"Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла"
статья по химии по теме

Цель интегрированного преподавания - научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_integrirovannogo_podkhoda_v_prepodavanii.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

       Применение  интегрированного  подхода  в  преподавании

                     предметов  естественнонаучного  цикла.

Одно из направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегративности его содержания и усилением его развивающего влияния на личность каждого обучающегося. Актуальность данного направления определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой – интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.

Всё это в целом определило необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению деятельностью школьника в обучении. Одним из таких подходов является интегрированный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла.

Интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьников, развивая их познавательные и творческие способности, активность, помогает всестороннему развитию личности.

Интегрированное обучение является и целью, и средством обучения. С точки зрения цели обучения основная задача интегрированных курсов и уроков – сформулировать у обучающихся целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире как о единой системе, способствовать рассмотрению предметов и явлений с нескольких сторон. Интеграция, являясь средством обучения, помогает преодолеть такие серьёзные недостатки предметной системы, как её мало эффективность при формировании у школьников знаний о фундаментальных понятиях, законах, теориях, единой картины мира, а также при формировании и развитии у них умения самостоятельно приобретать новые знания, обобщать их и систематизировать. Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством реализации учебно-воспитательных, развивающих и методологических задач:

  • образовательная функция – формирование целостной системы знаний школьников о природе и обществе, единой  научной картины мира;
  • воспитательная – с помощью широких философских обобщений формируется научное мировоззрение;
  • развивающая – развитие системного мышления, познавательной активности и интереса детей;
  • методологическая – формирование обобщённых действий.

Таким образом, цель интегрированного преподавания – научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин, например:

  • окружающий мир познаётся детьми в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла не дают представления о целости явлений;
  • интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей;
  • форма урока нестандартна, интересна, использование различных видов работы в течение урока;
  • интеграция даёт возможность для самореализации, творчества учителя, способствует раскрытию его способностей;
  • повышается мотивация учения, происходит формирование познавательного интереса;
  • интегрированные уроки в большей степени, чем обычные, формируют умения школьников сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • интегрированные уроки не только углубляют представления о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонней гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают и углубляют определённые выводы, наблюдения школьников в различных предметах, в том числе и предметах естественнонаучного цикла.

   В процессе проверки эффективности интегрированных курсов целесообразно проводить контрольные срезы, письменные работы, практические занятия, использовать проектную деятельность, что позволяет отследить результаты и сделать выводы об эффективности интегрированных уроков.

        При подготовке к уроку по предметам естественнонаучного цикла необходимо следующее:

  • создание творческой группы учителей, которая будет разрабатывать и проводить интегрированные уроки по данным предметам;
  • знакомство с психологическими и дидактическими основами протекания интегрированных процессов в содержании образования;
  • выделение в программе по каждому учебному предмету сходных тем;
  • определение связи между сходными элементами знаний;
  • изменение последовательности изучения тем, если в этом есть необходимость;
  • отслеживание результатов обучения4
  • формулирование выводов и дача рекомендаций по проведению уроков такого типа.

В условиях интегрированного подхода ведущими становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения предметам:

  • принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и целенаправленную реализацию межпредметных связей;
  • принцип единства внутри-и межпредметной интеграции знаний, способов действий, окружающий диалектическое единство и взаимосвязь внутри- и межпредметных связей в обучении;
  • принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации познавательной деятельности обучающихся, определяющий динамику развития познавательной деятельности школьников в течение каждого учебного года (т.е. по горизонтали) и её преемственность при переходе от одного года обучения к другому (т.е. по вертикали).

          Таким образом, организация процесса обучения на основе интегрированного подхода предполагает пересмотр всей методики учебного материала. Это в свою очередь приводит к необходимости разработки соответствующего дидактико-методического обеспечения процесса интегрированного обучения.

    Интегрированное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня.

 

                 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Статья «Интегрированные уроки биологии с предметами естественнонаучного цикла»

Предлагаю вашему вниманию теоретический материал по интеграции в современной школе....

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Краеведческий подход к изучению предметов естественнонаучного цикла

В статье автор рассуждает о педагогической ценности обучения естественным наукам на основе изучения родного края и делится опытом работы в данном направлении, представляя предметные материалы, с...

Гуманитаризация преподавания предметов естественнонаучного цикла.

Гуманитаризация - одно из важнейших направлений модернизации российского образования,  в государственных документах она рассматривается как неотъемлемая часть единой программы обновления образова...

Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла

Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла...