СТАТЬЯ.Обучение и воспитание на уроках "Черчение"
статья на тему

В статье рассказываю о нетрадиционных методах работы с учащимися на уроках черчения, делюсь личными наблюдениями и опытом работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Обучение и воспитание  на уроках «Черчение»

      Хотелось бы начать статью  парой высказываний В.А. Сухомлинского, которые заставили меня пересмотреть традиционное отношение к уроку вообще и уроку черчения в частности: "Трафарет, шаблон, стрижка всех под одну гребёнку -это худшее проявление равнодушия, несправедливости"

"Справедливость - это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребёнка"

       Особенность курса черчения в средней общеобразовательной школе - его чрезмерная сжатость. Традиционное обучение характеризуется односторонней активностью преподавателя и малой активностью учащихся на уроках. Даже при выполнении многих самостоятельных заданий и упражнений преследуется одна и та же цель: как можно лучше закрепить те или иные знания и умения при действиях в основном с теми задачами, способ решения которых уже детально показан ранее, что значительно уменьшает возможность развития самостоятельности мышления. В связи с этим передо мной встал вопрос: как построить обучение, чтобы процесс познания стал интересен, значим для учащихся? Изучив множество литературы, я пришла к выводу, что для того, чтобы усилия учителя были эффективны, необходимо, чтобы уроки имели эмоциональную основу, стали совместным процессом познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог  учащихся между собой и учителем.

Именно это становится возможно при интерактивном обучении. Интерактивное обучение -это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с передаточных на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Психологами доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель - ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает эффективность обучения не менее чем на 10%.

Методику организации интерактивного обучения я нашла у Е.В.Коротаевой, но в результате её освоения «подстроила под себя» .

Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения и воспитания происходит в совместной деятельности. На уроке учитель объединяет учеников в группы . Каждая группа получает одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Каждый ученик в своей группе играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (капитан, штурман, секретарь, докладчик и т.д.). Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом, отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы в том, чтобы опыт, который ребенок приобрел в специально созданной среде (знания, умения), смог перенести во внешний мир и успешно его использовать. В то же время очень важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.

Если какая-то из групп справилась с заданием раньше остальных, то необходимо занять эту группу ещё чем-то. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников.

При интерактивном обучении необходимо следить, чтобы обязательно были решены две основные функции: решение постановочных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы.

На начальном этапе лучше всего вырабатывать приемы коллективной деятельности в комфортной среде. Когда дети привыкнут к работе в группах, нужно постепенно менять состав групп и приучать к работе с обязательным сменным составом.

На первых порах формирую группы по «желанию». Плюсы этого:

• учитываются межличностные связи школьников;

• формируется располагающая к общению обстановка;

• снимается напряжение;

• укрепляется «чувство локтя», уверенности в поддержке.

Но есть и минусы:

• формируются группы не равные друг - другу по количеству и качеству;

• в группе может сложиться «попустительская» атмосфера;

• за пределами групп могут остаться ученики, которые относятся к «пренебрегаемым», что может разрушить внутриколлективные связи в классе.

При формировании групп необходимо принимать во внимание и задачи урока. Если целью урока является получение новых знаний (урок изучения нового материала), я формирую группы так, чтобы сильные ученики были «перемешаны» со слабыми. При этом учитываю, что этот сильный должен быть доброжелательным и терпеливым партнером. А если цель урока - проверка знаний (урок закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающий урок), то могу «сильных» учеников соединить в отдельную группу и дать более сложное задание. Кроме того, при работе в группе я предлагаю учащимся задачи, которые вынуждают детей общаться друг с другом, искать друг у друга помощи, обмениваться мнением. Очень часто использую элементы проблемного обучения , занимательные задачи, задачи на развитие пространственного мышления, кроссворды и т.д.

Приучаю детей к тому, что каждый может выдвинуть любую, самую фантастическую идею, что каждый ученик имеет право на ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение выразительному чтению на уроках русского языка"

Обучение выразительному чтению является необхо­димым условием развития речи школьников, их мышления и эмоциональной сферы. Речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие речи перестраивае...

Статья "Обучение и развитие учащихся на уроках-мастерских"

Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать - и я научусь. Мастерская-технология, которая создает условие для действия....

Статья: "Обучение математике в школе в условиях модернизации Российского образования"

Доклад по курсу дополнительного профессионального образования....

Статья "Обучение английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода"

Обучение  английскому языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода обусловлено современными требованиями к организации учебного процесса в соответствии с учетом психических особенностей и п...

Статья "Обучение графике в английском языке на начальном этапе обучения"

Данная статья содержит методический материал по обучению письму  на начальном этапе обучения школьников английскому языку...

Статья "Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке"

Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями, а в дальнейшем, и их интеграции в обществе, остаются актуальными на сегодняшний день. Обучающиеся, воспитанники об...

статья обучение и воспитание детей с ОВЗ

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» предусмотрена модернизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья: «Новая школа – это школа для в...