Организация исследовательской работы учащихся
статья на тему
Последнее время, когда наше образование находится в стадии реформирования, а новых подходов к его результатам вместе с диаметрально противоположными оценками оных появляется великое множество, как и статей моих коллег на данную тему, многие уверены, что браться за написание еще одной – дело ничтожное и неблагодарное. Однако, вопреки столь распространенному мнению, прежде всего среди педагогического сообщества, осмелюсь поделиться наработками, прошедшими апробирование в стенах обычного среднего учебного заведения в течение последних двух лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shvedova.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской работы учащихся.
Последнее время, когда наше образование находится в стадии реформирования, а новых подходов к его результатам вместе с диаметрально противоположными оценками оных появляется великое множество, как и статей моих коллег на данную тему, многие уверены, что браться за написание еще одной – дело ничтожное и неблагодарное. Однако, вопреки столь распространенному мнению, прежде всего среди педагогического сообщества, осмелюсь поделиться наработками, прошедшими апробирование в стенах обычного среднего учебного заведения в течение последних двух лет.
Новизна ФГОС заключается в Универсальных учебных действиях (УУД) и в разработке алгоритмов к каждому из УУД. Мы берем за основу требования к экзаменам в 9-Х классах, где, в отличие от текущих требований образовательного стандарта, предполагается четыре обязательных экзамена (с 2016 г), один из которых, возможно, будет проходить в форме защиты проекта по выбранному экзаменационному предмету.
Сущность любого проекта заключается в РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ, оформленном в виде конечного ПРОДУКТА. Все проекты делятся на УЧЕБНЫЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ. Основными компонентами проекта являются:
- Проблема, сформулированная следующим образом - основной вопрос-название-гипотеза-основные вопросы.
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация себя
- Портфолио
Что касается классификации проектов, можно выделить следующие:
- исследовательский
- творческий
-информационный
- ролевой
-практико-ориентированный
-монопредметный
-межпредметный
Позвольте познакомить Вас с простейшими технологиями социального проектирования. Вы, возможно, сумеете применить их на практике в любом социальном либо учебном проекте.
Планирование социального проекта включает следующие стадии:
- Организация группы в социальных сетях
- Определение темы и поиск социальных партнеров путем сетевого взаимодействия
- Определение примерной структуры проекта
- Формулировка проектных заданий
- Разработка критериев оценивания.
При помощи методики М.И. Рожкова, оценивающей уровень социализации как отдельных участников, так и коллектива были сделаны выводы по результативности:
- Четко обозначился актив класса, скрытые лидеры смогли проявить себя в рамках проекта в различных отраслевых подразделениях:
-аналитики;
-корреспонденты;
-группа технической поддержки;
- волонтеры;
-сценаристы;
-режиссеры;
-переговорщики
2. Но любой проект помимо оценки должен иметь конкретный результат, видимый и понятный всем участникам. Начиная тогда, мы надеялись, что оценку своей деятельности дадут сами участники, что же касается результата, то здесь теплилась робкая надежда, что хотя бы несколько из наиболее продвинутых участников, может быть, сумеют его сформулировать.
На этом этапе работы мы можем отметить, что ребята объединились в группы, лидеры этих групп самостоятельно осуществляли поиск и привлечение новых партнеров, договаривались о замене выбывших участников и т.п. Это дало возможность каждому участнику сообщества реализовать свои замыслы, проверить свои способности, научиться взаимодействию с другими участниками. Некоторые сознательно отказывались от работы в « привычной» группе, мотивируя тем, что хотят попробовать свои силы на новом поприще. Аналитики становились корреспондентами, волонтеры – режиссерами. Другие же, наоборот, не желали покидать свою группу, так как именно благодаря ей они почувствовали себя востребованными, значимыми и хотели продолжить ту деятельность, которая подарила им ощущение полной социальной адаптации в сообществе. Обычно, это были подростки с заниженной самооценкой, либо те, кто в коллективе был малозначим, избегал любых общественных поручений, держался в стороне от внеурочных мероприятий.
На каждом этапе проекта применялись конкретные современные технологии:
«Дебаты»- на этапе определения примерной структуры проекта;
«Организация групповой деятельности. Обучение работе в сотрудничестве» и технология развития «критического мышления» - на этапе формулирования проектных заданий;
«Проблематизация» и «визуализация» - на этапе привлечения новых социальных партнеров;
Метод «исследовательской работы» - на этапе разработки проектных заданий;
Система инновационной оценки «Портфолио» - на стадии разработки критериев оценки.
При разработке оценивания учитывались следующие показатели:
А) Мониторинг результативности (по методике М.И.Рожкова)
- исследовательские работы
- создание «Книги Памяти»
- навыки создания портфолио
- УУД как то, навыки работы с различными источниками ( семейные и государственные архивы, письма, трофеи, семейные реликвии)
Б) Мониторинг личностных изменений
- лидерство и коммуникабельность
-навыки коллективной деятельности
- изменение навыка самооценки
- изменение навыка самоорганизации
Подводя итоги, хотелось бы отметить еще один немаловажный момент – это формирование в результате данного проекта высших ценностей.
Материальные блага для нас имеют значение, но не решающее: мы удовлетворяемся скромным достатком. Первейшее – духовность, развитие умения делать добро людям и не допускать зла. Это добротолюбие, замешанное на Разуме, Мышлении, Уме.
Изучая образы и дела своих предков, молодое поколение обретает корни, находит образцы ума, души и духа, примеры бескорыстия и созидания. Меняется отношение к своим пращурам, появляется понимание ценности истории своей страны и, как сказал В.В.Путин в своем ежегодном послании президента, обеспечивается неразрывная связь поколений. Восстановление этой духовной связи есть одно из главнейших условий Возрождения России, Возрождения Великого народа, особенно в современной ситуации, когда участились попытки пересмотреть итоги Второй Мировой войны и переписать историю, лишить наших потомков Великой Победы. СТЕРЕТЬ ДАЖЕ ВОСПОМИНАНИЯ О НЕЙ! А разве не является все вышеперечисленное важнейшими составляющими в воспитании гражданственности, достоинства личности, национальной самоидентификации, патриотизма?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики
Данная работа является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Организация исследовательской работы учащихся 8 класса по изучению топонимики
Выступление на межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (31.10-02.11.2012г.). Секция "Русский язык в аспекте преподавания...
Организация исследовательской работы учащихся по биологии
Выступление на школьном методическом объединении учителей....
Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку.
В статье изложены возможные способы организации исследовательской работы учащихся по русскому языку....
Фрегин И.Н. Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.
Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.Перспективы развития науки на современном этапе непосредственно связаны с привлечением к научным исследованиям мотивир...
Организация исследовательской работы учащихся
Организация исследовательской работы учащихся...