ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УДОД
статья по теме

Спиридонова Марина Викторовна

Обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов становится приоритетным направлением. Развитие личности в системе образования, прежде всего, обеспечивается путем формирования универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение нового социального опыта. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться, поскольку именно УУД являются обобщенными способами действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Для начальной школы приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам.

Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, т.е. умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.

Выпускник начальной школы должен владеть следующими действиями:

·        осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты;

·        выделять в тексте главную мысль;

·        пересказывать текст (подробно, сжато обрабатывать текст, составлять план, таблицы, схемы, выделять главную мысль и прослеживать ее развитие);

·        искать информацию в учебной литературе, словарях справочниках, через компьютер;

·        выполнять работу по несложному алгоритму;

·        индивидуально, совместно с классом ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению;

·        описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты по общим и специфическим свойствам, делать собственный вывод;

·        видеть границы между известным и неизвестным, находить ошибки в своей и чужой учебной работе, устранять их, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свою и чужую работу по заданным критериям, ставить вопросы перед учителями (что, в чем помочь, почему).

·        искать недостающие способы и средства решения задач;

·        вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать работу в малых группах, понимать чужую точку зрения, регулировать конфликты, содержательно оценивать достоинства и недостатки действий, суждений своих и одноклассников, достигать положительных результатов.

В связи с этим преподавания истории и обществознания  в среднем звене строится с учетом уже имеющихся у учащихся УУД и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Начиная работу с пятиклассниками, мы, прежде всего, учитываем возрастные психолого-педагогические особенности возраста. Необходимо избежать совпадения двух кризисов: один – возрастной кризис, другой – педагогический кризис, связанный с ошибками в организации

обучения.

В этот переходный период происходят следующие изменения:

а) замедляется темп познавательной деятельности, на выполнение работы школьникам требуется больше времени; дети чаще отвлекаются, часто меняется настроение (вплоть до капризов, раздражения); следовательно, педагогу необходимо искать щадящие методы и формы взаимодействия;

б) отношение учитель-ученик, учитель-родитель зачастую становятся ситуативным (касаются в основном вопросов успеваемости и поведения).

Учитель основной школы часто переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на 10-12-летнего ребенка.

Учебная несамостоятельность выражается, прежде всего, в работе с текстами: в начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которой лежит общеклассная работа с учебником.

Работа с другими источниками информации недостаточно развернута, художественные и научно-популярные тексты аппелируют главным образом к воображению и памяти маленьких читателей.

Уже в 5 классе достаточно текстов (устных и письменных), которые содержат не только конкретные описания, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, различные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных.

Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения приводит многих учащихся 5 и даже 6 классов к трудностям, к нарушению взаимодействия в системе «учитель-ученик». Какие же психологические особенности школьников 10-12 лет необходимо учитывать (а часто они игнорируются) при построении образовательной среды для 4-5(6)-х классов. «Чувство взрослости», неподкрепленное еще реальной ответственностью. Потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.

Пренебрежение учителями II ступени образования. Эти требования и даже недостаток внимания к ним обостряет негативные черты подросткового кризиса.

И если учителя не будут предлагать ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – в уверенности подростков в учительской несправедливости и необъективности.

И еще одна особенность младших школьников – склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия у них становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. И если в этом случае учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы и не оценивает детское творчество, инициативу, самостоятельность, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, одна из самых ярких черт младших школьников.

И если учащимся 5-6 классов не предоставить культурных форм такого экспериментирования, то оно будет реализовываться в самых примитивных формах – в эксперименте со своей внешностью. Необходимо учителям учесть и еще одну особенность младших школьников – теоретическое мышление находится в этом возрасте на начальном этапе развития  (ученик работал с отдельными единичными понятиями, с некоторыми понятийными связями).

Опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Очень внимательно надо подходить к работе с новыми научными терминами и понятиями. Важно работать с этим возрастом в зоне его ближайшего развития, что означает помощь и поддержку учителя (открытая помощь постепенно переходит в косвенную, что обеспечивает развивающий эффект обучения). Децентрация требует умелого построения учебного диалога, создания учебных ситуаций, которые учат младшего подростка принимать разные точки зрения людей, учебников, различных источников информации.

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг.

 Качество образования — это не только и не столько количественные показатели уровня обученности. Это показатели целостного развития растущего человека, наличие интегративных вершин (акме) в структуре человека как субъекта жизни, ибо главное назначение лицея – способствовать включению ученика в жизнь. Анализ работы учителя должен носить акмеологический характер. Учитель разрабатывает именно с этих акмеологических позиций системно – комплексную диагностику, где качество результата (а оно у нас высокое — это модель выпускника) есть производное от управления и качества педагогического процесса, от качества цели и результата. Каждый показатель имеет как количественные показатели (баллы, оценки, уровни, коэффициенты), так и качественную характеристику.

Миссия учителя лицея – обеспечение высокого уровня образования детей, склонных к проектной и исследовательской умственной деятельности.

Решение поставленных задач возможно в условиях оптимального ресурсного обеспечения, максимальной реализации творческого потенциала учителя, постоянного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и руководителей ОУ.

 В современном мире все больше государств осознает, что их будущее, прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования. Несмотря на то, что в различных составляющих общественной системы нет единого понимания качества образования, в нашем конкретном случае такое понимание имеет место. 

 Качество лицейского образования – интегральная характеристика  нашей системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._spiridonova_mv.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

М.В. Спиридонова

Обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов становится приоритетным направлением. Развитие личности в системе образования, прежде всего, обеспечивается путем формирования универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями характеризует способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное присвоение нового социального опыта. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться, поскольку именно УУД являются обобщенными способами действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Для начальной школы приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам.

Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, т.е. умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.

Выпускник начальной школы должен владеть следующими действиями:

  • осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты;
  • выделять в тексте главную мысль;
  • пересказывать текст (подробно, сжато обрабатывать текст, составлять план, таблицы, схемы, выделять главную мысль и прослеживать ее развитие);
  • искать информацию в учебной литературе, словарях справочниках, через компьютер;
  • выполнять работу по несложному алгоритму;
  • индивидуально, совместно с классом ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению;
  • описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты по общим и специфическим свойствам, делать собственный вывод;
  • видеть границы между известным и неизвестным, находить ошибки в своей и чужой учебной работе, устранять их, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свою и чужую работу по заданным критериям, ставить вопросы перед учителями (что, в чем помочь, почему).
  • искать недостающие способы и средства решения задач;
  • вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать работу в малых группах, понимать чужую точку зрения, регулировать конфликты, содержательно оценивать достоинства и недостатки действий, суждений своих и одноклассников, достигать положительных результатов.

В связи с этим преподавания истории и обществознания  в среднем звене строится с учетом уже имеющихся у учащихся УУД и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Начиная работу с пятиклассниками, мы, прежде всего, учитываем возрастные психолого-педагогические особенности возраста. Необходимо избежать совпадения двух кризисов: один – возрастной кризис, другой – педагогический кризис, связанный с ошибками в организации

обучения.

В этот переходный период происходят следующие изменения:

а) замедляется темп познавательной деятельности, на выполнение работы школьникам требуется больше времени; дети чаще отвлекаются, часто меняется настроение (вплоть до капризов, раздражения); следовательно, педагогу необходимо искать щадящие методы и формы взаимодействия;

б) отношение учитель-ученик, учитель-родитель зачастую становятся ситуативным (касаются в основном вопросов успеваемости и поведения).

Учитель основной школы часто переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на 10-12-летнего ребенка.

Учебная несамостоятельность выражается, прежде всего, в работе с текстами: в начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которой лежит общеклассная работа с учебником.

Работа с другими источниками информации недостаточно развернута, художественные и научно-популярные тексты аппелируют главным образом к воображению и памяти маленьких читателей.

Уже в 5 классе достаточно текстов (устных и письменных), которые содержат не только конкретные описания, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, различные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных.

Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения приводит многих учащихся 5 и даже 6 классов к трудностям, к нарушению взаимодействия в системе «учитель-ученик». Какие же психологические особенности школьников 10-12 лет необходимо учитывать (а часто они игнорируются) при построении образовательной среды для 4-5(6)-х классов. «Чувство взрослости», неподкрепленное еще реальной ответственностью. Потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.

Пренебрежение учителями II ступени образования. Эти требования и даже недостаток внимания к ним обостряет негативные черты подросткового кризиса.

И если учителя не будут предлагать ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – в уверенности подростков в учительской несправедливости и необъективности.

И еще одна особенность младших школьников – склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия у них становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. И если в этом случае учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы и не оценивает детское творчество, инициативу, самостоятельность, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, одна из самых ярких черт младших школьников.

И если учащимся 5-6 классов не предоставить культурных форм такого экспериментирования, то оно будет реализовываться в самых примитивных формах – в эксперименте со своей внешностью. Необходимо учителям учесть и еще одну особенность младших школьников – теоретическое мышление находится в этом возрасте на начальном этапе развития  (ученик работал с отдельными единичными понятиями, с некоторыми понятийными связями).

Опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Очень внимательно надо подходить к работе с новыми научными терминами и понятиями. Важно работать с этим возрастом в зоне его ближайшего развития, что означает помощь и поддержку учителя (открытая помощь постепенно переходит в косвенную, что обеспечивает развивающий эффект обучения). Децентрация требует умелого построения учебного диалога, создания учебных ситуаций, которые учат младшего подростка принимать разные точки зрения людей, учебников, различных источников информации.

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг.

 Качество образования — это не только и не столько количественные показатели уровня обученности. Это показатели целостного развития растущего человека, наличие интегративных вершин (акме) в структуре человека как субъекта жизни, ибо главное назначение лицея – способствовать включению ученика в жизнь. Анализ работы учителя должен носить акмеологический характер. Учитель разрабатывает именно с этих акмеологических позиций системно – комплексную диагностику, где качество результата (а оно у нас высокое — это модель выпускника) есть производное от управления и качества педагогического процесса, от качества цели и результата. Каждый показатель имеет как количественные показатели (баллы, оценки, уровни, коэффициенты), так и качественную характеристику.

Миссия учителя лицея – обеспечение высокого уровня образования детей, склонных к проектной и исследовательской умственной деятельности.

Решение поставленных задач возможно в условиях оптимального ресурсного обеспечения, максимальной реализации творческого потенциала учителя, постоянного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и руководителей ОУ.

 В современном мире все больше государств осознает, что их будущее, прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования. Несмотря на то, что в различных составляющих общественной системы нет единого понимания качества образования, в нашем конкретном случае такое понимание имеет место.  

 Качество лицейского образования – интегральная характеристика  нашей системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

Педагогический мониторинг результативности образовательного процесса в УДОД

Представленный материал представляет собой  разработку обучающего семинара по данной теме, используемую на занятиях школы начинающего педагога в УДОД. Может быть использован коллегами как ос...

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса

Методологическая статья об интеграции в современной школе...

Статья по обобщению опыта работы «Проектирование современного образовательного процесса: ФГОС, технологии, содержание, преемственность»

         Организация исследовательской деятельности школьников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческо...