Психологический комфорт, как условие для возникновения ситуации успеха обучающихся с ОВЗ через игровые технологи.
статья
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников с ОВЗ. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт, как условие для возникновения ситуации успеха обучающихся с ОВЗ через игровые технологи.
Немирович Наталия Николаевна
учитель биологии МБОУ СОШ № 6
город Сергиев Посад
Для любого общества проблема воспитания, социализации и адаптации подрастающего поколения является одной из важнейших. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы – обеспечение успешной социализации и адаптации ребенка.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников с ОВЗ. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. В классно-урочной системе и во внеклассной работе я применяю объяснительно–иллюстративные технологии. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и хочу остановиться на игровых технологиях, которые я использую в своей работе. По словам Йо́хан Хёйзинга «(1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры, человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Развивающие возможности данной технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет принципа смены видов деятельности;
Урок-игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Педагогическая игра, в отличие от других видов игр, обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности
В своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В начале каждого учебного года провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих учеников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр, экскурсий), внеклассных мероприятий, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои ученики с большим желанием выполняют предложенные мной задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становиться продуктивней, а на занятиях во второй половине дня нет скучающих учеников.
В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и учитель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Практика показывает, что роль игры в воспитании немаловажна. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации. Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при планировании работы с детьми оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку.
Список используемой литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
- Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
- Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
- Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. .
- Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
- Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-794393-1464601950.jpg)
«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».
Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/13/picture-903615-1489397447.jpg)
«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».
Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-126634-1576096873.jpg)
Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.
Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/08/picture-930397-1496946540.jpg)
Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки
Мастер-класс на районном конкурсе «Учитель года»Тема: «Формирование мотивации обучающихся через игровые технологии на уроках музыки»Цель: Применение игровых технологий на...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/23/picture-1085461-1542957569.jpg)
Статья. Психологический комфорт как условие развития личности ребенка на уроке
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-388425-1390813407.jpg)
Создание благоприятного психологического комфорта в условиях школы – интерната.
При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе ...