Организация исследовательской работы учащихся 8 класса по изучению топонимики
статья по русскому языку на тему
Выступление на межрегиональной конференции по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации (31.10-02.11.2012г.). Секция "Русский язык в аспекте преподавания в вузе и школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eliseeva_o.a._statya_1.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Елисеева О.А.,
учитель русского языка и литературы
Россия, Нижегородская обл.,
г.Саров, МБОУ СОШ №14
Организация исследовательской работы учащихся 8 класса по изучению топонимики г.Саров (из опыта работы).
Федеральная целевая программа «Русский язык» в качестве одной из основных задач выдвигает воспитание сознательного отношения к языку как к национально-культурной ценности». Но это невозможно без приобщения к национальной культуре, к национальным традициям своего региона. Поэтому в содержании современного филологического образования актуален региональный компонент как дополнительные знания, связанные с особенностями социальной и духовной жизни региона.
Ценнейшим материалом, способствующим приобщению школьников к национальной культуре, к традициям своего края и одновременно влияющим на формирование личности учащегося, является лингвистический краеведческий материал.
Лингвистическое краеведение – это вид внешкольной работы учащихся, который включает следующие направления: топонимы родного края, антропонимия местности, местные диалекты, язык художественных произведений писателей, связанных с родным краем.
Привлечь учащихся к изучению своей малой Родины можно с помощью исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования стали топонимы родного города Сарова и его ближайших окрестностей.
Участниками проекта стали 5 учеников 8 класса, которые проявляли интерес к изучению языка, его этимологии, к истории родной страны. В учебном плане 7-ого класса был предмет краеведение, к которому подростки испытывали огромный интерес. К тому же учащиеся 8 класса (в отличие от 5-6-классников) уже обладают некоторой лингвистической подготовкой: изучены фонетика, лексика, морфология, словообразование. Им интересно сотрудничать с библиотекой, с музеями, работать с архивными документами.
Целью исследования стали топонимы г.Саров Нижегородской обл. и возможности их использования для изучения на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить, собрать и систематизировать топонимический материал города Сарова разных периодов его развития (древнейшего периода существования города, монастырского периода, периода и развития Федерального Ядерного Центра);
- охарактеризовать состав топонимов города Сарова по происхождению и словообразованию;
- изучить возможность использования топонимического материала на уроках русского языка;
- разработать цикл бесед для учащихся начальной школs о топонимике Сарова.
Исследовательская работа проводилась в течение 2011–2012 учебного года. В работе представлены описание методики сбора материала, а также результаты исследования.
Объект исследования – ареальная топонимия Закрытого административно-территориального образования г.Саров.
Методы исследования
1)изучение исторической и краеведческой литературы
2)изучение картографических источников
3)опрос информаторов-старожилов города
4)метод проблемной интерпретации
Начало поиска
С помощью лингвистических словарей ученики выяснили, какие бывают топонимы, их классификацию, т.е. познакомились с понятийным аппаратом науки топонимики.
Т.к. топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики, ребятам необходимо было изучить историю заселения этих мест, историю возникновения Саровского монастыря, новейшую историю города.
Методика сбора материала
Учащиеся занимались сбором информации о топонимике своего города: как были образованы микротопонимы и что было их мотивировочным основанием. Основные инструменты: интервью, опросы жителей, работа с архивными материалами (географические карты, письменные источники). Огромную помощь в работе оказали работники городского краеведческого музея.
Используя Методические рекомендации по топонимическим исследованиям (авт.Сенють А.П.) разработали следующую схему анализа топонимов:
топоним;
вид топонима;
местонахождение;
время появления топонима;
объяснение этимологии;
источник информации;
способ образования топонима.
Языковая работа.
Анализ собранной информации, исследование языковых явлений. Распределение топонимов по определенным группам. Этот этап оказался самым длительным. Учащиеся столкнулись с трудностями в определении точной мотивировки некоторых названий.
Результаты исследования и выводы.
Топонимы, связанные с древнейшей историей города
Были проанализированы и классифицированы 5 топонимов. Работая с Нижегородским топонимическим словарём [Морохин 1997], выяснили этимологию этих названий:
Сараклыч(ойконим) – из тюркского языка «золотая сабля»;
Сатис(гидроним) – от тюркского «сатис» - «торговая река», название указывает на специфическое транспортное назначение реки; возможно и патронимическое происхождение от финно-угорского имени Сатий\Сатыш, которое могло принадлежать первопоселенцу.
Саров(Сарова, Саровка)(гидроним) – финно-угорско название от «сары»-болотный и гидроформанта «ев»; раньше эту реку называли Сарова, в документах 17в.-Саров.
Саров(название города) – вторичное название от гидронима.
Кереметь(хороним) – от эрзянского слова «кереметье», обозначающее у поволжских финно-угров и чувашей духа-покровителя рода.
Ребятами сделан вывод: из 5 топонимов 4 имеют финно-угорское происхождение, что говорит о существовании финно-угорских(мордовских) племён на этой территории, что подтверждают и археологические раскопки.
Топонимы, связанные с существованием монастыря Сатисо-Градо-Саровская Пустынь.
Проанализировав этимологию и строение этих топонимов, ученики сделали вывод: из 9 топонимов 8 имеют русское происхождение, 1название - финно-угорское, но образовано по русским правилам словообразования.
3 топонима указывают на характеристику объекта (Протяжка, Маслиха, Кремешки);
2 топонима – Ближняя и Дальняя (пустынки) – образуют пару, указывающую на расположение объектов.
В отношении словообразования видно, что в топонимии Сарова этого периода используются основные словообразовательные способы, которые свойственны русскому языку. В роли топонимообразующих выступают суффиксы: -ов-,-к-(Варламовка, Филипповка, Протяжка); -ск-(Шилокшанский, Сысовский); -их-, -ешк-(Маслиха, Кремешки).
Топонимы, связанные с современной историей города
Работа по современной топонимике была очень интересной и в то же время сложной. Специфика города в том, что из соображений секретности он был убран с географических карт, несколько раз менял своё название. Топографические карты местности имели гриф «совершенно секретно»[Цукерман 1994: 25]. Работая в архиве городского краеведческого музея, ребятам встретились документы (свидетельства о рождении) людей, родившихся в нашем городе, но место рождения у всех указано разное: Москва, Ленинградский район; г.Арзамас-75, г.Саров. Также найдены почтовые конверты и открытки местных жителей с разными почтовыми адресами: станция Шатки-1, Арзамас-75, Арзамас-16, Кремлёв).
Группа моих исследователей заинтересовалась микротопонимами, возникшими в 50-70-х годах XX-ого века. В литературе нашлось немного информации по этому вопросу. Никто не занимался изучением названий посёлков, из которых вырос город как «объект», сменивший за время существования около 20 наименований. Названия этих посёлков неформальные, официально не прописанные. Хранятся они подчас только в памяти старожилов города, и если их сейчас не зафиксировать, то они могут просто «кануть в Лету».
В исследовательской работе опирались главным образом на рассказы старожилов – людей, живущих в городе с начала 50-х годов – времени создания города как объекта по разработке атомной бомбы.
Выяснилось, что в городе (имеется в виду территория, ограниченная периметром) было 9 посёлков.
Посёлок ИТР (ИТР-овский посёлок) – название указывает на то, что здесь жили инженерно-технические работники, научная элита города.
Посёлок Боровой – название произошло от соснового бора, на месте которого вырос район.
Старофинский посёлок – назван финским, т.к.возведён из сборных щитовых домиков, завезённых по репарациям из Финляндии в 1947-1949г.г.
Новофинский посёлок – также по названию финских домов, но построен он позже старофинского.
Молодёжный посёлок – название указывает на то, что здесь жила в основном молодёжь.
Рабочий посёлок – здесь жили в основном рабочие заводов №1,3.
Посёлок Строитель – жили рабочие строительных специальностей.
Дикий посёлок – находился в лесу между Старофинским и Молодёжным, а также здесь жили бывшие заключённые, оставшиеся после ликвидации колонии.
Посёлок Балыково в состав города вошёл в 1948г.(раньше – село). Название выводят из татарского «байдык» - «богатый» и «беляк» - «самовольный захват территории под поселение»(Морохин, с.60)
В ходе работы по изучению топонимики Сарова ученики получили неоценимые навыки исследовательско-поисковой работы: навыки обращения с различными видами словарей, справочников, карт, опроса информаторов, навуки работы в единой команде.
Кроме того, работа имела практический выход: составлены кроссворды по темам «Топонимика», «Топонимы Сарова»; подготовлены беседы для учащихся начальных классов «Раскрываем секреты топонимики», «Их именами названы улицы города», «Знакомые названия (Саров, Сатис, Маслиха)». Эти материалы бережно хранятся в кабинете русского языка, используются для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
Литература:
1. Агапов А.А. Саров: прошлое, настоящее: альбом. – 3-е изд. – Н.Новгород; Саров; Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002.
2.Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. – Нижний Новгород: КиТиздат, 1997.
3.Цукерман В.А., Азарх З.М. Люди и взрывы. – ВНИИЭФ, Арзамас-16, 1994.
Ресурсы Интернет
2. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071580/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках математики
Данная работа является попыткой обобщения опыта по применению элементов исследования на уроках математики и во внеурочное время, как в среднем звене, так и в профильной школе.Исследование ...
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы
Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...
Организация исследовательской работы учащихся по биологии
Выступление на школьном методическом объединении учителей....
Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку.
В статье изложены возможные способы организации исследовательской работы учащихся по русскому языку....
Статья. Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения биологии
Статья посвящена вопросу организации исследовательской деятельности школьников в процессе изучения биологии....
Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения Обществознания
Фундаментом программы «Основы учебно-исследовательской деятельности учащихся » является реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся . Каждый учащийся вып...