Курс самообразования "Технология целеполагания"
статья на тему

Цели и целеполагание. Ошибки. Методы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_tselepolaganiya.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1 "Определения"

Продолжаем начатый разговор о целях и целеполагании.

В первую очередь нам необходимо определиться с терминами, чтобы дальше говорить на одном языке. Итак, что такое цель?

Современный толковый словарь русского языка дает такие определения цели:

  1. Объект для попадания при стрельбе или метании
  2. Заранее намеченный пункт следования
  3. То, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача
  4. Намерение, желание

В толковом словаре В.И.Даля под целью понимается «конечное желание, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть».

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

  1. предвосхищаемый результат деятельности;
  2. предметная проекция будущего;
  3. субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

            Итак, цель, как научное понятие, есть представление в сознании субъекта результата, на достижение    

            которого направлена его деятельность.
           То есть, цель - это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить.

Для того, чтобы цель стала известна и понятна другим людям ее необходимо описать, т.е., сформулировать цель. В формулировке цели необходимо четко определить, что именно мы хотим получить. В этом случае мы не можем использовать термины описания процесса, нам необходимо обрисовать результат («цель-результат»). Конечно, многие из нас привыкли формулировать цель, как раз, в терминах процесса («цель-процесс») и новый принцип, на первый взгляд, кажется слишком необычным. Это объясняется еще и тем, что очень часто мы занимались формальным планированием и также относились к целеполаганию.

Реальное планирование и соответствующее ему целеполагание требуют новых подходов и нового отношения к себе. Если мы хотим не только ставить реальные цели, но и действительно достигать их, то нам необходимо принципиально изменить подходы к целеполаганию. Именно новые подходы к постановке цели мы с Вами будем рассматривать в ходе изучения данного курса.

Цель - это:

  1. То, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение наших профессиональных обязанностей. Например: «Победа в Олимпиаде педагогов «Современное образование» . Формулировка цели в этом случае может быть такой: «Я стала победителем в Олимпиаде педагогов в номинации «5 вершин»».
  2. Нечто совершенно реальное, определенное, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием. Например: «Мною завоевана победа в профессиональном конкурсе педагогов «Мой класс – моей школе» в текущем году».
  3. То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать. Например, «Прибавка к ежемесячной зарплате в размере 2000 рублей». Уверен, с формулировкой этой цели Вы справитесь сами :-).
  4. То, к чему надо прийти (в прямом или переносном смысле), то, для чего потребуется приложить усилия, затратить ресурсы. Например: «Моя работа признана лучшей по итогам комплексной оценки за этот год».
  5. То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях. Например: «Я славно провела отдых с семьей в палатке в сосновом бору на берегу Ладожского озера в июле 2015 года».

Рассматривая приведенные критерии по отдельности и в совокупности, мы приходим к выводу – цель – это краеугольный камень осмысленной деятельности, она является ориентиром для понимания наших желаний, она задает вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний. Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного ее определения, точности ее формулировки.
Давайте для дальнейшего разговора примем, что 
цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате
Нужно ли ставить цели в педагогике? Риторический вопрос. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Педагог управляет образовательным процессом, управляет обучающимися, их деятельностью, следовательно, должен совершенно точно знать, куда, к каким целям он ведет свой корабль и свою команду. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причем, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у обучающихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации обучающихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьезный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.

Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности обучающегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению обучающихся к качественной подготовке к современной жизни.

Хотите спросить, каким образом можно на уроке достигать цели, не связанные с изучением предмета? Отвечу – в рамках технологии репродуктивного обучения такие возможности резко ограничены. Поэтому, новые образовательные стандарты ориентированы на современные образовательные технологии, например, технологию активных методов обучения (АМО), технологию модерации, технологию социального проектирования. В формате технологии АМО педагог-предметник совершенно обоснованно может ставить комплекс образовательных целей и уверенно их достигать.

Давайте посмотрим, для чего педагог определяет цели?

  1. В целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса.
  2. Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс.
  3. Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
  4. Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и обучающихся.
  5. Цель является мотиватором познавательной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя.

Согласитесь, Галина Рочева, достаточный набор оснований для применения на практике техники эффективного целеполагания.
Таким образом, мы кратко определили смыслообразующую и содержательную составляющие целеполагания, и теперь можем перейти к технической (инструментальной) составляющей процесса определения и формулировки цели, т.е., целеполаганию. Но перед этим необходимо выполнить практическое задание, а также обсудить, какие ошибки наиболее часто встречаются при целеполагании, чтобы не совершать их при постановке цели.

Практическое задание мы рекомендуем Вам выполнить прямо сейчас, а с ошибками целеполагания Вы познакомитесь завтра, изучив следующий выпуск курса.

 

Практическое задание 2.

  1. Сформулируйте свое понимание цели. Сравните его с формулировками, приведенными в тексте. Какое из них вам больше нравится?
  2. Сформулируйте цели для выбранных вами ранее образовательных процессов. Запишите формулировки целей в рабочий журнал курса\компьютер.

И сделайте это прямо сейчас!

Успехов, коллега!

P.S. Результаты выполненного практического задания пока не нужно никуда отправлять. Выполнив его, Вы сделали еще один Ваш к Вашему итоговому заданию!

Глава 2 "Ошибки целеполагания".

Давайте, прежде чем приступить непосредственно к освоению техники эффективного целеполагания определим, почему привычные нам методы определения целей не приводят к запланированным результатам. Ясно, что определение цели методом «тыка» может только случайно закончиться успехом, но, ведь, и другие доморощенные системы очень часто отправляют наши усилия «в молоко». Чтобы определить, почему так происходит, разберем наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели.

  1. Недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель предполагает формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действия учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими, или операциональными. Примеры формулировок диагностичных целей обучения можно посмотреть в известной педагогам таксономии Б.С. Блумаи подобных разработках других авторов.
  2. Глобализация цели. Заявленная цель классного часа – воспитание толерантности у обучающихся. Понятно, что цель не реальна, поскольку за один классный час этого не достичь, необходима полноценная программа, состоящая из комплекса взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих более локальные цели, достижение которых, своей совокупностью будет содействовать развитию толерантности.
  3. Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели, когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объемной цели или даже цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность образовательного процесса, например, когда педагог не ставит цели воспитания и развития, ограничиваясь только предметными целями.
  4. Неинтересные для обучающихся цели. Цель поставлена в плоскости, далекой от интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим потребностям обучающихся, без объяснения практической значимости цели для важных сторон жизни. Цель навязана обучающимся извне, без учета их интересов, их мотивов.
  5. Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно конкретные цели. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
  6. Неточно поставленные цели. Сформулированная цель не отражает или отражает не точно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между целью и деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению желаемой ситуации.
  7. Декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цель-пожелание или цель-вообще. «Давайте одолеем безграмотность». «Неплохо было бы поработать в этом направлении». «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного предмета» и т.д.
  8. Подмена цели задачей или темой. Представим обычный урок. Учитель говорит, что сегодня цель урока - изучить целеполагание. И все обучающиеся дружно в течение 45 отведенных минут изучают целеполагание. Поизучали чего-то, вышли из класса и забыли. Отдохнули на переменке и пошли изучать следующую тему следующего урока. С аналогичным результатом. Целеполагание – это тема курса. Цель данного курса – не изучение целеполагания, а приобретение конкретных умений по целеполаганию.
    Еще пример подобной цели – помыть окна в классе. Нарушители учебной дисциплины, оставленные в наказание после уроков, с удовольствием развели грязь на стеклах и спокойно отчитались классному руководителю о выполненной работе. Причем, они были абсолютно честны, говоря, что цель достигнута – окна помыты. Но помыть окна – это задача, а цель – чистые стекла и рамы, без разводов, пятен и потёков. Что поставили в качестве цели, то и получили.

Часто учителя путаются в терминах и понятиях целей и задач.
Давайте разберемся, в чем состоит отличие цели от задачи. Для того, чтобы отличить цель от задачи необходимо прибегнуть к здравому смыслу и имеющейся формулировке. Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как деятельность. Например, цель: «Я владею техникой целеполагания». Для того чтобы достичь этой цели мне придется решить несколько задач:

  1. Найти курс по целеполаганию
  2. Записаться на него.
  3. Пройти обучение.
  4. Апробировать полученные знания и умения.
  5. Сдать итоговое задание.

Успешно решив все эти задачи, я достиг(ну) поставленной цели.

Таким образом, цель отвечает на вопрос «Что сделано, (что будет сделано)?», а задача – «Что для этого надо сделать?». То есть, формулировка цели описывает конечный результат, который Вы хотите достичь, а формулировки задач описывают действия, которые надо предпринять для того, чтобы этот результат был достигнут.
Как сформулировать желаемый результат – Я владею (уже сделано) или Я овладею (будет сделано) - решайте сами, что Вам ближе и понятнее. Обе формулировки возможны, но энергетика первая более высокая. Если вам проще прейти от формальной постановки цели (Что надо сделать) через промежуточную формулировку (Что будет сделано), используйте ее. Это уже будет корректная постановка цели.

Энергетика формулировки имеет важное значение для достижения цели. При определении цели как желаемого результата Вы закладываете в формулировку мощный мотивационный потенциал! Сравните две формулировки: «Освоить технику целеполагания», и «Мною освоена техника целеполагания». Чувствуете разницу? Какая формулировка Вас тянет, притягивает своей, совершенно определенной, завершенностью? Освоить – начну когда-нибудь, при условии, возможно получиться и т.д. Освоена – значит, освоена, разговоры закончены, надо действовать, т.е., решать поставленные задачи и двигаться к магниту – цели!

Таким образом, формулировка цели в категории «цель-результат», а не «цель-процесс», помимо точного описания вашего желания, придает цели мощный мотивационный заряд.

Если цель – это конкретная мишень, точное определение желаемого для Вас состояния, то и описывать надо соответствующим образом, ведь, желаемое состояние – это когда «техника освоена», т.е. я владею данной техникой, умею ее применять на практике, грамотно формулирую цели, а не «мне еще предстоит ее освоить».

Формулируя цель как «уже имею», «уже знаю», «уже освоил», «уже владею» вы задается вектор действия и наполняете свои действия и действия обучающихся энергетическим зарядом. Поэтому, есть очевидный смысл формулировать цель как завершенное действие, как уже достигнутый результат.
Конечно, это непривычная постановка цели, поскольку в формальном планировании мы привыкли ставить цель несовершенным глаголом. Но пришла пора переходить от формального планирования к реальному 
(Подробно о реальном планировании в книге «Образовательные технологи новых стандартов. Часть 3. Социальное проектированиев школе» и на Программе подготовки педагогов-методистов по социальному проектированию в школе)и новая постановка цели – это один из необходимых шагов.

Завершая данную главу, необходимо сказать, что здесь приведен, конечно, не полный перечень встречающихся ошибок целеполагания, но и он достаточно убедительно показывает, что есть реальные сложности в понимании целей и их грамотной постановке.

На сегодня это все. Можно перейти к выполнению третьего практического задания. Оно очень полезное :-).

Практическое задание 3.

  1. Проанализируйте цели, которые вы ставите в своей работе. Нет ли в них тех ошибок, которые мы сейчас рассмотрели?
  2. Откройте Ваш рабочий журнал, и просканируйте записанные в нем формулировки целей, которые вы сформулировали в прошлом практическом задании, сравнивая их с приведенными в данной главе типичными ошибками целеполагания. Все ли в порядке с Вашими формулировками?

Глава 3. Метод постановки умных целей

Наверняка, уважаемый коллега, у Вас уже появился вопрос – как избежать всех перечисленных ошибок и сформулировать корректную цель? Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым требованиям. Отвечу на Ваш вопрос – все это можно сделать, используя технику целеполагания. Сегодня наиболее известна техника или метод SMART (smart – с английского – умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.

Критерии SMART:
S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

Давайте на примерах рассмотрим применение критериев умной цели.

S – конкретность в формулировке цели. С помощью этого критерия необходимо отразить в формулировке цели, что именно вы хотите достичь: например, «В течение года пройду обучение на трех дистанционных курсах по мультимедиа технологиям, представленным в Моем университете» , «Побываю во время летнего отпуска в Эрмитаже», «Встречусь с друзьями в субботу вечером».

М – измеримость цели, т.е., введение количественных показателей в формулировку цели. Например, «Возьму на полдник 1 чашку чая, 2 конфеты и одно пирожное», «Пять человек из моего класса вместе с педагогом-руководителем примут участие в конкурсе школьных проектов «Мой класс – моей школе» , «На Всероссийской научно-методической конференции «Проектная деятельность в современном образовании» педагоги нашей школы разместят 7 статей». Достижение любой их этих целей очень легко проверить, сравнив достигнутые показатели с указанными в формулировке.

А – достижимость, реальность цели для Вас или Ваших обучающихся. «Петя Иванов закончит первую четверть на отлично», «Каждый день буду обещать себе делать зарядку по утрам» :-), «Приобрету и освою учебно-методический комплект «Как разработать школьный проект?» . Как видите, для достижения этих целей у Вас и (или) у Ваших обучающихся есть необходимые ресурсы, а существующие условия реально позволяют достичь этих целей.

R – то, что Вы хотите сделать, должно быть нужным Вам или тому, для кого Вы собираетесь изменить существующую ситуацию. Например, «Добавлю в цели моих уроков достижение обучающимися метапредметных результатов», «Расскажу своим коллегам о данном электронном курсе» , «В выходной схожу с ребенком в кино». Цель может быть маленькая, но даже в этом случае, надо задуматься о ее соответствии удовлетворяемым потребностям.

Т – вводя в цель показатели времени, Вы обеспечиваете проверяемость цели еще по одному критерию: «Проверю все тетрадки до 11 часов вечера», «Освою курс «Техника целеполагания» за 7 дней», «Переформулирую цели в конспектах моих уроков к апрелю 2013 года». Казалось бы, простой критерий, но редко используется, хотя имеет очень большое значение. Отсутствие данного критерия позволяет достигать цель бесконечно долго, без всяких гарантий когда-нибудь ее достичь.

Давайте проверим формулировку цели на соответствие каждому из приведенных критериев. Возьмем простую и понятную для педагогов цель: «Петя Иванов получит за вторую четверть по моему предмету оценку «отлично».

S – Specific (конкретность в формулировке цели). Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
Проверяем формулировку – все ли точно и конкретно указано? Кто и что именно получит? Мой ученик - Петя Иванов – получит пятерку. По какому предмету получит? Который я веду. В Вашем классе один Петя Иванов? Пока да. Тогда по этому критерию все предельно точно. Идем далее.

М – Measurable (измеримость цели). Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели. Проверяем – предмет, по которому проводится оценка один, а именно Ваш, получит пять баллов, а не 4 и не 5 с плюсом. Все измеряемо и проверяемо. Соответствие критерию есть.

А – Achievable (достижимость, реальность цели). Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.
Давайте проверим цель по данному критерию. Петя Иванов учится по Вашему предмету хорошо, но на пятерку чуток не дотягивает, поскольку иногда ленится, недоучивает, надеется на авось. Но Вы разработали совместно с Петей индивидуальную траекторию, определили мотивы, которые важны для Пети и уверены, что совместными усилиями вполне сможете такую цель достичь. Значит, Вы и по данному критерию все верно описали.

R – Relevant (то, что Вы хотите сделать, должно быть нужным). Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.
Проверяем – крепкие знания по предмету Пете нужны для дальнейшей учебы, плюс, папа обещал ему за пятерку новую удочку, значит, данная цель полностью отвечает потребностям Пети. Для Вас тоже важно, чтобы Петя преодолел свою лень и использовал имеющийся у него потенциал более эффективно. Поэтому, данная цель вполне уместна и соответствует потребностям целевых групп (т.е., тех, для кого данная цель реализуется – Петя, его родители и Вы)

Т – Time-limited (показатель времени). Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.
Время определено предельно точно – вторая четверть, не первая, за которую он уже получил «4» и не третья, для которой цель пока не поставлена. Значит, и по этому критерию цель «умная».

Таким образом, мы проверили цель на соответствие всем критериям SMART и убедились, что формулировка цели грамотная.

Коллега, метод умных целей позволяет принципиально изменить формулировки целей Вашей деятельности и наполнить их не только объективным содержанием, но и, что очень важно, новой энергетикой. Хотите, чтобы Ваши цели и цели ваших обучающихся стали настоящими магнитами, притягивающими успех, формулируйте их с помощью метода умных целей.
Кроме того, формулируя цель с помощью метода SMART, педагог задумывается об индикаторах, объективно доказывающих достижение цели. Эти индикаторы нужны и педагогу, и обучающемуся, причем, и тот и другой с помощью этих индикаторов должны приходить к аналогичным выводам.

Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Туманные, размытые, запутанные формулировки целей, недостаточно ясное понимание целей обучающимися, возможное двойное, тройное толкование смысла предлагаемых изменений, действий вызывает прострацию обучающихся, демотивируют их, лишают ориентиров и желания заниматься учебной деятельностью, которая очень быстро замещается более понятными и интересными для детей занятиями.

Ясность мысли определяет точность формулировок. Точность формулировок обеспечивает понятность действий. Понятность действий – условие их корректного выполнения. Создайте грамотно поставленными целями благоприятные условия для учебной работы ваших обучающихся.

А сейчас, уважаемый коллега, пришло время апробировать изученную технику и сформулировать три умных цели! Т.е. мы незаметно подошли к сегодняшнему практическому заданию.


Практическое задание 4.

Используя метод умных целей, сформулируйте три цели по выбранным вами направлениям педагогической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока. Целеполагание.

Данный материал разработан с целью организации деятельности Школы молодого специалиста. Целеполагание - достаточно сложный и один из самых проблемных аспектов работы учителя. В педагогической практике...

Проектирование современного урока. Целеполагание. Презентация.

Презентация для проведения первого занятия Школы молодого специалиста....

"Целеполагание при проектировании урока"

Материал к семинару "Современный урок - личностно-ориентированный урок"....

Особенности целеполагания уроков производственного обучения

В статье раскрывается сущность процесса обучения, его содержание, структура и логика, педагогические средства осуществления определяются его целями. Имея это в виду, целеполагание производственного об...

Целеполагание и компетентностный подход

Целеполагание и компетентностный подход...

Целеполагание - основная функция управления

Данная презентация содержит материал для проведения обучающего семинара для учителей или зам. директоров по УВР....

"Целеполагание на уроке музыки по ФГОС. Некоторые приемы целеполагания."

Данный материал разработан для выступления на городском методическом объединении учителей музыки города Минусинска. Материал содержит примеры приемов постановки целей на уроках  по ФГОС .Снабжен ...