"Технология целеполагания"
статья по теме
Новые образовательные стандарты, а точнее, сама жизнь, поставили перед школой инновационные задачи. На смену традиционной репродуктивной системе приходят субъект-субъектные отношения, индивидуализация обучения, самостоятельный выбор образовательных целей обучающимися. Конечно, не на всех уровнях обучения и не все обучающиеся сразу самостоятельно могут определить и сформулировать личные цели обучения, сформировать собственную образовательную траекторию. Это процессы должны идти в тесном взаимодействии обучающегося и педагога. При этом педагоги сами должны уверенно владеть техникой целеполагания, четко понимать, какие цели и задачи решает их предмет, как эти цели соотносятся с индивидуальной траекторией обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
"Технология целеполагания"
Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает.
Так поставим перед собою цель — высшее благо, чтобы
стремиться к ней изо всех сил и иметь ее в виду в каждом деле,
в каждом слове.
ЛуцийАнней Сенека (Младший)
Глава 1 "Определения".
Продолжаем начатый разговор о целях и целеполагании.
В первую очередь нам необходимо определиться с терминами, чтобы дальше говорить на одном языке. Итак, что такое цель?
Современные толковый словарь русского языка дает такие определения цели:
- Объект для попадания при стрельбе или метании
- Заранее намеченный пункт следования
- То, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача
- Намерение, желание
В толковом словаре В.И.Даля под целью понимается «конечное желание, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть».
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
- предвосхищаемый результат деятельности;
- предметная проекция будущего;
- субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Итак, цель, как научное понятие, есть представление в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность.
То есть, цель - это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить.
Для того, чтобы цель стала известна и понятна другим людям ее необходимо описать, т.е., сформулировать цель. В формулировке цели необходимо четко определить, что именно мы хотим получить. В этом случае мы не можем использовать термины описания процесса, нам необходимо обрисовать результат («цель-результат»). Конечно, многие из нас привыкли формулировать цель, как раз, в терминах процесса («цель-процесс») и новый принцип, на первый взгляд, кажется слишком необычным. Это объясняется еще и тем, что очень часто мы занимались формальным планированием и также относились к целеполаганию.
Реальное планирование и соответствующее ему целеполагание требуют новых подходов и нового отношения к себе. Если мы хотим не только ставить реальные цели, но и действительно достигать их, то нам необходимо принципиально изменить подходы к целеполаганию. Именно новые подходы к постановке цели мы с Вами будем рассматривать в ходе изучения данного курса.
Цель - это:
- То, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение наших профессиональных обязанностей. Например: «Победа в Олимпиаде педагогов «Современное образование» . Формулировка цели в этом случае может быть такой: «Я стала победителем в Олимпиаде педагогов в номинации «5 вершин»».
- Нечто совершенно реальное, определенное, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием. Например: «Мною завоевана победа в профессиональном конкурсе педагогов «Мой класс – моей школе» в текущем году».
- То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать. Например, «Прибавка к ежемесячной зарплате в размере 2000 рублей». Уверен, с формулировкой этой цели Вы справитесь сами :-).
- То, к чему надо прийти (в прямом или переносном смысле), то, для чего потребуется приложить усилия, затратить ресурсы. Например: «Моя работа признана лучшей по итогам комплексной оценки за этот год».
- То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях.Например: «Я славно провела отдых с семьей в палатке в сосновом бору на берегу Ладожского озера в июле 2015 года».
Рассматривая приведенные критерии по отдельности и в совокупности, мы приходим к выводу – цель – это краеугольный камень осмысленной деятельности, она является ориентиром для понимания наших желаний, она задает вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний. Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного ее определения, точности ее формулировки.
Давайте для дальнейшего разговора примем, что цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате.
Нужно ли ставить цели в педагогике? Риторический вопрос. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.
Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.
Хотите спросить, каким образом можно на уроке достигать цели, не связанные с изучением предмета? Отвечу – в рамках технологии репродуктивного обучения такие возможности резко ограничены. Поэтому, новые образовательные стандарты ориентированы на современные образовательные технологии, например,технологию активных методов обучения (АМО), технологию модерации, технологию социального проектирования. В формате технологии АМО педагог-предметник совершенно обоснованно может ставить комплекс образовательных целей и уверенно их достигать.
Давайте посмотрим, для чего педагог определяет цели?
- В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.
- Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.
- Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
- Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.
- Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.
Таким образом, мы кратко определили смыслообразующую и содержательную составляющие целеполагания, и теперь можем перейти к технической (инструментальной) составляющей процесса определения и формулировки цели, т.е., целеполаганию. Но перед этим необходимо выполнить практическое задание, а также обсудить, какие ошибки наиболее часто встречаются при целеполагании, чтобы не совершать их при постановке цели.
Практическое задание мы рекомендуем Вам выполнить прямо сейчас, а с ошибками целеполагания Вы познакомитесь завтра, изучив следующий выпуск курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология целеполагания как фактор повышения качества тренировочного занятия
Методическая разработка теоретико-методического семинара на тему: "Технология целеполагания как фактор повышения качества тренировочного занятия"...
Технология целеполагания как фактор повышения качества тренировочного занятия
Методическая разработка теоретико-методического семинара на тему: "Технология целеполагания как фактор повышения качества тренировочного занятия"...
Технология целеполагания как фактор повышения качества тренировочного занятия
Методическая разработка теоретико-методического семинара на тему: "Технология целеполагания как фактор повышения качества тренировочного занятия"...
Урок в технологии целеполагания
Урок химии в 8 классе. Строение и свойства кислот....
Педагогический проект : "Использование технологии целеполагания при изучении темы: "Освоение коротких ударов снизу в туловище на тренировочном этапе""
Педагогический проект представляет собой форму самообразовательной деятельности тренера- преподавателя....
Технология целеполагания
Для чего педагог определяет цели?В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.Цели определяют направ...
Курс самообразования "Технология целеполагания"
Цели и целеполагание. Ошибки. Методы...