексики, так как в словарном составе русского языка  содержится большое количество заимствованных слов.

          Невозможно представить уроки  русского языка и литературы без каких-либо сведений из истории. Это могут быть этимологические справки при работе над значением и правописанием отдельных слов, различные историко-лингвистические комментарии.

          Интегрированный урок – особый тип урока. Он предполагает обучение одновременно по нескольким дисциплинам.

       При подготовке к таким урокам акцентирую внимание на  сочетании различных форм работы (фронтальных, групповых, индивидуальных) и методов  (эвристическая беседа, метод проблемного изложения материала, исследовательский, модульный), что позволяет учащимся разрешать поставленные задачи, обосновывать самостоятельно сделанные выводы.  Большое внимание уделяю приёмам, направленным на развитие творческой активности личности: проблемное обучение, технологии критического мышления, системно-деятельностного подхода.

 Уроки с использованием мультимедийной установки помогают мне не только расширить базовые знания учащихся по предмету, но и сформировать у них навыки  самостоятельной научно-исследовательской работы.

          Уроки изучения нового материала не должны быть скучными и запутанными, интерес к изучаемому явлению должен начинаться с этапа восприятия. Учителю целесообразно применять всевозможные приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся: придавать изложению материала проблемный характер, использовать яркие примеры, факты, обсуждать их с учениками. Всё это позволяет удерживать работоспособность учеников долгое время. Невозможно изучение новой темы без   анализа усвоения уже пройденного материала.

          На уроках закрепления новых знаний целесообразны частично-поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, можно провести урок в форме семинара, конференции, «круглого стола». Такие формы работы имеют большие возможности для реализации интеллектуального и социально-личностного потенциала учащегося….

          На уроках систематизации знаний важно научить ребят самостоятельно работать с разными источниками информации. На таких уроках могут широко использоваться групповая, парная, индивидуальная формы взаимодействия учащихся.

Этапы разработки и подготовки интегрированных уроков:

  • изучение и согласование учебных программ по предметам; рассмотрение интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по предметам, выбор темы и цели с межпредметным содержанием урока. Учебные программы необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем; обсудить и сформулировать общие понятия; согласовать время их изучения. Главная задача – обозначить цель будущего интегрированного урока.
  • выбор формы интегрированного урока, составление плана урока, определение методов контроля и средств обучения. Особое внимание уделяется взаимодействию  содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока. При составлении конспекта следует четко распределить количество времени, необходимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Каждый учитель готовит свою часть урока с учетом выделенного времени, а затем весь собранный материал объединяют в единое целое.
  • организация интегрированного урока: расположение необходимого оборудования; продумать формы организации практической работы учащихся; приготовление раздаточного и рабочего материала.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм  обучения, который обеспечивается глубоким и всестороннем анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания  и уважения.

  1. Результативность опыта.

 Использование интегративного  подхода  в организации урочной и внеурочной деятельности даёт устойчивые положительные результаты: повышается интерес обучающихся к предмету, развивается их самостоятельность, снижается степень утомляемости и нагрузки  на уроке.

Интегрированный урок вовлекает учителей – предметников в плодотворную и увлекательную совместную работу. Нестандартная форма проведения уроков дает возможность для  самореализации и  самовыражения творчества учителя.

Позитивные результаты учебной деятельности школьников имеют выход на стабильные положительные результаты:

  1. 100 % успеваемость по предметам
  2. по годовым оценкам наблюдается положительная динамика по годам: 9класс – 58%, 10  класс – 62% , 11 класс – 68%(2013 – 2015 г.г.; русский язык); 9класс – 67%, 10 класс – 75%, 11 класс – 75% (литература).
  3. Качество сдачи экзамена в форме ГИА по русскому языку – 77% (2013г.)
  4. По результатам ЕГЭ по русскому языку 68%учащихся.получили баллы выше среднеобластного показателя -2014-2015  уч. г.

  1. Литература
  1. Безрукова В.С. Теория педагогической интеграции как методологическое знание.
  2. Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Развитие интеграционного процесса в системе «школа – вуз» в условиях современного образования.// Мир науки, культуры, образования, 2012, №7
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980
  4. Коротаева Е.В. О содержании и практической реализации профессионального стандарта педагога.// Народное образование, 2014, №3
  5. Ушаков Н.Н. О межпредметных связях в преподавании русского языка. М., Просвещение, 1977
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
  7. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995
  8. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения - М.: Просвещение, 1988 - 192 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Роль интерактивного оборудования в преподавании предметов гуманитарного цикла

ИспользованиеИКТ на уроках казахского языка и казахской литературыКабдыева Асель Бахыткириевна учитель казахского языка и литературы...

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Технология критического мышления в преподавании предметов гуманитарного цикла

«Развитие  критического мышления учащихся через  организацию их  деятельности по работе  над  учебными вопросами». Об уме человека легче судить по его вопросам, чем по ег...

Использование интерактивной доски в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Данная работа знакомит с применением ИД SMART Board на уроках гуманитарного цикла, использованием новых возможностей, позволяющих усилить мотивацию учения и учитывать индивидуальные особенности учащих...

Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла

Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла...