Статья "Обучение и развитие учащихся на уроках-мастерских"
статья по теме

Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать - и я научусь.

 

Мастерская-технология, которая создает условие для действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Обучение и развитие учащихся на уроках-мастерских».

Малявина Н.Л

Учитель русского и литературы ГБОУ СОШ №124 г. Санкт-Петербурга

Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать – и  я научусь

Одним из  главных требований к современному уроку и образованию в целом является  воспитание способности к самообразованию.  Школа должна способствовать « созданию условий для развития и воспитания обучающихся, обеспечивать их социальную самоидентификацию и гражданское становление; формировать готовности к саморазвитию, самовоспитанию и непрерывному образованию, осознанному выбору обучающимися направления будущей профессиональной деятельности» - это записано в проекте  ФГОС. Уже не одно десятилетие идет речь на разных уровнях о том, что авторитарная школа не соответствует требованиям времени.  Но говорить и даже понимать это и суметь на практике реализовать что-либо новое – разные вещи. Новые программы, приказы, методические  разработки,  оборудование мало что меняют на деле.

Как правило, на вопрос о  профессиональных задачах можно услышать привычный ответ: деятельность учителя направлена на то, чтобы передать знания детям. Всегда этот процесс строится на доверии к учителю, и он это доверие  оправдывает: он всегда  знает досконально материал, умеет его изложить доходчиво,  эмоционально,  многократно,  с иллюстрациями… Добросовестный учитель вкладывает очень много сил в работу,  и количество проработанных лет никак не облегчает процесс подготовки к урокам. Но вот все чаще возникает недовольство результатами нашего нелегкого труда, и это даже обидно. Объяснения учителя очень часто бывают невостребованными, потому что мотивация учащихся к обучению либо не осознана вообще, либо расходится с представлениями взрослых. Почему так происходит? Можно отдельно подумать над вопросами: чему мы учим, как учим и зачем. Над этим полезно задуматься не только учителям, но и ученикам (добавив  -ся), родителям.

Цивилизация тяготеет к развитию индивидуальности, утверждению самоценности личности. Теперь каждый учитель сталкивается с ситуацией, когда в классе почти каждый ребенок старается ярко заявить о себе, привлечь внимание именно к себе, все реже помня, что рядом его сверстники тоже имеют право на свой голос.

Стремление проявить себя может пройти со временем , что часто и происходит  уже в средней школе.  Каждый ребенок уверен  в своих силах, но кто-то начинает терять уверенность на пороге школы, кто-то, получив первую двойку, а кто-то, соскучившись от  однообразия и устав от ожиданий. Такой ход событий ведет к разочарованию, снижению интереса не только к обучению, а даже пребыванию в школе. Поэтому следует найти способ переключить природную энергию индивида  на созидание личности в процессе обучения.

Любые педагогические приемы, дающие ребенку возможность утвердиться в мысли, что он может сам найти знания, сам сотворить эти знания, можно считать творческими. Творчество – это естественное состояние ребенка. Игра ли это, работа ли это – равно интересно. Дети любят серьезно трудиться, думать, добиваться цели, показывать результат своего труда. Но, к сожалению, урок не воспринимается ребятами как форма для проявления своих способностей. Чаще преобладает неуверенность перед требованиями учителя, и усилия сводятся к тому, чтобы угадать, чего хочет учитель ( какого ответа, какой реакции, какого поведения ждет). Как правило, ученику на уроке отводится слишком малая роль – пассивного потребителя. Для современных детей это скучно и неинтересно. Цели надо ставить высокие, задачи – трудные, тогда можно ждать результатов развития. В средней школе пока еще сохраняется у детей вера в свои возможности, и это надо учитывать в организации учебных занятий.

Перед учителем встает задача организовать процесс работы так, чтобы каждый учащийся смог работать сам, помочь другому,  попросить о помощи и увидеть результаты своей непростой работы. Если человек понимает, что он сделал для победы все, выложился на все сто, он испытывает удовлетворение от труда. Если в работу вложены силы, она не может не быть успешной.

Методика проведения уроков-мастерских во многом удовлетворяет требованиям современной школы. Форма организации учебно-воспитательного процесса способствует созданию творческой атмосферы, психологического комфорта, роста личности ребенка, в мастерской не  только ребенок получает удовольствие от работы, но и учитель вместе с детьми ощущает, что такое сотворчество.  Главный девиз мастерской – «каждый способен». В педагогической мастерской идет работа – мастерят знания; здесь нет зрителей: есть мастер и подмастерья. Перед началом работы можно заключить договор: нельзя не работать, нельзя мешать работать соседу. На самом деле иногда некоторые подростки не сразу соглашаются выполнять задания учителя (по разным причинам: от плохого самочувствия до хронической лени), но, как правило, даже они заинтересовываются работой и включаются в процесс на каком-то этапе. Что привлекает детей в мастерской? Доверию к участникам работы, доступность заданий, свобода выбора формы участия в работе, сочетание индивидуальной работы и коллективной, получение микрорезультатов на этапах мастерской, разные виды работы (от работы с ассоциациями и рисования до понимания научного текста и самостоятельного письма). Участник мастерской все время осуществляет выбор: места в пространстве класса, степени активности, формы работы, материала, какой-то роли в группе. Благодаря тому, что во многом этот выбор самостоятельный, ученик определяет и свою ответственность, а это обязывает к работе. Большая разница между тем, что учитель говорит неоднократно на каждом уроке: «Ты должен…», - и не -произнесенным обязательством перед собой и коллегами по работе. Ощущение ответственности перед другими и чувство плеча товарища – это почти забытые понятия, а здесь оно возрождается  и не декларативно, а по сути.

Цель мастерской - ввести детей в процесс познания, не давать готовых знаний, а указывать к ним дорогу. Преподаватель строит процесс так, чтобы у участников возникла заинтересованность в информации, учитель помогает организовывать совместный поиск ответов на возникшие вопросы. Учитель отказывается от прямой подачи информации от знающего к незнающему. Знания должны быть добыты трудом, а не получены в готовом виде: то, что заработано, и ценится дороже. Поэтому дети, как правило, надолго запоминают уроки-мастерские и всегда просят, чтобы поскорее была следующая мастерская.

Что считать результатом работы в мастерской – вопрос часто задаваемый  и дискутируемый. Существуют мастерские творческого письма, на которых дети пишут необыкновенно глубокие по смыслу и интересные по форме тексты; есть мастерские построения знаний, на которых подчас охватывается материал в несколько раз больший по объему, чем на обычном уроке, и дети его усваивают глубже и с удовольствием; есть мастерские «построения себя», на которых подростки задумываются над глубокими философскими вопросами и после мастерской продолжают спорить, обдумывать очень важные проблемы, связанные с жизненными принципами. Чаще признают воспитательное и развивающее значение мастерских, чем образовательный результат, но кто скажет, что это менее важно?

 Результатом можно уже считать  удовольствие от работы ,  которое запоминается и которое хочется повторить еще и еще раз. Взрослым понятна разница между трудом свободным и  подневольным, изнурительным. Поколение родителей школьников, сами учителя  помнят, сколько приходилось учить, зубрить,  нервничать в школе; да и знаний  вроде получили много, но в современной жизни многие потерялись, не могут себе сами помочь. Почему? И ведь люди талантливые, знающие, хорошие специалисты. Не стоит углубляться в причины, но одна из первых – заниженная самооценка: в детстве  брали много готового (вспомните: «не умеешь – не берись», «я лучше знаю…») и растеряли такие важные качества, как уверенность в себе и целеустремленность. Впрочем, это может быть  темой другого разговора.

«Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял», - эта мудрость может стать девизом учителя. Сделанная руками творческая работа (рисунок, аппликация, живая скульптура, движение…) приносят радость и удовольствие от успеха. Ситуация успеха – это одно из самых главных условий.  Иногда не важен результат творческого задания – важен процесс, то есть переживания, которые сопутствовали работе. Главное – ты сделал, получил результат, который  впоследствии можешь совершенствовать – тебе помогут одноклассники, учитель. Помогут, поддержат, но не сделают за тебя.  Ты сам можешь, ты сам способен. Но, возможно, мастерская, с этой точки зрения, способна выполнить некоторый социальный  заказ. Мастерская дает знания человеческого общения, помогает  вспомнить, что мы люди, что мы умные, добрые, способные, талантливые… это фон, на который накладывается, и часто более успешно, информация из тех же учебников. И учится не каждый сам по себе у учителя и учебника, а и друг у друга. Причем, надо сказать, учитель при творческом подходе к обучению тоже получает от детей знание, это замечали еще и Л. Толстой, и С. Рачинский.

Конечно, методика преподавания мастерских не может быть универсальной, единственной  и обязательной.  Людям, которые «прожили» мастерскую, становится трудно работать только в системе уроков. Меняется главное – отношение к ученику: оно становится уважительным. Часто, приглашая учителей поработать в мастерской наравне с детьми, чувствуешь неуверенность взрослых, умных, образованных людей и слышать отказ: «Мы не умеем так рисовать, сочинять…» И действительно,  многие задумываются: «Смогу ли я?» - уходя с открытого урока-мастерской,  и начинают думать, узнавать, учиться, искать, пробовать. Изменения в методике начинаются не с уроков, а с изменений позиции учителя: от авторитетной педагогики – к педагогике сотворчества. Это сложная внутренняя работа, за ней идет нелегкий процесс обучения, накопления знаний и опыта и, наконец, подготовка первой мастерской. Учителя-мастера знают, что работа эта очень нелегкая и поэтому всегда готовы помочь коллегам в подготовке мастерской и идеями, и материалами для работы. Методика мастерских – это пробуждение творческого начала в учителе, который всегда ненасытен в приеме информации и так же щедр в передаче ее другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Урок- мастерская (урок развития речи в 6 классе)

Написание сочинения- минниатюры за короткое время...

Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"

Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...

Технологическая карта урока по развитию речи. Форма проведения- урок- мастерская " За что спасибо?"

Данный урок русского языка разработан с использованием технологии педагогической мастерской письма для проведения в 9 классе.  На уроке предполагается работа с текстом рассказа Бориса Екимова, ко...

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...