Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы
статья по теме

Шевченко Елена Михайловна

Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приобретения каждым школьником своего собственного личностного опыта. Обществу необходимо новое поколение молодых людей, творчески мыслящих, инициативных, способных осваивать новые профессии и области знаний, быстро ориентироваться в меняющемся мире и в потоке информации, умеющих находить общий язык с людьми разных профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2013.doc85.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы

Е.М.Шевченко

Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приобретения каждым школьником своего собственного личностного опыта. Обществу необходимо новое поколение молодых людей, творчески мыслящих, инициативных, способных осваивать новые профессии и области знаний, быстро ориентироваться в меняющемся мире и в потоке информации, умеющих находить общий язык с людьми разных профессий.

Для успешной социализации в обществе нынешний выпускник должен уметь ставить себе задачи, определять их практическую ценность и осуществлять решение. Именно средняя школа, закладывая основы развития личности, несет на себе ответственность за формирование этих качеств.

Очевидно, что организация учебно-исследовательской деятельности учащихся является той образовательной технологией, посредством которой решается задача комплексного подхода к воспитанию, образованию и развитию современных школьников. Сложно переоценить актуальность организации исследовательской деятельности школьников и ее важность для восстановления интеллектуального потенциала общества.

Учебно-исследовательская работа расширяет представление учащихся о предметных областях, способствует применению учащимися полученных знаний в реальной ситуации, стирает границы между предметами, помогает учащимся создать для себя целостную картину окружающего мира и определить свое место в нем.

Исследовательская деятельность для учащихся - это возможность  максимально раскрыть свои способности при работе в группе или индивидуально, получить больше знаний в отдельной области, показать публично достигнутый результат при защите работы. Задача учителя привлечь к ней не только сильных учащихся, постоянных участников олимпиад, обладающих достаточной смекалкой, но и многих других рассудительных, усердных учащихся, возможно, не таких быстрых и смекалистых, но не менее одаренных и перспективных.

Заинтересовать, зажечь учащихся творческой работой позволяют разнообразные формы урочной учебно-исследовательской деятельности. Наряду с проведением отдельных уроков, основанных на применении исследовательского метода обучения, таких как урок - исследование, урок - открытие, урок – защита исследовательских работ, урок - творческий отчет, широко используются педагогами и отдельные элементы урока, носящие исследовательский характер.

Так, например, решение учащимися новой для них задачи или проблемы путем выдвижения гипотезы, проверки ее и формулирования соответствующих выводов – уже есть начало исследовательского пути в обучении. Исследовательский характер может иметь также домашнее задание, учебный эксперимент или работа по отбору необходимой информации к уроку.

Все это дает возможность учащимся уже на уроке получить первичное представление о том, что такое исследование, в чем заключается исследовательский метод получения информации, увидеть результаты исследовательской работы своих товарищей.

Конечно, у школьников, как правило, отсутствует представление о методах, на которых основана исследовательская деятельность, поэтому нужна система применения элементов исследования в урочной работе, чтобы это представление могло быть должным образом сформировано.

Необходима также большая подготовительная работа, позволяющая учащимся накопить знания в конкретной предметной области, в которой ведется исследование, выработать навыки исследовательской деятельности, получить положительную мотивацию и заинтересованность в результате своей работы.

Особое внимание стоит уделить внеурочной деятельности, как имеющей значительно более широкие возможности реализации самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Эффективной формой объединения учащихся и педагогов для проведения  как подготовительного этапа, состоящего из обучающих занятий, семинаров и тренингов, так и этапа представления и защиты готовых исследовательских работ, является научно-исследовательское общество.

Ученическое научно-исследовательское общество – форма внеклассной работы, позволяющая сочетать обучение методам и приемам исследовательской работы, обсуждение промежуточных результатов, защиту работ, встречи с представителями науки. Такая форма работы создает условия для преемственности поколений учащихся, возможно создание  разновозрастных групп для реализации более длительных исследований.

В условиях адаптивной школы, на мой взгляд, целесообразно создание многопрофильного ученического научно-исследовательского общества. Так, например, в нашей школе создано НОУ «Эрудит», в которое вошли учащиеся с самыми разнообразными учебными интересами. В нем созданы несколько секций: биологии и медицины, математики и информатики, физики, географии, филологическая, историческая секции и секция начальной школы.

Работа общества спланирована следующим образом: организационные занятия, обучающие семинары, защита работ проводятся совместно, учебно-исследовательская работа в конкретной предметной области ведется по группам или индивидуально через консультации с научными руководителями, закрепленными за темой или проектом. Это позволяет учащимся не только поработать в интересующей предметной области, но и узнать много нового из других областей знаний.

Результатом такого подхода нередко бывает работа учащихся сразу в двух различных секциях или выбор интегрированной темы для проведения учебно-исследовательской работы.

Тема исследовательской работы «Геометрия и творчество Леонардо да Винчи», например, свидетельствует об увлечении автора работы живописью и математикой одновременно. Изученные пропорции великого художника и ученого, внесшего огромный вклад сразу в несколько областей науки, нашли применение в работах юной художницы, а пример разностороннего гения Леонардо да Винчи вдохновил ее продолжать исследовательскую работу.

«Перпендикуляр, наклонная и солнечные часы» - необычная работа, выполнена автором, занимающимся в секциях математики и биологии. В ней обоснована возможность устройства клумбы «Солнечные часы» с помощью перпендикуляра и окружностей разного радиуса, выполненных цветами контрастной окраски.

Интересная и серьезная тема исследования и хорошо выполненная  по ней исследовательская работа способны обеспечить успех учащимся в любом заочном конкурсе. Однако случается, что в очном конкурсе учащийся затрудняется должным образом защитить свою интересную работу. Очень полезно предварительно провести защиту работы на школьном уровне, это дает возможность тренировки, пробы сил перед выступлением на конкурсе или конференции муниципального или регионального уровня.

Практика работы в нашей школе показала целесообразность проведения школьных конференций и конкурсов. Ежегодно силами многопрофильного научного общества «Эрудит» проводится конкурс «Идея. Поиск. Решение», направления которого совпадают с направлениями Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» для среднего звена и Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в ХХI веке» для старшеклассников.

Участие в школьном конкурсе является дополнительной ступенью, своего рода генеральной репетицией для автора и значительно повышает вероятность его успешного представления своей работы на конкурсах более высокого уровня.

Доброй школьной традицией стали «Дни науки», проводимые в феврале – марте каждого учебного года. В День православной молодежи, 15 февраля, открывают «Дни науки» «Сретенские православные чтения». Каждый следующий день представляется одной из секций научного общества «Эрудит».

Слушателями докладов, предлагаемых участниками секции, являются не только члены научного общества,  но и все, кому интересна заявленная тема. Таким образом, ведется пропаганда научного общества, исследовательской работы и знаний в целом.

Активную позицию занимает школьное научное общество и при проведении традиционных предметных месячников, в рамках которых ведется заинтересованная просветительская работа среди младших  и средних школьников. Викторины, конкурсы, предметные аукционы, смотры знаний настраивают ребят на дополнительные занятия, готовят их к будущим собственным открытиям.

Учащиеся, проявившие себя в таких мероприятиях, приглашаются на заседания НОУ «Эрудит» обычно в качестве слушателей. При наличии разновозрастных групп, работающих по одной теме, они могут быть приглашены в состав группы, что обеспечит преемственность поколений в работе с длительным периодом исследований.

В последние годы идет активный поиск новых форм и методов обучения в средних школе, цель этого поиска - стимулировать интеллектуальный рост подрастающего поколения, полнее раскрыть творческие способности учащихся, развить личностные качества и умения. Гармоничное сочетание урочной и внеурочной форм исследовательской деятельности в условиях адаптивной школы, организация работы научных обществ помогают развить творческий потенциал учащегося и способствуют в дальнейшем переходу от учебных исследований к научным.

Литература

1. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. Под ред. Т.И. Шамовой. – Новосибирск, 1999

2. Научные общества учащихся: тем. подборка// Исследовательская работа школьников. - №4, 2005. – с106-128.

3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: ИФ «Сентябрь»,2003. – 204 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.1998.

5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии.- М.: НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»

Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...

Методика проведения уроков по органической химии в 10 классе блоками и организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

В связи с нехваткой учебного времени для  изучения материала органической химии в полном объеме и закрепления учащимися полученных знаний, я делюсь опытом преподавания органической химии блоками ...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует созданию среды для развития одаренности как можно большего числа будущих выпускников. Наиболее эффективной формой внеклассной ра...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

Окружающий  человека мир  многолик  и  многогранен. С  самого  раннего  детства   человек  исследует  этот  мир, и  добытые  самос...

Организация учебной деятельности учащихся в условиях адаптивной системы обучения.

Методика распределения и подача учебного материала по органической химии....