"Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла"
статья по химии по теме
Цель интегрированного преподавания - научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_integrirovannogo_podkhoda_v_prepodavanii.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интегрированного подхода в преподавании
предметов естественнонаучного цикла.
Одно из направлений совершенствования школьного образования связано с повышением интегративности его содержания и усилением его развивающего влияния на личность каждого обучающегося. Актуальность данного направления определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой – интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.
Всё это в целом определило необходимость поиска новых, инновационных подходов к организации и управлению деятельностью школьника в обучении. Одним из таких подходов является интегрированный подход в преподавании предметов естественнонаучного цикла.
Интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьников, развивая их познавательные и творческие способности, активность, помогает всестороннему развитию личности.
Интегрированное обучение является и целью, и средством обучения. С точки зрения цели обучения основная задача интегрированных курсов и уроков – сформулировать у обучающихся целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире как о единой системе, способствовать рассмотрению предметов и явлений с нескольких сторон. Интеграция, являясь средством обучения, помогает преодолеть такие серьёзные недостатки предметной системы, как её мало эффективность при формировании у школьников знаний о фундаментальных понятиях, законах, теориях, единой картины мира, а также при формировании и развитии у них умения самостоятельно приобретать новые знания, обобщать их и систематизировать. Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством реализации учебно-воспитательных, развивающих и методологических задач:
- образовательная функция – формирование целостной системы знаний школьников о природе и обществе, единой научной картины мира;
- воспитательная – с помощью широких философских обобщений формируется научное мировоззрение;
- развивающая – развитие системного мышления, познавательной активности и интереса детей;
- методологическая – формирование обобщённых действий.
Таким образом, цель интегрированного преподавания – научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин, например:
- окружающий мир познаётся детьми в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла не дают представления о целости явлений;
- интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей;
- форма урока нестандартна, интересна, использование различных видов работы в течение урока;
- интеграция даёт возможность для самореализации, творчества учителя, способствует раскрытию его способностей;
- повышается мотивация учения, происходит формирование познавательного интереса;
- интегрированные уроки в большей степени, чем обычные, формируют умения школьников сравнивать, обобщать, делать выводы;
- интегрированные уроки не только углубляют представления о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонней гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают и углубляют определённые выводы, наблюдения школьников в различных предметах, в том числе и предметах естественнонаучного цикла.
В процессе проверки эффективности интегрированных курсов целесообразно проводить контрольные срезы, письменные работы, практические занятия, использовать проектную деятельность, что позволяет отследить результаты и сделать выводы об эффективности интегрированных уроков.
При подготовке к уроку по предметам естественнонаучного цикла необходимо следующее:
- создание творческой группы учителей, которая будет разрабатывать и проводить интегрированные уроки по данным предметам;
- знакомство с психологическими и дидактическими основами протекания интегрированных процессов в содержании образования;
- выделение в программе по каждому учебному предмету сходных тем;
- определение связи между сходными элементами знаний;
- изменение последовательности изучения тем, если в этом есть необходимость;
- отслеживание результатов обучения4
- формулирование выводов и дача рекомендаций по проведению уроков такого типа.
В условиях интегрированного подхода ведущими становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения предметам:
- принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и целенаправленную реализацию межпредметных связей;
- принцип единства внутри-и межпредметной интеграции знаний, способов действий, окружающий диалектическое единство и взаимосвязь внутри- и межпредметных связей в обучении;
- принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации познавательной деятельности обучающихся, определяющий динамику развития познавательной деятельности школьников в течение каждого учебного года (т.е. по горизонтали) и её преемственность при переходе от одного года обучения к другому (т.е. по вертикали).
Таким образом, организация процесса обучения на основе интегрированного подхода предполагает пересмотр всей методики учебного материала. Это в свою очередь приводит к необходимости разработки соответствующего дидактико-методического обеспечения процесса интегрированного обучения.
Интегрированное обучение – большая и трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »
рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...
Статья «Интегрированные уроки биологии с предметами естественнонаучного цикла»
Предлагаю вашему вниманию теоретический материал по интеграции в современной школе....
Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования
Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...
Краеведческий подход к изучению предметов естественнонаучного цикла
В статье автор рассуждает о педагогической ценности обучения естественным наукам на основе изучения родного края и делится опытом работы в данном направлении, представляя предметные материалы, с...
Гуманитаризация преподавания предметов естественнонаучного цикла.
Гуманитаризация - одно из важнейших направлений модернизации российского образования, в государственных документах она рассматривается как неотъемлемая часть единой программы обновления образова...
Проект Интегрированный подход в преподавании предметов естественно-гуманитарного цикла как средство развития метапредметных умений
Проект по интеграции предметов...
Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла
Интегрированный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла...