Психологический комфорт как условие развития личности
методическая разработка
Предварительный просмотр:
- Поменяйтесь местами (встаньте) те,
- Кто родился зимой
- Кто с нетерпением ждёт весны
- У кого сегодня хорошее настроение
- Кто немного волнуется
- Кто стремится к победе в конкурсе
- Кто нашёл здесь новых друзей
- Кто знает, о чём мы сегодня будем говорить
- Почему я начала педагогический совет именно так? Какова тема нашего педагогического совета?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
- Какие упражнения помогают вам создать у учащихся ощущение комфорта, защищенности, позволяют уч-ся раскрепоститься и включиться в работу?
Спасибо за интересные варианты психологического настроя в начале урока.
Психологический климат – так можно определить важный фактор, отличающий хорошую школу: здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой, ни стремиться побыстрее сменить место учебы (если говорить об учениках) или работы.
Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.
Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент мультфильма «Буревстник». Просмотрев его, попробуйте назвать факторы, препятствующие созданию благоприятной атмосферы на уроке.
- Опаздывают
- Задирательство
- Боятся идти к доске, боязнь перед учителем
- Учитель выгоняет из класса
- У учителя есть любимчики.
Всё это может привести к конфликту между учителем и учеником. Настоящий учитель должен найти выход из любой конфликтной педагогической ситуации и обязательно принять правильную точку зрения, ведь конфликты, безусловно, влияют на психологическое состояние ребенка.
Я предлагаю вашему вниманию конфликтную ситуацию, к
которой нужно найти правильное с точки зрения педагогики и
психологии решение.
Примеры педагогических ситуаций:
1 В самом начале урока или уже после того, как вы провели несколько
занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете
нас чему-то научить». Ваша реакция.
2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из
товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним».
— Как на это должен отреагировать учитель?
3. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить
домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
4. Старшеклассник демонстративно отказывается заниматься вашим предметом, аргументируя это тем, что он не сдает этот предмет в качестве экзамена и ему не пригодятся эти знания в будущем.
5. Ученик говорит учителю: «Я не был на вашем уроке по той причине, что ходил с друзьями на футбольный матч».
— Как нужно ответить ему?
6. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность:
«Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе
мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой
должна быть на это реплика учителя?
7. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:
«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен
отреагировать учитель?
Безусловно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.
Предлагаю вам поделиться друг с другом методами, которые помогают вам избавиться от отрицательных эмоций, снять напряжение после тяжелого рабочего дня или в конце трудовой недели.
Заканчивая наш педагогический совет, предлагаю суммировать все вышесказанное, подвести итоги, прийти к какому-то решению. Буквально одно предложение. «Школа – второй дом». Как нужно строить жизнь в школе, чтобы она действительно стала вторым домом для каждого, перешагнувшего её порог – и для ученика, и для педагога.
Большое спасибо за участие в обсуждении. Мне было важно и интересно узнать ваше мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности
В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...
Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...
Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»
Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта. ...
«Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка»
Создание психологического комфорта на уроках способствует повышению качества образования и развитию личности ребёнка...
Методическая разработка по теме "Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребёнка дошкольного возраста"
Разработка необходима для работы с детьми музыкально-хорового центра "Лель"....
Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...
Статья. Психологический комфорт как условие развития личности ребенка на уроке
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании...