Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе
статья на тему
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_soo_gotovyy.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Требования к проектной и учебно-исследовательской деятельности (по тексту ФГОС ООО)
Требования к результатам освоения ООП «к получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях» (п.8 ФГОС ООО) «при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п.12 ФГОС ООО).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (п.10 ФГОС ООО)
Программа формирования УУД должна включать «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» «описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений» (п.18.2.1 ФГОС ООО )
Специфика проектной и исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы. |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. | Исследование может вывести на результаты, которые не предполагались. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. |
Направлен на формирование всего комплекса УУД. | Формируются прежде всего познавательные УУД. |
Учебно-исследовательская деятельность предполагает:
- выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным для обучающихся решением,
- обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала,
- является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу,
- позволяет формировать предметные и общие умения, универсальные учебные действия.
Цели исследовательской деятельности
- приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
- развитие мышления,
- активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе
Значимость исследовательской деятельности обучающихся
- значимость проектирования исследования, как логической цепочки универсальных действий
вопрос – предположение – поиск аргументов -вывод
- развитие субъект-субъектных отношений
- влияние на повышение качества образования
- классификация задач по сложности
Необходимые в решении исследовательских задач умения
- умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.
Этапы формирования исследовательских умений
- умение наблюдать; умение задавать вопросы; умение классифицировать; умение структурировать материал; умение делать выводы и умозаключения;
- умение видеть проблемы; умение проводить эксперименты; умение доказывать и защищать свои идеи;
- умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям.
Задания учащимся в процессе исследования
- Подумать самостоятельно, аргументировать свою точку зрения на основе личного опыта.
- Просмотреть книги и издания периодической печати по теме, обобщить.
- Спросить у других людей, систематизировать информацию.
- Просмотреть телематериалы / видеоматериалы и выделить проблему.
- Использовать Интернет для поиска информации и оценки её достоверности.
- Понаблюдать, выделить этапы процесса (явления).
- Сделать фотографии, зарисовки, модели.
- Провести эксперимент, дать характеристику последовательности действий.
- Подготовить отчет, проанализировать ход и качество выполнения работы.
Схема проведения исследования
1. Актуализация проблемы.
2. Определение сферы исследования.
3. Выбор темы исследования.
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
9. Подготовка отчета.
10. Доклад.
11. Обсуждение итогов завершенной работы.
Подготовка к защите исследовательской работы
- Четко сформулировать тему, при необходимости внести уточнения
- Выделить основные понятия и дать им определения.
- Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи, описать ход осуществленного исследования.
- Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
- Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
- Сделать выводы и умозаключения.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения.
- Подготовить текст сообщения.
- Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
- Приготовиться к ответам на вопросы
Организация проектной деятельности обучающихся
Предварительная подготовка учителя включает поиск ответов на следующие вопросы:
- Какая проблема вызовет интерес у учащихся?
- Какова степень свободы школьников при принятии решений?
- Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт?
- Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
- Какие материалы потребуются для его реализации?
- Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта,
- каким умениям надо будет их научить?
- На каких этапах проекта сделать основной акцент с точки зрения формирования УУД?
- Есть ли необходимость промежуточного контроля? Когда и в какой форме он будет организован?
Планирование проектной деятельности учителем
- Включение проектной деятельности в рабочую программу по предмету
- Включение проектной деятельности в план воспитательной работы
- Включение проектной деятельности в программу внеурочной деятельности
Согласование в ОУ сроков и количества предлагаемых проектов
Составление календарного графика работы над проектами
Этапы организации непосредственной проектной деятельности школьников :
1. Выбор темы и задачи проекта.
2. Выдвижение первоначальных идей.
3. Выбор лучшей идеи.
4. Планирование проектного задания.
5. Непосредственное выполнение проекта.
6. Оценка его и защита.
Этап 1.
Выбор темы и задачи проекта
Задача на этапе выбора темы проекта
- выявить вопросы (проблемы) вызывающие интерес
- выявить потребности конкретных людей или отдельных групп - для кого будет подготовлен проект, как планируем его использовать
Исследовательские работы
| Проектные работы
|
Результат этапа - проектное задание
школьники формулируют:
- название проекта;
- его функции (какие потребности человека будут удовлетворены);
- предполагаемый пользователь;
- результат (продукт) проекта.
Этап 2.
Выдвижение первоначальных идей
Идея проекта - понимание цели и пути её достижения
- начальное размышление учащихся о том, как можно реализовать те или иные потребности людей
- чем больше выдвигается идей, тем лучше
- основа этапа – «мозговой штурм».
Этап 3. Выбор лучшей идеи
Задача учащихся – создать систему критериев оценки проекта и выбрать лучшую идею.
Задача учителя — помочь школьникам отобрать и оценить выдвинутые идеи на основе анализа критериев оценки проекта.
Приёмы выбора лучшей идеи
- Качественная оценка идей.
- Синтезирование новой идеи посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей.
- «Матрица принятия решений».
Этап 4.
Планирование проектного задания
Итогом является технологическая карта проекта, фиксирующая
- необходимые ресурсы: временные, финансовые, трудовые, материальные, информационные;
- способы выполнения отдельных операций;
- план-график выполнения отдельных работ по изготовлению продукта.
Технологическая карта проекта
«….. » (название проекта) | Содержание, необходимые ресурсы | ||
Смысл проектной деятельности. Кому адресован проект. Его цель. |
| ||
Результат проектной деятельности | Продукт проектной деятельности. |
| |
Критерии оценки | 1. 2. 3. n. | ||
Что необходимо для выполнения проекта: | Источники информации |
| |
Приборы и материалы |
| ||
Необходимые умения, способы работы |
| ||
Время |
| ||
План работы над проектом | Этап 1 | Дата |
|
Этап 2 | Дата |
| |
Этап 3 | Дата |
| |
Этап n | Дата |
|
Этап 5. Непосредственное выполнение проекта
Задача учащихся – выполнение проекта в соответствии с технологической картой и оформление отчёта.
Задачи учителя:
- координация деятельности,
- развитие рабочих контактов участников,
- индивидуальные или групповые консультации,
- организация и проведение промежуточных отчетов (при необходимости).
Отчет по проекту включает
- обоснование выбора темы,
- описание проекта и хода работы над ним,
- представляют рисунки и эскизы, макеты
- итоги, выводы по проекту.
- Проект может быть представлен родителям, младшим школьникам. общественности
Этап 6.
Оценка проекта и его защита
Содержание этапа:
- самооценка и рефлексия,
- защита выполненных проектов,
- экспертная оценка проекта,
- предложения по совершенствованию деятельности.
Общие принципы оценки проектов
Оценка проекта должна носить стимулирующий характер. Должен быть поощрён каждый, кто участвовал в выполнении проектов.
Для оценки проектов предлагаются номинации.
Оценка проекта складывается из
- самооценки автора (участника) проекта
- оценки участия в проекте каждого со стороны группы (класса)
- экспертной оценки (учителя, оппонентов, рецензентов проекта) по критериям
Самооценка и рефлексия
Примерные вопросы для учащихся:
- Почему вы начали разрабатывать этот проект?
- На удовлетворение какой потребности людей он направлен?
- Соответствует ли критериям выбранная вами идея?
- Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?
- Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
- Что бы могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
- Каково мнение людей, которые будут использовать (примут участие) ваш проект?
- Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?
Защита выполненных проектов
Учащиеся представляют выполненный проект. Возможные формы представления проекта:
- устный отчет,
- устный отчет с демонстрацией моделей, презентаций, рисунков;
- выставка, концерт, спектакль, праздник;
- письменный отчет.
План выступления на защите
- Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого он предназначен?
- Было ли проведено предварительно исследование? Интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?
- Какова основная идея проекта? Какие ещё идеи у тебя были? Почему ты их отверг?
- Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
- Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
- Каковы этапы выполнения проекта? В чём они заключались?
- Какие комментарии ты получил относительно проекта от пользователей или посторонних людей?
- Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?
Для обучающихся в старшей школе
Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модель организации учебно - исследовательской и проектной деятельности...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
В статье рассказывается как организация поректной деятельности в школе позволяет повысить мотивацию учащихся...
Проектная деятельность в старшей школе
В нашей школе информатика – один из инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих ее современной и приближающей к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она явля...
Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.
В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...
«Особенности организации учебно-исследовательской деятельности на иностранных языках в старшей школе»
Педагогический проект...
«Роль учителя физической культуры в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе»
Руководство проектной деятельностью учащихся по предмету физическая культура так же интересна как и на уроках других предметов. Мы с учащимися создали уже несколько проектов, на самые разные тем...
Формирование Soft Skills на уроках проектной деятельности в старшей школе
Аннотация: данная статья посвящена вопросу формирования так называемых «гибких навыков» (soft skills) на уровне среднего общего образования. Приводится также их сравнение с метапредметными...