Психологический комфорт на уроке
статья на тему

Штукатурова Наталия Александровна

комфорт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_komfort_1.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Принцип психологического комфорта:

- учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

Благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга: сохраняют психическое здоровье учащихся, помогают развивать способности личности, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.  

  • Атмосфера  психологического комфорта, которая является  одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая  защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

 неуверенность в себе

 повышенная утомляемость

 замедленность темпа деятельности

 повышенная потребность во внимании

 повышенная двигательная активность

 трудности в переключении с одной деятельности на другую.

 У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

физическая и психологическая напряженность труда

 постоянное оценивание со стороны различных людей

 высокий уровень ответственности,

 тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

 Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками –  важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Разминака

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Мы урок начнём сейчас.

 

При работе с заданиями  высокомотивированные учащиеся получают более сложное задание (например, найти орфографические ошибки, исправить их, объяснить написание слов). Слабоуспевающим школьникам предложено воспользоваться образцом, что соответствует их возможностям. Задания разных уровней сложности, без сомнения, помогают создать ситуацию успеха.
Чтобы поддержать интерес ребят и снять тревожность, которая может возникнуть при опросе, используем игровые формы. Постараемся быть объективными при выставлении отметок, не забудем дать мотивировку оценки знаний. Указание на ошибки необходимо сделать в тактичной форме, искренняя похвала создаст хорошую психологическую атмосферу. 

Советский психолог А.Н. Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего,проблема психологии общения. Для поддержания интереса к уроку, его развития учителю необходиморазнообразить формы урока. Например, лекция, семинар, урок-представление, экскурсия, зачет,конкурс, деловая игра. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средствомзаинтересованного общения ученика и учителя. Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны,когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новойинформации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть своихарактерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурнореагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному. Когда же учащиеся индифферентны к предмету беседы, то эффективнее будетобратный порядок преподнесения материала  от самого интересного к менее интересному. Овладеть вниманием воспитанников может помочь и действие феномена психической заразительности.Замечено, что люди, собираясь вместе, обладают способностью поддаваться реакции других людей.

Музыкальное оформление, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматери

Музыкальное оформление, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматериалов,аутентичных материалов на уроках иностранного языка, соревнование, различные видывзаимодействия учащихся способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановки на уроке,возникновению положительных эмоций, психологической разгрузке, развивает индивидуальноетворчество, вселяет уверенность в себе, стимулирует воображение.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  
  • Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

  • Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
  • Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
  • Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
  • Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.
  • Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.
  • Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  • Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.  
  • Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»

Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта.     ...

Как создать психологический комфорт на уроке

памятка для педагогов и психологов...