Выступление на тему: «Совершенствование форм и методов работы с неуспевающими учащимися»
статья на тему

Ткаченко Надежда Евгеньевна

В выступлении содержится информация о причинах неуспеваемости обучающихся, которые делятся на внутренние и внешние, и определении способов преодаления неуспеваемости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Совершенствование форм и

методов работы с неуспевающими учащимися»

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 руководитель ШМО

                                                                                   «Гуманитарные предметы»                                                                                                                                                        

                                                                                Ткаченко Н.Е.

 2016

Одна из важных задач, стоящих перед профессиональной школой, - повышение качества образования и воспитания учащихся. Особенно острой является проблема предупреждения неуспеваемости.

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

  1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
  2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
  3.  Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы.Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

В работе со слабыми обучающимися преподаватель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность обучающимся позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет обучающимся в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  7. Во время подготовки ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать обучающегося, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

        Обучающиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому обучающемуся приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, преподавателей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что преподаватель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

        Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

При подготовке уроков и организации учебно-познавательной деятельности учащихся педагог должен сообразовать свои действия с уровнем развития учебных возможностей слабоуспевающих учащихся. При определении цели урока необходимо учесть особенности в развитии у учащихся навыков мышления, внимания, воли, самостоятельности. Конкретизировать образовательную цель урока, исходя из уровня обученности учащихся. Для слабых поставить цель лишь воспроизведения основных вопросов новой темы. Для воспитательных целей следует предусмотреть конкретные формулировки для воздействия на учащихся с отрицательным отношением к предмету. Например, вызвать интерес к решению качественных задач на уроках физики, к анализу исторических событий и т.д.

В целях развития важно предусмотреть формирование тех компонентов учебных возможностей, которые еще недостаточно сильны. Особое внимание должно быть уделено умению учиться (выделить главное, сравнить, систематизировать факты, осуществлять самоконтроль).

Необходимо обеспечивать доступность содержания учебного материала для слабоуспевающих. Эффективны следующие приемы: связь вопросов, заданий с жизненным опытом учащихся, с их профессиональными и другими интересами; дробление учебного материала на порции, более мелкие части, которые предлагаются учащимся в логической последовательности, постепенно. Примерами могут быть разнообразные алгоритмические предписания, программированные упражнения для организации индивидуальной самостоятельной работы (при устном или письменном опросе, выполнении практических заданий и т.д.).

Следующий прием заключается в разнообразии, вариативности предъявления информации. Он особенно важен, когда материал сложен, когда деятельность учащихся носит проблемный характер. Сокращение объема материала, его сложности, объяснение с помощью наглядных и технических средств обучения можно использовать для обеспечения доступности содержания учебного материала.

Большое место при подготовке и проведении уроков занимает выбор методов и приемов обучения. Чтобы при этом учесть индивидуальные особенности учащихся, не обходимо знать требования, которые предъявляются учащимся тем или иным методом. Проблемные методы, как правило, требуют от учащихся прежде всего активности. Исполнительские методы требуют внимательного слушания, зрительного восприятия и запоминания информации.

Для повышения эффективности работы со слабоуспевающими следует предусмотреть применение приемов, направленных на активизацию внимания, обеспечение должного темпа выполнения учебных операций, на более продуктивную работу памяти. К таким приемам относятся:

1. Постановка в ходе рассказа, объяснения вопросов, акцентирующих внимание учащихся на содержании материала, на ходе рассуждений и пр.;

2. Различные задания учащимся (следить за объяснением материала по предложенному плану, составить свой план по ходу рассказа, составить краткий конспект нового материала, придумать примеры рассматриваемых явлений);

3. Предварительное ознакомление отдельных учеников с материалом следующего урока (по учебнику или доп.литературе);

4. Применение не только отдельных типов наглядности, но и их сочетаний;

5. Сообщение учащимся мнемонических приемов (приемов для развития памяти) для лучшего запоминания материала и т.д.

Репродуктивный метод учения требует от учащихся осознания, осмысления учебного материала, владения навыками мышления. Примером этого метода служит решение задач, т.к. преподаватель не только показывает ход решения, но и объясняет, почему именно такие действия выполняются и в такой последовательности, раскрывает связь между ними, рассматривает закономерности правила, привлекает другой теоретический материал.

Преподаватель может обратиться к таким приемам, которые оказывают специальное воздействие на мыслительную сферу:

  1. Напоминание сути мыслительных операций - что значит сравнивать, проанализировать, обобщить и т.д.;
  2. Привлечение слабоуспевающих учащихся к повторению отдельных этапов рассуждения (с чего начинаем решение задачи, что используем для обоснования способа решения, какой вывод можно сделать из сказанного, что является главным и т.п.);
  3. Использование материала, содержащие противоречивые высказывания, суждения, мысли, факты и пр.

Практический метод предполагает наличие хороших навыков решения задач, проведения наблюдений, выполнения упражнений, написания сочинений и т.д. для этого необходимо обеспечить учащихся карточками с дозированной помощью:

  1. Организации взаимопомощи и взаимопроверки среди учащихся;
  2. Снижения уровня сложности задания (или уменьшение его объема) для отдельных учеников;
  3. Обеспечение учащихся средствами контроля действий и результатов (готовые ответы и детали, справочный материал и пр.).

На уроках не следует отказываться, при наличии отстающих учащихся, от постановки проблемных вопросов и заданий. Важно позаботиться о создании условий, в которых слабоуспевающие ученики наравне с другими включались бы в поиск ответа на проблемный вопрос. Когда обучающиеся ставятся в подходящие условия и когда по отношению к ним при меняются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда полностью ликвидировать свое отставание.

Крайне важно изменить представление слабоуспевающих учащихся об учебной работе, о своих собственных возможностях. Необходим целый комплекс воздействий. В основном это устное или письменное ориентирование учеников в предстоящей работе (что необходимо сделать за урок, чему научиться, что дает этот урок для будущего овладения предметом, для выбранной профессии и т.д.), напоминание правила, формулы дополнительное пояснение в виде чертежа, схемы и дp., рекомендация, совет, как лучше поступить с задачей указание алгоритма, предложение, образца решения, оформления работы и т.п, предупреждение о наиболее вероятных ошибок и др.

Большое значение в работе со слабоуспевающими имеет доброжелательность преподавателей и товарищей по группе, способствующая положительному настрою отстающих учеников. Важно поощрять правильные ответы, действия, положительное отношение к учению, проявление воли, самостоятельности и др. Ценных качеств личности создавать ситуации заинтересованности в результатах учебной работы, сравнивать ответы, действия слабоуспевающих учащихся и успевающих, организовывать взаимопроверку знаний обучающихся.

В любом случае слабоуспевающие особенно нуждаются в оценивании своей работы из-за гиперболизированного чувства неуверенности в себе. На первом этапе работы с отстающими оценка должна быть направлена на поддержку, укрепление положительных мотивов учения.

В связи с этим к оцениванию предъявляются особые требования, которые находят свое выражение в следующих приемах:

  1. Создание ситуации успеха путем поощрения за проявленную инициативу, смелость мысли, активность, найденную ошибку, правильное повторение выводов.
  2. Выставление дифференцированных оценок за отдельные умения, знание отдельных вопросов темы с тенденцией на завышение (на первых порах).
  3. Указание заранее той части учебного материала, по которой будет опрошен ученик на следующем уроке.
  4. Оценивание в основном положительных результатов с комментированием, указанием конкретных достижений ученика перед всей группой.
  5. Систематическая проверка знаний и умений на основе деления учебного материала на небольшие порции.

Тактичное реагирование преподавателя на результаты учебного труда, отношение учащегося к учебному процессу, их поведение исключает раздражительность, нетерпеливость, придирчивость, но предполагает искреннюю заинтересованность и стремление помочь учащемуся, что способствует установлению благоприятных взаимоотношений сними и обеспечивает продуктивную учебно-познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Совершенствование форм и методов работы учителя математики

Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы обучающимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности.Под метапредметностью п...

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка»

Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка»...

выступление на тему: "Активные формы и методы работы на уроках музыки"

выступление на тему: "активные формы и методы работы на уроках музыки"...

Программа профессионального самообразования Тема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»

Программа профессионального самообразованияТема «Совершенствование форм и методов работы учителя физической культуры в условиях современного образования»...