Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку.
статья по русскому языку на тему

В статье изложены возможные способы организации  исследовательской работы учащихся по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled._rabota_uch-sya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  исследовательской работы учащихся

по русскому языку

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                          

ГЛАВА I. Исследовательское обучение в образовательной практике                                                                        

    1.1  Становление исследовательского подхода                                                                                                            

    1.2 Сущность основных понятий                                                                                                  

     ГЛАВА II. Приемы исследовательской деятельности на уроке русского   языка                               

              2.1 Организация исследовательской деятельности                               

    2.2  Из опыта работы.                                

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      

          ЛИТЕРАТУРА                        

                                                                                           

     

Введение

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.

В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Научно-исследовательская деятельность является:

- мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;

- одним из методов повышения интереса и, соответственно, качества образовательного процесса.

Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

В последние годы вопросы теории и практики исследовательской деятельности разрабатывались и разрабатываются многими исследователями.

В своих работах А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, А.М. Фридман приводят ясные доводы, что исследовательская деятельность имеет значительные преимущества перед проектной в силу того, что последняя детерминирована предсказуемостью, человек, разрабатывающий и реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. В отличие от проектирования исследовательская деятельность

изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема исследовательской деятельности в образовательном процессе является актуальной. Исходя из актуальности, были выделены следующие параметры.

Предмет исследования: организация исследовательской деятельности школьников.

Цель работы: определить влияние научно-исследовательской деятельности как средства повышения качества образовательного процесса.

Задачи:

  • Определить содержание понятия «исследовательская деятельность»;
  • Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;

Ведущая идея исследования: обобщить и эффективно использовать опыт работы по развитию творческого мышления через применение исследовательской деятельности.

Глава 1. Исследовательское обучение в образовательной практике

1.1. Становление исследовательского подхода  

Задатки исследовательского обучения наблюдаются ещё в античности, в частности это знаменитые беседы, которые проводил Сократ. Но всерьёз об исследовательских методах заговорили гораздо позже.

Я.А. Коменский поставил вопрос о сочетании теории с практической деятельностью.

Выступая против абстрактных знаний, М.В. Ломоносов писал: «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды».

                Много ценного в решение вопроса об условиях успешного обучения и воспитания внес К.Д. Ушинский: «Следует предварительно приучить детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них пред глазами, потом сравнивать между собой несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие...».   Ценность исследовательских работ учащихся К.Д. Ушинский видел в том, что они обеспечивают самостоятельность, сознательность и прочность усвоения учебного материала.  [3 ]

На современном этапе развития школы сущность этого метода, его функции и границы применения могут быть определены более точно.

1.2.  Сущность основных понятий

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей. Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

А.И. Савенков даёт следующее понятие исследованию: «Исследование в

обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека». Он же даёт понятие «исследовательского обучения». «Это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». [ 3]

Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

 Говоря о самостоятельности ученика в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует,  направляет, наталкивает на возможные выходы.

Определим под исследовательской деятельностью учащихся творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Учитель в данном случае выступает именно как носитель опыта организации деятельности, а не как источник «знаний в последней инстанции».  [ 2 ]

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение

 гипотезы и её проверка, формирование выводов, закономерностей. 

 В настоящее время исследовательская деятельность учащихся предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

 1. Привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.

 2. Развитие творческих способностей и познавательных интересов.

 3. Углубление общеобразовательной подготовки.

 4. Развитие личностных качеств учащихся.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.

Основой учебно-исследовательской работы является:

 1) нацеленность на прирост научного знания;

 2) поэтапность процесса исследования (от осознания поля проблематизации до создания текста – продукта исследования);

 3) использование научных методов исследования;

  1. выбор их в зависимости от объекта исследования.

ГЛАВА II. Приемы исследовательской деятельности на уроке русского языка 

 2.1. Организация исследовательской деятельности

Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

Прежде всего, это урочная деятельность школьников - проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших

школьников и т. п. Эта оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); проекты (5-11-е кл.);

       Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. [ 1 ]Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

    I этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

     II этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется   максимальная самостоятельность.

       III этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) —  равноправные партнеры.

  На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Приобщение детей к занятиям по исследовательской деятельности проводятся через следующие формы и методы:

Теоретические:

-беседы;

-лекции;

-рассказы;

Практические:

-метод исследования литературы по проблемной теме;

-поисковый метод;

-обзорно-аналитический метод;

-социологический опрос;

-тестирование;

-работа на  компьютере;

-интервью и др.

В результате активной научно-исследовательской деятельности учащийся профилирует свою учёбу в школе, учится самостоятельно оценивать свои способности, ставить перед собой задачи поисков и нахождения более эффективных способов и приёмов добывания знаний. Такая стратегия деятельности активизирует, как показывает практика, творческий потенциал личности, осознание личностью своего места в окружающем мире.

Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.

 Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.

 Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему,

 способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции, выставлением проектов на конкурсах.

Основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников является проект. Весь процесс организации проектно-исследовательской деятельности можно разбить на следующие этапы:

I этап — выбор проектно-исследовательской темы.

II этап — анализ выбранной темы (актуальность темы, научный замысел, цели и задачи исследования; подбор и работа с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач).

III этап — индивидуальные консультации по выбираемой теме (можно идти параллельно со вторым).

IV этап — оформление исследовательской и проектной частей работы,

V этап — защита работы на научно-практической конференции города и лицея, представление на конкурсах и выставках

2.2. Из опыта работы

В данной главе приведем некоторые формы организации исследовательской деятельности из опыта работы.

 На своих уроках русского языка я прежде всего предлагаю учащимся роль исследователя при изучении нового материала, т. е. использую метод постановки проблемного вопроса.

 Сравнение выведенного понятия с формулировкой, данной в учебнике, показывает, что ученики могут самостоятельно делать выводы.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания

 знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическую необходимость обращаться к словарям,  целесообразнее воспитывать на базе

10

 ситуативных задач. Например:

          Представьте, что вы корректор журнала. Вам необходимо подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные автором, машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.

Проблемную ситуацию, которая приводит к работе со словарями, создаю и на разминке в начале урока. Например, предлагаю задание « Разведи слова по значению и написанию»: предать — придать, косный — костный.

Витамин

- Что такое витамины? Для чего они нужны?

Витамин –международный учебный термин, образованный из латинского «вита» -«жизнь» и обозначающий: «вещество, необходимое для жизни».

Фонетика

-Что такое фонетика? Что она изучает?

-Как по-гречески «звук»?

-Вспомните и запишите как можно больше слов, восходящих к греческому phone («звук»).Магнитофон, микрофон, фонотека, граммофон, стериофонический и т.д.

Компанейский и аккомпанировать…Что  общего между этими словами?

Современный лингвист П.Я.Черных доказал, что эти слова – дальние родственники. Компанейский (разг.) – любящий быть в компании, а в слове компания этимологически выделяются латинская приставка сот-, со- - вместе и корень pan (от panis – хлеб); компания-буквально «сохлебники».Этимологический корень –pan- мы находим в глаголе аккомпанировать, который первоначально значил «зарабатывать хлеб (или на хлеб) вместе с тем, кто является основным исполнителем номера».

Интересно ученикам задание «Почему мы так говорим?» - раскрыть смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Планируя уроки русского языка, предпочтение отдаётся таким формам

 учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения.

11

Н-р, уроки-семинары («Наречие как самостоятельная часть речи»).

Важным для будущих исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. Формированию таких навыков служит работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование.

Одной из актуальных форм в современной образовательной ситуации  является лингвистическое краеведение. В рамках факультатива в 5х классах была организована  исследовательская работа по изучению ономастики, т. е. совокупности собственных имен и названий, употребляемых в данной метности (топонимы, микротопонимы, антропонимы, зоонимы). Исследование было начато  со сбора и обработки  языкового материала.

Углянец. Одна из версий происхождения современного названия гласит, что в здесь во времена Петра I жгли уголь, который потом переправляли на корабельные верфи. Втора версия - от слова «угол» - «Углянец».

Ул. Кольцова — получила название в 1962 году в честь воронежского поэта Кольцова. Неофициальное название — Зыбинка — по фамилии жившего в 19 в      на этой территории помещика Зыбина.

На основании данных проведенного краеведческого поиска был сделан вывод, что наиболее продуктивными в семантическом плане оказались названия, данные в честь отдельных лиц (25 из 60: Мичурина, Ломоносова, Маршака, Пушкина, Гоголя, Кольцова и т.д.)

Работа по изучению антропонимики ограничена составлением родословных отдельных семей и установлением семантики их фамилий, но она будет

продолжена.

Большой интерес учащихся вызвало составление карточек зоонимов — кличек

12

 их домашних питомцев, так как дети анализировали принципы собственного

 словотворчества. Например, кот Сема — имя звучит мягко и ласково. И котик мягкий на ощупь. Василий(не Вася!) - очень умный и воспитанный.

 Работы по этим темам были представлены на школьной конференции НОУ.

Цель таких заданий – будить детскую любознательность, побуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из полученных результатов исследования, мы выделили ряд методических рекомендаций.

Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования;

На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы;

Учитель должен “использовать различные стратегии обучения, проявляя уважение к индивидуальности ученика”, задания распределять по учащимся на основе учёта их индивидуальных особенностей;

Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным;

Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч. - 2005. №6. - с.4-29.

  1. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Сост. и ред. А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. С. 48-63.
  2. Савенков А.И.   Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.
  1. Технология организации проектной и исследовательской деятельности. Автореферат, С-Петербург 2007г.
  2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  1. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. 3-е изд., М.: Рус. яз., 1999.

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение неуспеваемости

В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися по русскому языку при подготовке к ЕГЭ

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необ...

Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...

Карточки для индивидуальной работы учащихся по русскому языку в 8 классе

Карточки для индивидуальной работы по русскому языку для повторения курса   8 класса. ...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...