статья обучение и воспитание детей с ОВЗ
статья
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» предусмотрена модернизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья: «Новая школа – это школа для всех». Она сделала актуальным обучение всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития из различных микрорайонов города. Основной задачей школы VIII вида является создание условия для успешной адаптации и социализации данной категории детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_i_vospitanie_detey_s_ovz.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида Ступинского муниципального района
«Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционного учреждения VIII вида»
Карамнова Татьяна Дмитриевна
Ступино
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида Ступинского муниципального района расположена в городе Ступино Московской области в микрорайоне «Черемушки».
Нашему образовательному учреждению более 20 лет. Одним из основных принципов содержания школьного образования является жизненная необходимость и практическая значимость.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» предусмотрена модернизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья: «Новая школа – это школа для всех». Она сделала актуальным обучение всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития из различных микрорайонов города. Основной задачей школы VIII вида является создание условия для успешной адаптации и социализации данной категории детей.
Школа оказывает образовательные услуги для всех категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выполняет социальный заказ родителей – сориентировать учащихся на рабочие строительные специальности, которые востребованы в настоящее время в связи с увеличением рынка жилья, а также дать образование для отдельных категорий детей, необходимое для их дальнейшей социализации и самообслуживания. Одним из условий успешной социализации выпускников школа считает тесную связь «школа–профессиональное училище», обеспечивающей овладение обучающимися специальностей штукатур–маляр, мастер–плиточник, а также связи школы с другими предприятиями и организациями, позволяющей овладеть такими специальностями, как рабочий по обслуживанию здания, озеленитель, младший обслуживающий персонал, рабочий по кухне и др. Труд, как образовательный предмет, вносит неоценимый вклад в становление личности обучающихся с нарушениями интеллектуального развития. Все виды деятельности в школе находятся во взаимосвязи и являются как целью, так и средством обучения. В настоящий момент в школе осуществляется обучение по следующим трудовым профилям: швейное дело, слесарное дело, штукатурно-малярное дело.
Социальный статус семей обучающихся в школе неоднороден: есть дети из неполных, неблагополучных семей. Из них: многодетные составляют 17%, малообеспеченные – 42%. В школе обучаются 27 детей – инвалидов, по медицинским показаниям на индивидуальном обучении находится – 6 человек, опекаемых – 5 человек, в приемных семьях проживает 5 человек.
За последние годы усложнился контингент обучающихся школы. Нашим образовательным учреждением впервые в Ступинском районе с 2006 года начата работа по обучению и воспитанию детей с умеренной умственной отсталостью со сложной структурой дефекта в режиме муниципальной экспериментальной площадки. В школе созданы условия для осуществления образовательного процесса, который строится на основе теории планомерно – поэтапного формирования умственных действий и понятий. Для эффективности работы педагоги используют инновационные технологии, методы и формы обучения, основанные на индивидуальном и дифференцированном подходе с максимальным учетом интересов, психофизических особенностей, статуса и возможностей данной категории детей. Работа осуществляется в тесной связи с родителями обучающихся: присутствие родителей на уроках положительно влияет на адаптацию ребенка в классном коллективе; участие родителей во внеклассных мероприятиях позволяет ребенку стать более открытыми, раскрепощенными, лучше социализироваться в обществе. Благодаря профессиональной компетенции педагогов у детей наблюдается положительная динамика в развитии. Родители обучающихся выражают благодарность педагогическому коллективу школы.
Опыт работы с детьми со сложной структурой дефекта был представлен на районном методическом объединении логопедов, заседании экспертного совета по экспериментальной деятельности управления образования, подготовлен сборник методических рекомендаций и разработок для работы с этой категорией детей и их родителей, составленный участниками эксперимента. Работа с детьми со сложной структурой дефекта продолжается и в настоящее время. Информация о работе постоянно обновляется на школьном сайте.
Для учащихся с низким уровнем подготовленности к обучению, а также для обучающихся с диагнозом, требующим уточнения, открыт подготовительный класс. Для детей, которым необходима особая помощь в решении задач социальной адаптации, по мере необходимости открывается 10 класс с углубленной трудовой подготовкой, где обучение осуществляется по курсам «Основы компьютерной грамотности», «Основы экономических знаний», «Деловое письмо», «Этика и психология семейной жизни». Между школой и предприятиями города заключаются договора о сотрудничестве, где учащиеся овладевают практическими навыками по профессиям: озеленитель, рабочий по обслуживанию здания, младшего обслуживающего персонала, рабочий по кухне, помощник воспитателя. Все обучающиеся школы продолжают обучение в ПУ–52 города в группе для обучающихся коррекционных школ по специальностям «штукатур–маляр», «мастер–плиточник».
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни. Для нашего коррекционного образовательного учреждения это направление является приоритетным, носит системный характер. Сформулированные в школьной программе «Здоровье» основные направления деятельности охватывают весь учебно–воспитательный процесс:
─ обеспечение санитарно–гигиенических условий в школе (в школе современное освещение, осуществляется своевременное проветривание помещений, температурный режим в норме, все учащиеся имеют сменную обувь, в помещениях проводятся ежедневные влажные уборки, мебель соответствует росту детей, способствует сохранению правильной осанки, хорошей работоспособности, каждый учащийся обеспечен удобным рабочим местом за партой);
─ профилактическая работа по предупреждению роста заболеваемости (учебно–воспитательный процесс осуществляется в соответствии с гигиеническими критериями рациональной организации урока, включение в режим дня школы комплекса оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, экскурсии в природу, физкультминутки на уроках и самоподготовках, гимнастика для глаз, подвижные игры на переменах, спортивные кружки во второй половине дня, общешкольные спортивные соревнования, Дни здоровья, занятия лечебной физкультуры, бесплатное посещение городского бассейна);
─ профилактическая работа по предупреждению детского травматизма на дорогах, вредных привычек табакокурения, токсикомании, наркомании;
─ изучение уровня здоровья учащихся школы (по результатам медицинского осмотра узкими специалистами).
В центре любой деятельности коррекционного учреждения был и остается педагог, который постоянно помогает ребенку находить свое место в системе общества. Вопрос формирования педагогического коллектива занимает ведущее место в деятельности администрации школы. В нашем педагогическом коллективе работают чуткие люди, восприимчивые к интересам обучающихся, открытые всему новому. Высшую квалификационную категорию имеют 45% педагогических работников, первую категорию – 5%. В рамках модернизации образования администрация школы совместно с Управляющим советом продолжают мероприятия по стимулированию педагогического труда, осуществляет мониторинг и информационное сопровождение реализации комплекса мер по модернизации образования. Педагоги школы ежегодно участвуют в муниципальных, региональных, всероссийских профессиональных конкурсах, делятся опытом работы на различных сайтах в сети Интернет.
В современных условиях модернизации образования важное значение приобретает совершенствование учебно–воспитательного процесса. Этому во многом способствует эффективное использование педагогических технологий в образовательном процессе. Это направление стало ведущим в организации учебно–воспитательного процесса школы, оно находит отражение в работе школьных методических объединений, является темой педагогических советов. На ШМО педагоги делятся опытом практической работы по рассматриваемым педагогическим технологиям: использование ИКТ и проектных заданий, игровых технологий, индивидуализация и дифференциация обучения, формирование здорового образа жизни и других. Особое внимание уделяется работе с нормативными документами, касающихся аттестации и порядке перехода на новую систему повышения квалификации педагогических работников Московской области. Темами педагогических советов были: «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность», «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды», «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя». Стало традицией проведение ежегодного школьного конкурса открытых уроков «Учитель – учителю». Ведущим критерием оценки урока является эффективное использование учителем педагогических технологий.
Накопленный опыт работы по эффективному использованию педагогических технологий в учебно–воспитательном процессе был представлен педагогическим коллективом школы на областном семинаре для руководителей и педагогов специальных (коррекционных) школ VIII вида Московской области. Итоги семинара признаны положительными и заслуживающими внимания. Работа педагогического коллектива в этом направлении будет продолжена и в дальнейшей деятельности школы.
Для организации активного сотрудничества администрации, педагогов, обучающихся и их родителей в школе организована деятельность социально–психологической службы, в рамках которой осуществляется социально–психологическая помощь в достижении позитивного разрешения проблем, выявляются индивидуальные качества личности обучающихся. Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита обучающихся оказание им психологической, социальной помощи, организация их обучения, их реабилитация и адаптация в обществе. В состав социально–психологической службы входят: педагог – психолог, социальный педагог, медицинские работники. Основное взаимодействие социального педагога и педагога–психолога идет по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Несмотря на разнообразие и тяжесть проблем, связанных с нарушением здоровья, умственной деятельности обучающихся, педагогический коллектив школы в первую очередь фокусируются на ресурсах обучающихся, осуществляет коррекционно–развивающие и здоровьесберегающие мероприятия для обеспечения адекватных условий получения образования, воспитания, коррекции нарушений их развития, социальной адаптации и интеграции в общество в условиях модернизации образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 Материалы научно-практической конференции « Современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» название статьи «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога».
Статья «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога»....
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Статья "Обучение и воспитание детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке"
Проблемы адаптации к окружающей действительности детей с ограниченными возможностями, а в дальнейшем, и их интеграции в обществе, остаются актуальными на сегодняшний день. Обучающиеся, воспитанники об...
Статья: «Значение использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Данная статья посвящена актуальности использования ИКТ в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ....
Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕНАТИВНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР В РАБОТЕ ТЬЮТОРА. (Из опыта работы)
В статье предоставлен опыт работы тьютора Матвеево-Курганской школы-интернат по использованию альтернативных средств коммуникации с детьми с ТМНР....
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....
Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»
Часто педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...