Формы и методы работы со слабоуспевающими (дифференцированное обучение )
методическая разработка
Формы и методы работы со слабоуспевающими (дифференцированное обучение )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_so_slabouspevayushchimi_differentsirovannoe_obuchenie_.docx | 81.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Работа со слабоуспевающими учениками
как фактор повышения качества знаний и умений учащихся»
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Самое главное - «не потерять», «не упустить» учащихся
с низкими учебными возможностями. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такой категорией учащихся.
Совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поощрение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыков.
Задача учителя - создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности; пробуждение природной любознательности; создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих к слабому ученику; вовлечение учащихся в совместный поиск форм работ.
Для решения этой задачи даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Например:
№ | Фамилия, имя | Причина слабой успеваемости |
Бугера Лолита | Низкий уровень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, гиперактивность, отсутствие контроля со стороны родителей | |
Киркин Владислав | Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие действенных мотивов | |
Спасибо Екатерина | Слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи. | |
Тройников Вадим | Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие контроля со стороны родителей | |
Приезжих Дмитрий | Низкий уровень мотивации, отсутствие контроля со стороны родителей, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи |
Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке
Особенности неуспевающих учащихся:
Признаки отставания ученика | Причины: | В чем проявляется: |
1. Низкий уровень умственного развития. |
|
|
2. Несформированность учебных навыков. |
| Ребенок не умеет учиться:
|
3. Дефицит внимания с гиперактивностью. | Функциональные особенности нервной системы |
|
4. Отсутствие познавательного интереса. | С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности | Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает, не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение. |
5.Несформированность произвольной сферы. | Функциональные особенности нервной системы; педагогическая запущенность | Ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач. |
Перед нами возникают вопросы, требующие незамедлительного решения.
Как предотвратить неуспеваемость учащихся?
- Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
- Нужно выбирать разумные способы учебной работы, применяемые учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.
- Систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
- Организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе таким образом, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Как можно помочь слабоуспевающему ученику?
- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность учеников?
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
- При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока.
- Стремиться к алгоритмизации деятельности.
В связи с этим учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
- память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого ребёнка:
- уметь встать на позиции ученика;
- уметь вести непринуждённый диалог;
- стремиться к внешней занимательности;
- использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
- учить работать со словарями и другим справочным материалом.
Проявлять:
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
В обучении применять:
- опережающее обучение;
- различные формы групповой работы;
- взаимоопрос, самоконтроль;
- конспекты-блоки по разным темам;
- работу с алгоритмами.
Причины неуспеваемости воспитанников
Основные причины неуспеваемости обучающихся:
- Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что обучающийся не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений, навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих воспитаннику проявить самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Как организовать работу с такими детьми?
Для обучающихся по причинам 1 и 2, прежде всего, это снижение учебной нагрузки: рациональная организация деятельности таких детей на уроках и при выполнении самоподготовки. Минуты работы чередовать с минутами отдыха, не требовать от такого ребёнка выполнения задания «в один присест». В течение урока требуется чаще менять виды учебной деятельности, предоставлять кратковременный отдых в виде эмоциональных разрядок. Для таких обучающихся на каждом уроке должны быть подготовлены индивидуальные задания. Письменные работы у них должны проверяться все. Задание на самоподготовку должно носить дифференцированный характер. Сидеть за последними партами такие дети не должны.
Многие неудачи в учении слабоуспевающих обучающихся связаны с их неумением запоминать и сохранять в сознании большое количество информации. С переходом с одного курса на другой количество материала увеличивается, а способам заучивания не учат. Слабоуспевающим воспитанникам необходим более длительный период времени для приёма и переработки воспринимаемой информации. Если промежуток между уроками небольшой (в 1-2 дня), то требовать выучить, к примеру, стихотворение к следующему уроку от таких детей не следует. Им необходимо дать больше времени для заучивания. При задании на самоподготовку следует отметить, что нужно запомнить, а что просто понять. Большую помощь могут оказать и подготовленные памятки, которыми обучающиеся могут пользоваться и на уроках при выполнении заданий, и на самоподготовке.
На уроках повторения следует добавлять новые, интересные данные по теме, поощрять смысловое припоминание, разнообразить способы повторения следующими заданиями: изобразить материал в наглядном виде; придумывание собственных примеров; иллюстрирование материала; сравнение различных разделов темы; классификация и обобщение пройденного материала; включение старого материала в решение новых задач, упражнений.
При изложении нового материала обязательно проверять степень понимания основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать материал.
На первом уроке новой темы вывешивать «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, которые обязан знать каждый. Перед обучающимися ставится простая, понятная и увлекательная для них цель, выполняя которую они волей-неволей выполняют и то учебное задание, которое планирует преподаватель.
При изложении нового материала находить такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным и увлекательным.
Для повышения интереса при изучении нового материала можно использовать такие приёмы:
Отсроченная отгадка. В начале урока преподаватель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Либо загадку дать в конце урока, чтобы с неё начать следующий урок.
Лови ошибку. Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибку. Искать её можно индивидуально или парно.
Пресс-конференция. Преподаватель намеренно неполно раскрывает тему, предложив обучающимся задать дораскрывающие её вопросы.
В ходе самостоятельной работы подбирать задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнение по устранению ранее допущенных ошибок. Инструктировать о порядке выполнения работы. Умело оказывать помощь, стимулируя при этом самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя её в должном темпе и осуществлять самоконтроль. Напоминать приёмы и способы выполнения задания. Делать ссылки на аналогичное задание, выполненное ранее. Разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
При организации контроля со слабоуспевающими могут быть использованы следующие приёмы:
Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими суворовцами ведётся полушёпотом, в то время как класс занят другим делом.
Программируемый опрос. Обучающийся выбирает верный ответ из нескольких предложенных.
Выборочный контроль. Проверить письменные работы на уроке выборочно.
Тренировочная контрольная работа. Проводится контрольная работа до основной контрольной, но оценки в журнал ставятся по желанию суворовца.
Блиц-контрольная. Проверка в высоком темпе степени усвоения базовых навыков, которые нужны для дальнейшей работы.
Релейная контрольная работа. Контрольная проводится по текстам ранее выполненных упражнений.
При организации самоподготовки обеспечить повторение пройденного материала, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Чётко инструктировать воспитанника о порядке выполнения самоподготовки, проверять степень понимания этих инструкций. Развивать умение суворовцев обращаться со вспомогательными учебными материалами. Согласовывать объём задания на самоподготовку с другими преподавателями, исключая перегрузку для слабоуспевающих обучающихся. Задание по самоподготовке у каждого слабоуспевающего суворовца должно быть проверено и оценено преподавателем. Только в случае постоянного контроля у воспитанников не возникнут сомнения в обязательности выполнения самоподготовки.
Рекомендуется использовать различные формы контроля выполнения самоподготовки:
Выборочный диктант. Например, запись под диктовку преподавателя сгруппированных слов из текста упражнения с изученными орфограммами.
Мини-сочинение. Составление текста по картине с использованием словосочетаний из упражнения для самоподготовки.
Составление словарного диктанта из слов и словосочетаний текста упражнения по самоподготовке.
Письмо по памяти. Запись по памяти составленных самостоятельно предложений и словосочетаний.
Что касается третьей группы обучающихся, не успевающих по причине недостаточного уровня развития и воспитанности личных качеств, необходимых для успешного обучения, то их обучение необходимо выстраивать посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические):
- показ достижений и в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям обучающихся;
- проявление преподавателем (воспитателем) собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение воспитанников к подобным направлениям;
- организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, взаимопомощь, обмен мнениями).
Как повысить работоспособность учащихся?
- разнообразить виды деятельности;
- проветривать кабинет;
- проводить физминутки;
- всегда помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими:
- карточки для индивидуальной работы;
- задания с выбором ответа;
- деформированные задания;
- “разрезные” правила, определения;
- перфокарты;
- карточки – тренажеры;
- творческие задания;
- карточки-информаторы;
- карточки с образцами выполнения;
- карточки-конспекты.
Преподаватель должен:
• знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
- память (вербальная, невербальная);
• стремиться понять и принять каждого ребёнка;
• создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;
• проявлять
- разумную требовательность;
- неиссякаемое терпение;
- справедливую строгость;
- веру в возможности ребенка;
• уметь встать на позиции воспитанника;
• НЕТ насмешливому тону!
• Уметь вести непринуждённый диалог;
• стремиться к внешней занимательности;
• использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
• учить работать со словарями и другим справочным материалом.
• В обучении применять
- опережающее обучение;
- различные формы групповой работы;
- взаимоопрос, самоконтроль;
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.
• при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов);
• рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!);
• применять частую смену видов деятельности на уроке;
• многократно проговаривать и закреплять материал урока;
• стремиться к алгоритмизации деятельности.
В работе со слабыми воспитанниками преподаватель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ребенку достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность позаниматься на самоподготовке.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ребенку в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать воспитанника, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Подростки любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Им приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, преподавателей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что педагог рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: при закреплении; при проверке самоподготовки; при самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, схемами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу при выполнении заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий всё возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся.
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий всё возрастающей сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества упражнений для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже выполненным упражнениям.
8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Для разнообразия учебных будней можно использовать разнообразные формы и жанры урока. Например: урок-игра; урок-спектакль; урок-путешествие; урок-детектив; урок-сказка; урок-силовое многоборье; урок-концерт; урок-картина.
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и обучающиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.
Чтобы помочь ребёнку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребёнок может оказаться успешным, реализовать себя. Очень важно создать на уроке доброжелательную обстановку, атмосферу творчества и сотрудничества, где многие страхи исчезнут, вырастет самооценка, сформируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя.
Таким образом, создание ситуации успеха на уроке включает в себя:
• атмосферу доброжелательности на протяжении всего урока;
• снятие страха – авансирование обучающегося перед тем, как он приступит к реализации поставленной задачи (то есть объявление о положительных результатах до того, как они получены);
• ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий (во имя чего?);
• реальную помощь в продвижении к успеху;
• педагогическую поддержку в процессе выполнения работы;
• оценивание – акцент на деталях выполненной работы;
• оформление урока;
• опережающие задания;
• использование на уроке интересного дополнительного материала по теме;
• смену деятельности учащихся;
• организацию такой учебной деятельности, которая соответствует по степени трудности способностям обучающихся;
• предъявление максимальных требований к обучающимся, но не превышающих их возможности;
• разрешение пользоваться наглядными пособиями, памятками, алгоритмами, помогающими излагать суть явления или выполнять практические действия;
• инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
• использование разнообразных форм проведения уроков;
• тактичное исправление недочётов и ошибок обучающихся.
Современному педагогу в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися.
При работе над проектом у суворовцев не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет на практике применить знания, полученные на уроках.
Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»
Ответьте на него, предложив поработать над проектом.
Все наши воспитанники очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И в этом, прежде всего, должен помочь преподаватель.
Система мер на отдельной дисциплине по совершенствованию учебного процесса с целью предупреждения неуспеваемости суворовцев:
- Включение в тематику заседаний отдельной дисциплины вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости.
- Выявление и учет специфических для училища, для роты, для взвода причин отставания.
- Обеспечение единства действий по предупреждению неуспеваемости суворовцев, установление межпредметных связей в обучении, координация действий с воспитателями и педагогом-психологом роты.
- Тщательное ознакомление с учебными возможностями первокурсников (пятиклассников) и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.
- Улучшение практики самоанализа преподавателями своей деятельности и их последующее самообразование.
- Изучение передового опыта по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.
Преподаватель может считать, что сделал всё возможное в работе со слабоуспевающим, если:
- Проводится своевременное и грамотное психолого-педагогическое изучение обучающегося.
- Разработана программа индивидуально-педагогического движения слабоуспевающего. Систематически поддерживается связь с воспитателем взвода, в котором обучается суворовец.
- Ребёнок получает индивидуальные задания, своевременную помощь и консультацию
- Пересажен с последних парт к более сильному обучающемуся.
- У ребёнка проверяются все письменные работы.
- Ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
- Спросили за четверть 5-6 раз.
- Имеется классификация ошибок, допущенных каждым обучающимся в разных видах работ.
- Тщательно планируется повторение ранее изученного материала.
- Проводятся дополнительные занятия во внеурочное время.
- Организована взаимная помощь среди воспитанников взвода.
- Используются рациональные методы планирования и организации работы обучающихся на уроках.
- Организована тематическая проверка знаний по пропущенным темам.
- Формируется у обучающихся механизм самосознания, самооценки и самоконтроля.
- Корректируется содержание учебного материала уроков с целью организации повторения изученного материала.
- Наблюдается усиление индивидуализации обучения на уроках.
- Обучающиеся получают дифференцированные задания на самоподготовку.
- Повышается самооценка обучающихся путём применения методов стимулирования деятельности.
- При проведении учебного занятия используются различные виды памяти обучающихся (образная, эмоциональная, зрительная). Учитываются психологические и гигиенические требования к уроку.
Особое внимание обращаем на правило: НЕТ насмешливому тону!
При работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие психологические правила:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Мероприятие | Сроки |
Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей | сентябрь |
Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости | сентябрь-октябрь |
Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?” | сентябрь |
Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) | каждую неделю |
Дополнительные занятия с учеником (разовые) “Правила составления плана устного ответа” “Как правильно работать с орфограммами” | в течение года в начале учебного года |
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность | ежедневно на разных этапах урока |
Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию | на каждом уроке |
Работа с учеником на уроке:
| на каждом уроке |
Организация самостоятельной работы на уроке:
| в течение года |
Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия) | на каждом уроке |
Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки | систематически |
№ п/п | Мероприятия: | Сроки проведения |
Выявление слабоуспевающих учащихся. Составление индивидуального плана работы в соответствии с календарно-тематическим планированием. | сентябрь | |
Организация работы со слабоуспевающими учащимися. | в течение учебного года | |
Осуществление контроля за посещаемостью слабоуспевающих учащихся. | ежедневно | |
Контроль и анализ ведения диагностических карт учащихся. | 1 раз в четверть | |
Организация дополнительных занятий, индивидуальных консультаций со слабоуспевающими. | в течение года | |
Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей. | октябрь, ноябрь, март | |
Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов в обучении: использование разноуровневых тестов; групповая форма работы по уровням знаний учащихся. | в течение года | |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме. | в течение года | |
Привлечение школьного психолога для оказания психологической помощи слабоуспевающим. | по плану | |
Творческая работа, привлечение к участию в игровых конкурсах. | в течение года | |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: - проведение индивидуальных бесед с родителями; - посещение на дому семей слабоуспевающих учащихся | в течение года |
В процессе контроля знаний учащихся
- Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
- Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др.
- Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой (создание ситуации успеха)
В процессе контроля за усвоением знаний учащихся
1. Специальный контроль усвоения вопросов, обычно вызывающих у учащихся затруднения.
2. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися в устных ответах, письменных работах, концентрирование внимания на их устранение.
3. Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
4. По окончании изучения темы или раздела обобщение итогов усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков учащихся, выявление причины отставания.
При изложении нового материала
- Поддержание интереса к усвоению темы.
- Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
- Привлечение к высказыванию предложений при
проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
- Обязательная проверка в ходе урока степени
понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. - Стимулирование вопросами со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
- Обеспечение разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
- Использование ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий.
В ходе самостоятельной работы
1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных заданий ряда простых.
2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа выполнения. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
3. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
4. Стимулирование самостоятельных действий. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.
5. Подбор для самостоятельной работы заданий по наиболее существенным разделам материала, стремление меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включение в содержание самостоятельной работы упражнений, помогающих устранить ошибки, допущенные при ответах и в письменных работах.
6. Инструктирование: порядок выполнения предложенной ученику работы.
7. Стимулирование обращения к учителю с вопросами при затруднениях в самостоятельной заботе.
8. Оказание помощи ученикам в работе, всемерное развитие их самостоятельности.
9. Формирование умения планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
При организации самостоятельной работы вне класса
- Выбор для групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
- Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
- Обеспечение в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.
- Систематическое выполнение домашнего задания – работы над ошибками.
- Четкое инструктирование обучающихся о порядке выполнения домашней работы, определяя степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.
- Согласование объёма домашних заданий с другими учителями-предметниками, преподающими в данном классе, выявление перегрузок, особенно слабоуспевающих учащихся.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися необходимо использовать:
- новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока
- организацию индивидуально-групповой работы, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору
Ученик, получивший за четверть неудовлетворительную оценку, в обязательном порядке должен посещать индивидуально-групповые консультации с целью ликвидации пробелов в знаниях за период, в который получена неудовлетворительная оценка. На уроках в качестве домашнего задания следует предлагать ему выполнять творческие работы, дифференцированное домашнее задание (по выбору учащегося – на «3», «4», «5») и дифференцированные проверочные работы. Учитель должен следить за степенью усвоения материала в процессе изучения темы, постоянно обращаясь к изученным параграфам, проводить повторение изученного в процессе урока, опираться при объяснении новой темы на изученный материал. Необходимо разнообразить формы проверки знаний. Особое внимание следует обратить на составление опорных конспектов, тезисных планов, так как именно такая форма работы помогает учащемуся выделить главное в материале урока и запомнить для применения знаний на практике.
Оказание помощи слабоуспевающему на уроке
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля знаний учащихся |
|
В процессе контроля за усвоением знаний учащимися | 1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся затруднения. 2. Тщательно анализировать у систематизировать ошибки, работах, концентрировать внимание на их устранение. 3. Контролировать усвоение материала учениками. 4. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков учащихся, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала |
|
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке. | 1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных заданий ряда простых. 2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа выполнения. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. 3. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. 4. Стимулирование самостоятельных действий. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок. 5. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным разделам материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. 6. Инструктировать о порядке выполнения работы. 7. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной заботе. 8. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. 9. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса. |
|
Памятка учителю в работе со слабоуспевающими учащимися
- Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
- Помни что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
- Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
- Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
- Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.
- Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
- Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
- Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
- У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
- Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
- Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
- На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
- При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
- При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Список слабоуспевающих учащихся, причины неуспеваемости (пример ведения отчетности)
№ п/п | ФИ ученика | Причины неуспеваемости | Результат на конец четверти (не успевает по русскому языку) | Итог учебного года | |||
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | ||||
1 | 1.Пропуски занятий по болезни 2.Отсутствие навыков самостоятельности в работе 3.Недостаточная домашняя подготовка 4.Недостаточная работа на уроке, низкие способности 5. Низкая техника письма, чтения и правописания 6. По просьбе родителей 7.Языковой барьер 8.Малый словарный запас 9.Недостаток в чтении художественной литературы 10.Пробелы в знаниях. 11. Педагогическая запущенность, перевод из одного класса в другой, разные комплекты учебников, инвалид по зрению… | ||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
Памятка учителю в работе со слабоуспевающими учащимися
- Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
- Помни что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
- Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
- Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
- Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.
- Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
- Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
- Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
- У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
- Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
- Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
- На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
- При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
- При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.
Проектное обучение
Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?» Ответьте на него, предложив поработать над проектом.
В случае неэффективности всех принятых мер, преподаватель предоставляет рапорт заместителю начальника училища по учебной работе, на основании которого администрация образовательной организации организует работу педагогического консилиума, на который приглашается обучающийся и его родители для решения дальнейшего вопроса об обучении.
Многие слабоуспевающие дети проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями… Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы? Посмотрите, что из этого может получиться… У нас, да наверняка и у вас есть целая копилка презентаций, подготовленных детьми, которые можно потом использовать на различных уроках.
Статистика последних лет свидетельствует, что число «слабоуспевающих», «педагогических запущенных» детей растёт. Работа преподавателя с такими детьми должна быть направлена на оптимизацию личностно-ориентированного подхода, на решение проблемы неуспеваемости, на исправление дефектов познавательной сферы, связанных с последствиями педагогической запущенности. Действенная помощь обучающимся может быть оказана только на путях психолого-педагогического подхода к анализу и устранению возникших в процессе обучения трудностей. Предлагаемые методические рекомендации актуальны, так как работа со слабоуспевающими, организованная в системе, ведёт к решению проблемы неуспеваемости, педагогической запущенности и способствует принципиальному изменению содержания работы преподавателя.
Методические рекомендации имеют большую практическую значимость, так как могут быть использованы преподавателями русского языка в работе не только с обучающимися, испытывающими трудности в обучении, но и при организации индивидуальной работы на уроке. Материалы приложений могут быть полезны и воспитателям суворовцев при организации самостоятельной подготовки по русскому языку.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень… Но каждый ребенок должен самореализоваться! И я вам этого искренне желаю!
Успехов нам всем в нашем нелёгком труде ради детей, ради будущего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная технология обучения русскому языку и литературе: формы и методы работы на уроке
Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации,...
Формы и методы работы, повышающие мотивацию в обучении и формирующие математическую культуру школьника
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психологическому развитию выпускников школы. Формирование мотивации учения в школьном во...
Научная статья: «Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене по реализации ФГОС»
Данная статья посвещена формам и методам работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОСа. Объясняются критерии ФГОСов и предлагаются вниманию читателя виды нестандартных уро...
Статья на тему "Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОС"
В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать ра...
МАТРИЦА АНАЛИЗА УРОКА «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ»
Данная работа включает в себя :этапы урока;параметры наблюдения;уровни урока...
Семинар-практикум «Игровые формы и методы работы в классе фортепиано на начальном этапе обучения»
Цель семинара - актуализация методов и игровых форм работы в классе фортепианоЗадачи: -исторический обзор клавирных методик;-направления учебной работы с начинающими;-игровые методы и формы работ...
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...