Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 11 класс)
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. На территории Мордовии ЕГЭ был введен в качестве эксперимента еще в 2002 году. Конечно же, за довольно продолжительный период времени у каждого учителя сформировался свой определенный стиль подготовки обучающихся к экзаменам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе
Формы и методы работы по подготовке учащихся к новым видам итоговой аттестации по русскому языку
в 9 и 11 классах (ГИА и ЕГЭ).
.
Выпускные экзамены – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.
Жизнь доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением их применять. Этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к новой. Анализ экзаменационных работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. На территории Мордовии ЕГЭ был введен в качестве эксперимента еще в 2002 году. Конечно же, за довольно продолжительный период времени у каждого учителя сформировался свой определенный стиль подготовки обучающихся к экзаменам. Педагог продумывает каждый урок, каждый элемент урока.
Девизом моей работы является высказывание В.А. Сухомлинского: «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя». Поэтому я считаю, что качество сдачи экзамена зависит также от мотивации и целеустремленности учащихся: какого результата они хотят добиться? Конечно, не все учащиеся осознают значимость знаний в их дальнейшей жизни, но здесь большая роль отводится нам, учителям и родителям, готовым всегда прийти на помощь ученикам.
Я с гордостью могу сказать, мои ученики никогда не имели репетиторов, своих учеников я готовлю к сдаче экзамена сама. А сельские дети требуют к себе особенного подхода, так как эти дети часто со слабыми знаниями; в семьях, к сожалению, низкая образовательная среда, не способствующая развитию ребенка. Если ребенка с детства не приучили слушать и слышать, если родители не контролируют успеваемость, то успех ученика полностью зависит от учителя. Поэтому сельскому педагогу некогда расслабляться, он должен везде и всюду быть примером для учащихся и много-много трудиться. Моя задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.
Моя работа как учителя-предметника включает в себя:
- изучение нормативных документов по итоговой аттестации;
- изучение демонстрационных вариантов КИМ и изменений в них;
- составление рабочих программ;
- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы;
- работа со слабоуспевающими учениками;
- работа с одаренными детьми;
- ведение диагностических карт;
- мониторинг уровня усвоения учебного материала;
- проведение дополнительных и индивидуальных занятий;
- проведение репетиционных экзаменов;
- анализ результатов, выявление недочетов.
Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ осуществляется по следующим направлениям: информационная работа, содержательная подготовка, психологическая подготовка. Использую технологии проблемного обучения, групповой деятельности, информационно-коммуникационные технологии. Составляю тематические карточки для подготовки к экзаменам из сборников предыдущих лет, из Открытого банка заданий ФИПИ, использую в течение нескольких лет комплекс материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, изданных «Интеллект - Центром». Получается колоссальный объем и разнообразие тренировочных вариантов. Важно подбирать трудные варианты из КИМов разных лет и редакций, разбирать их, записывать верные ответы, давать затем на проверочных и диагностических работах. Необходимо осуществлять одинаковую нагрузку как по содержанию, так и по времени, для всех школьников( сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, то есть слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый.
Наиболее эффективно выстраивать подготовку по тематическому принципу, формировать устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов, алгоритмы действий. Необходимо обучить оценке объективной и субъективной трудности заданий, умению распределять время на то или иное задание.
Отмечу, работу по подготовке к экзаменам начинаю с 5 класса. Провожу контроль остаточных знаний на начальном этапе. Заводим общие тетради для записи правил, исключений. В своей работе с учениками, начиная с 5 класса, отводим время на работу в рабочих тетрадях на печатной основе по комплексному анализу текста. Эти пособия включают различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу. Нуж6но отметить, что в последнее время, в связи с переходом на ФГОС ООО, начиная с 5 класса, ежегодно проводятся ВПР по русскому языку. Чтобы подготовить ребенка к проверочной работе, с целью проверки пройденного материала по той или иной теме выполняем тестовые задания из сборника заданий по подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку. Работа детей с тестовыми заданиями на протяжении всего курса обучения в школе способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по окончании школы.
Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными в среднем звене?
- Взаимопроверка усвоения правила.
2. Работа у доски
3. Тестовая работа с последующей взаимопроверкой
4. Он- лайн- тестирование
5. Работа с тренажером.
Проводя комплексную работу с текстом, мы проводим и лексический разбор текста, повторяя при этом некоторые виды разбора(фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический)
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. Учащиеся указывают средства художественной изобразительности, определяют, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств.
В 5-7 классах осуществляю интенсивную работу по орфографии, по подбору стилистических синонимов, осложненное списывание текста с заданием.
Орфоэпические диктанты призваны сформировать практические навыки расстановки ударения в словах.
В период обучения русскому языку с 5 по 7 класс можно осуществлять изучение грамматических и морфологических норм русского языка.
В 8-9 классах работаю над синтаксическими нормами, отрабатываю навыки работы со словосочетанием, по нахождению грамматической основы, по пунктуации. Также провожу активную работу на уроке по подготовке к ОГЭ, выполняя задания в КИМах. Большое значение отводится выполнению не только тестовым заданиям, но и подготовке написанию сжатого изложения и сочинения.
В старших классах необходим мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям ЕГЭ. В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки по каждому заданию. В карте записываются даты проведения тренингов, проверочных работ и пробных экзаменов. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, спланировать работу по их устранению. Индивидуальная программа ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, составленная на каждого ученика, позволяет проводить дополнительные занятия целенаправленно и дифференцированно. Учитывая, что одного часа в неделю по русскому языку все же недостаточно, большой упор делается на самостоятельную работу обучающегося. С этой целью рекомендую своим ученикам при повторении изученного материала и в овладении более совершенными навыками использовать онлайн-тесты по русскому языку, которые содержат задания ЕГЭ. Все это помогает доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ. Для повторения на уроках использую ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.
Таким образом, на протяжении всего учебного процесса идет ориентировка на личность обучающегося, на отработку основных умений и навыков, которыми должен овладеть каждый учащийся по окончании основной или средней школы.
Безусловно, противников ОГЭ и ЕГЭ много больше, чем сторонников, но все же в последнее время для каждого учащегося даже в сельской местности созданы все условия для активизации познавательной деятельности и успешного усвоения школьной программы (ИКТ, широкополосный Интернет; вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, участие в олимпиадах и конкурсах). Все эти формы и методы работы позволяют подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов, стать детям компетентными и коммуникабельными, достойными гражданами своей страны.
Ипполитова Т. С., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Курташкинская СОШ», Атюрьевский район,
Республика Мордовия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»
Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...
Использование разнообразных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по химии
Известно, что заниматься и готовиться к экзаменам школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Учитель должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную д...
Значение портфолио в подготовке учащихся к успешной сдачи итоговой аттестации по английскому языку
Опубликованная статья в сборнике Центра научной мыли, г. Таганрог...
Доклад на тему « Эффективные технологии подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку»
Доклад на тему « Эффективные технологии подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку»...
«Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода»
Программа опытно-экспериментальной работы...
Обобщение опыта. Формы и методы работы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Выступление на РМО учителей истории и обществознания. Обобщение педагогического опыта....
Подготовка учащихся начальной школы к итоговой аттестации по немецкому языку (Международная ярмарка педагогических инноваций г. Сарапул 2018 год)
Для того чтобы сориентировать учащихся начальных классах в формате и требованиях единого государственного экзамена нужны были задания и упражнения, которые бы сбалансирован...