Уровни | ЭТАПЫ УРОКА. ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ |
Контроль за подготовленностью учащихся | Изложение нового материала | Самостоятельная работа на уроке | Определение домашнего задания |
О П Т И М А Л Н Ы Й
| - создается атмосфера доброжелательности;
- создается ситуация поддержки и успеха;
- темп опроса соответствует индивидуальным особенностям СУ уч-ся;
- концентрируется внимание на главном;
- обращается внимание на типичные ошибки;
- разрешается перед ответом у доски пользоваться пособиями;
- дается план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома;
- используются алгоритмы, памятки, другие виды оперативной помощи.
| - доступность темпа изложения нового материала;
- акцентирование внимания на главных моментах новой темы;
- постоянное обращение к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
- привлечение их в качестве помощников при подготовке опытов, приборов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;
- учитель использует ТСО, наглядность, сравнение, интеграцию с другими предметами;
- учитель привлекает СУ уч-ся к высказыванию предложений, выводов и обобщений по сути объясняемой проблемы, высказанной сильным уч-ся.
| - педагог поощряет инициативу уч-ся, создает условия для ее проявления, для эмоциональной открытости и доверия уч-ся;
- педагог различными методами стимулирует познавательную деятельность уч-ся;
- при самостоятельной работе педагог учит умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль и самоконтроль.
- уч-ся, указание на ошибки, проверка, исправления осуществляются не постоянно.
| - объем домашнего задания оптимален;
- учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
- есть свобода выбора задания;
- для СУ уч-ся подбирается индивидуальное задание;
- домашнее задание включает работу над ошибками;
- домашнее задание проверяется различными способами, учитель получает полную информацию о степени усвоения уч-ся изученного материала.
- получает достаточную и объективною информацию о степени усвоения уч-ся изученного материала
|
Д О С Т А Т О Ч Н Ы Й | - учитель эмоционален, допускает бестактность по отношению к уч-ся;
- уч-ся пассивны, отказываются отвечать;
- не предусмотрены никакие виды оперативной помощи СУ уч-ся при опросе;
- темп опроса не соответствует индивидуальным особенностям уч-ся.
| - темп изложения нового материала не доступен для СУ уч-ся;
- методы обучения однообразны, не позволяют всем уч-ся активно усваивать материал;
- учитель не поверяет в ходе урока степень усвоения уч-ся основных элементов излагаемого материала;
- уч-ся пассивны, не задают вопросов при затруднениях в усвоении учебного материала.
| - в ходе самостоятельной работы учитель не организует специальным способом познавательную деятельность уч-ся;
- не предусмотрены никакие виды оперативной помощи СУ уч-ся;
- учитель не управляет деятельностью уч-ся.
| - домашнее задание непосильное, уч-ся не подготовлены к его выполнению;
- домашнее задание не дифференцируется;
- учитель не проводит инструктаж о выполнении домашнего задания;
- домашнее задание не включает работу над ошибками;
- домашнее задание проверяется формально, учитель не получает информацию о степени усвоения учебного материала уч-ся.
|
К Р И Т И Ч Е С К И Й | - создается ситуация успеха, стимулирование оценкой, подбадриванием;
- темп опроса оптимальный;
- разрешается пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть вопроса;
- предложение уч-ся примерного плана ответа.
| - темп изложения нового материала доступен;
- учитель обращается к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
- учитель добивается ответа СУ уч-ся путем неоднократного повторения;
- учитель рационально использует ТСО, наглядность, сравнения и т.д.
| - педагог использует индивидуальные, парные, групповые формы работы;
- удачно подбирает упражнения для самостоятельной работы, но не разбивает на дозы, этапы, не выделяет в сложных заданиях ряда простых;
- ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- напоминание приема и способа выполнения задания;
- более тщательный контроль за деятельностью СУ уч-ся;
- указание на ошибки, поверка.
| - домашнее задание посильное, логически обоснованное;
- учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, не предупреждая о возможных ошибках и трудностях при его выполнении;
- учитель предлагает индивидуальные задания СУ уч-ся;
- домашнее задание проверяется различными способами.
|
Н Е Д О П У С Т И М Ы Й | - педагог не настроен на учебное сотрудничество с уч-ся, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях;
- темп опроса не всегда соответствует индивидуальным особенностям уч-ся;
- оперативная помощь носит формальный характер, не дает информацию о степени подготовленности уч-ся
| - темп урока неоднороден: то напряженный, то излишне замедленный;
- учитель редко обращается к СУ уч-ся, не владеет достаточной информацией о степени понимания ими нового учебного материала;
- учитель не добивается правильного ответа СУ уч-ся;
использование ТСО, наглядности не рационально. | - педагог «не видит» СУ уч-ся в ходе всего этапа урока;
- используются однообразные приемы и способы организации учебной деятельности (чаще фронтальной);
- оперативная помощь СУ уч-ся носит формальный характер, оказывается эпизодически, не стимулирует познавательную деятельность;
- контроль за деятельностью
| - объем домашнего задания завышен или занижен;
- домашнее задание не дифференцируется;
- нет свободы выбора задания;
- все уч-ся получают одинаковое задание;
- учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
- задание проверяется формально,
|